Даже спустя 20 лет миллионы людей продолжают жить в стране-призраке - СССР

 

БЕГСТВО   В   СССР

 

Владимир Григорян

 

      Вручая  награду   одному  из певцов  бывшей  союзной республики, наш  выдающийся поэт-песенник  Михаил  Танич   сказал,  что  не признает  развала   СССР,  и  по этой причине  поздравляет  победителя  -  как своего  соотечественника,  как  близкого родственника, а не гражданина иностранного государства.

      Эти слова  из  уст  автора  бессмертных песен, ставших  частью  нашей   культуры, прочно вошедших в  народную память и душу,  прозвучали  залпами   праздничного салюта, который  словно    озарил  наши прошлые  победы - в  космосе, спорте, жилищном строительстве. Озарил… на фоне экономического застоя,  горьких поражений и предательств.  Эти слова из уст фронтовика-танкиста,   как  будто ударили  из  тысячи   орудий   во славу  Великой Победы,  в  память  о  защитниках   Родины…

 

      Воистину,  поэт  в  России – больше, чем поэт. Устами поэта,  в сущности,   большого  ребенка,  находящего постоянно на связи  с  Космосом, глаголет   истина.    

      Значит,  было что-то такое в  той стране, чего  невозможно  оболгать, умалить, уничтожить.  Ведь  слова эти  явились откровением человека,  отца которого расстреляли в 1938 году,  а  сам  фронтовик  Михаил Танич   в 1947 году  был  осужден  по обвинению в  антисоветской  агитации ( 58 статья)  и  отбыл шесть лет  заключения  в  Саликамске,  где   не каждому  удавалось  выжить.  Тот  же  Михаил Танич  в 1992 году, видимо,  в память о годах  заключения,  создал  группу  «Лесоповал». 

     Как и  миллионы других граждан,  Михаил Танич  был реабилитирован после  20-го  съезда.

   Что же  позволило выдающемуся поэту не  признать развала  страны,   в   которой он  был  репрессирован?  Может, в его сердце навсегда вошли  годы  хрущевской оттепели?

       Это было время,  когда  после тяжелой кровопролитной войны  страна  поднялась из руин, было покончено с разгулом уголовного мира. Времена жесткого  сталинского правления остались  позади, страх превратиться в лагерную пыль постепенно выветрился  из сознания народа.  Люди стали добрее, доверчивее,  приветливее. А полет Юрия  Гагарина наполнил сердца советских граждан гордостью за свою великую страну. Открыл безграничные возможности развития. Продемонстрировал величайшие достижения нашей науки и техники. Это было время, когда мы были самой читающей страной в мире, самой спортивной, самой образованной…  и самой изолированной.  Это было время,  когда люди не боялись знакомиться в метро, скверах, на улицах.  Когда слово товарищ не вызывало желчной иронии…  Когда физики становились лириками.

  Когда поэты собирали стадионы. Состояние тех лет, можно было бы  передать словами детской песни: «Только радость, только небо, только счастье  впереди!» И если бы кто-нибудь тогда сказал, что  СССР   ждет такая быстрая по историческим меркам катастрофа,  его бы приняли за сумасшедшего. Нет,  даже  бессрочному пациенту психушки  не пришло  бы  такое в голову, что   великая  могучая держава   рассыплется как карточный домик

          Что же  все-таки было   такого в советском прошлом, что миллионы людей  до сих пор, спустя  20 лет после  развала СССР, продолжают жить в  стране-призраке? Многие из них готовы  бросить все  и  вернуться даже  в  застойное прошлое эпохи брежневского правления – к очередям, к полупустым прилавкам,  к  железному занавесу…   К  пионерским лагерям,  к  профсоюзным путевкам,  бесплатному образованию, здравоохранению… Дворцам спорта, дешевой квартплате, к однопартийной системе,  к    телевидению и газетам,  постоянно  рассказывающим  о  трудовых достижениях советского народа. К немногочисленным скромным храмам…  К  парткомам, месткомам,  к  уверенности в завтрашнем дне, к дружбе народов…  

     Вернуться в СССР, чтобы   забыть  ужасы гражданской  войны, чудовищные преступления  против человечности.  Погромы,   взрывы жилых домов, гибель детей… Чтобы не слышать  о терактах, о  падающих самолетах,  летящих под откос поездах,   пожарах, наводнениях. Об  эпидемиях  проституции,   наркомании, педофилии… Чтобы  не видеть  фашиствующих молодчиков… Олигархов, разграбивших страну  и помогавших им в этом коррумпированных чиновников.  Продажных политиков,  рассказывающих  сказки  о наших правах и свободах,  о  честных выборах…   Депутатов,  раздающих невыполнимые обещания…     

 

      Почему распался СССР?  Неизбежен ли был крах страны Советов?  Можно ли было, в конце концов,  провести реформы,  не разрушая государства?   Китайцы говорят, что  на  крутых поворотах истории нужно иметь крепкий руль, что начинать реформы надо  не  с политики, а с экономики. Чего добились на сегодняшний день китайцы, известно всем.   Все эти  вопросы и  сегодня  широко и мучительно обсуждаются в нашем обществе. Часто звучит мнение о том,  что если бы   народ захотел сохранить СССР,  жить в семье так называемых братских республик,  то  защитил бы  страну Советов. В том то и дело, что народ  защитил, проголосовав на референдуме за сохранение  СССР. И де-юре мы «продолжаем жить» в Советском Союзе. «Почему люди не вышли на улицы?!»  Этот вопрос тоже часто задается.  Да потому и не  вышли, что   привыкли доверять власти,  безгранично верили Ельцину, что спасет страну, вытянет.  Ведь Борис Николаевич был в Политбюро главным борцом  с привилегиями. В  бытность секретарем  московского  горкома партии даже ездил на работу в общественном транспорте.  Боролся с партийной и  чиновничьей бюрократией, Поддерживал  популярных в то время, как звезды эстрады,    следователей  Гдляна и Иванова. Что потом произошло с ними  и Борисом Николаевичем,  известно всем. Но эта уже другая тема…

 

          Выступая в передаче  у  Евгения Киселева  на  НТВ, Михаил Горбачев, человек изменивший мир, признал, что недооценил значение национального вопроса в стране. Назидательно подчеркнув, что  нельзя перескакивать через исторические этапы. Это был момент истины!  Действительно, перемахнуть из одного социально-экономического строя в другой над пропастью застойных явлений,  да с многомиллионным  народом, с  его застарелыми болезненными национально территориальными проблемами –  безумие!  Правда с  этой задачей, в более тяжелое время, в условиях разрухи и голода репрессивными мерами справился Сталин.

 

Продолжение следует