Пора принимать «позу подчинения»
В последний период чаще чем обычно можно наблюдать то, что президент принимает сторону своего премьера. Это может означать, согласно «сигнальной системе», принятой в Кремле, что Медведев по-прежнему не собирается конфликтовать со своим старшим товарищем. Даже при поддержке Вашингтона извне и либеральных кругов внутри страны.
Президента, похоже, устраивает то, что он является «либеральной альтернативой» правительственному курсу. Но не более того: претендовать на значительные политические ресурсы, чтобы настаивать на реализации либеральных проектов, он не намерен.
Не имеют пока последствий и действия МВД, которое заключением следователя Бориса Кибиса фактически послало по известному адресу президента и его совет по правам человека. Конкретно – доклад по «делу С. Магницкого»: «Доклад… не содержит в себе каких-либо сведений, имеющих значение по данному уголовному делу».
Впрочем, осторожный заход на территорию Путина Медведевым все же был сделан. Соответствующим распоряжением он дал старт работе инвестиционных уполномоченныхв федеральных округах, закрепив этот статус за заместителями своих Полномочных Представителей.
Помимо этого Медведев создал Межведомственную комиссию по противодействию экстремизму, а возглавил ее министр Нургалиев.
Таким способом, возможно, ему подыскивают «запасной аэродром». И вскоре он покинет свой пост, сосредоточившись, как и его соратник Николай Патрушев, на сугубо идеологической работе. Создание такой комиссии многими признается как дублирующее уже имеющиеся функции НАК, ФСБ, МВД, Совбеза РФ и других профильных ведомств. То, что директор ФСБ Бортников стал замом Нургалиева (кстати, в Национальном антитеррористическом комитете ситуация зеркальная: Нургалиев является заместителем Бортникова), говорит о попытках со стороны Медведева создать подобие собственной системы сдержек и противовесов.
Кстати, в интервью «Эху Москвы» Медведев взял на себя всю ответственность за принятие решений об открытии огня и проведении военной операции в Южной Осетии в августе 2008 года. То есть снял с премьера груз обвинений в оккупации Грузии в преддверии электорального цикла. И заодно оказал услугу Б. Обаме, подчеркнув, что именно помощь республиканцев, возможно, помогла Саакашвили решиться на военные действия.
В общем, пока президент больше играет «за», нежели «против» премьера. Впрочем, проект «Правое дело», поддержанный Медведевым и всячески им обласканный может быть лакмусовой бумажкой по мере приближения 2012 г., когда будет решаться вопрос, кто именно возглавит Россию в марте.
Вполне вероятно, что Путину не понравится (или уже не понравилась) партийная активность действующего президента. И он сможет интерпретировать ее как попытку нарушить джентльменское соглашение, которое явно было заключено в 2007 г. и привело Дм. Медведева в марте 2008 г. в президентское кресло.
Так что внимание со стороны президента может дорого стоить «Правому делу» в период избирательной кампании. А в результате стать причиной «пролета» мимо Госдумы.
Комментарии