27 февраля 1935 года издан циркуляр «О выселении контрреволюционного элемента из Ленинграда»

На модерации Отложенный





27 февраля 1935 года, 89 лет назад, издан циркуляр «О выселении контрреволюционного элемента из Ленинграда и пригородных районов в отдаленные районы страны».

27 февраля 1935 года, сотрудники Управления НКВД по Ленинградской области разработали циркуляр «О выселении контрреволюционного элемента из Ленинграда и пригородных районов в отдаленные районы страны». В соответствии с документом из города выдворили тысячи «бывших людей».

По этому циркуляру принудительному выселению подверглись более 11 тысяч человек. Среди них 67 бывших князей, 44 графа, 106 баронов, 218 священников и более 1100 бывших офицеров. Списков было несколько. В списке № 1, к примеру, значились 18 бывших офицеров, проживающих в Ленинграде.

Согласно циркуляру людей депортировали из города на три года, но в действительности им приходилось уезжать навсегда. Формально «контрреволюционные элементы» могли выбирать новое место поселения. Однако было 12 городов («минус двенадцать»), в которых жить не разрешалось, и поэтому многие не смогли поехать к родственникам, проживающим в больших городах. Одним из наиболее «популярных» мест для ссылки оказалась Уфа. Множество ленинградских семей обрели там второй дом. На депортацию «контры» отвели 1 месяц. К концу марта большинство семей, не соответствующих идеологическим требованиям власти, Ленинград покинуло.

По прошествии всего нескольких дней после циркуляра от 27 февраля, 4 марта 1935 года, вышло постановление бюро Ленинградского обкома ВКП(б) о выселении всего финского населения из приграничной полосы, то есть с севера Ленинградской области. На этой территории к 1935 году проживало 200 тысяч финнов‑ингерманландцев, существовали один национальный финский район (Куйвазовский), около 500 финских колхозов, 322 финские школы, сельхозтехникум, финское отделение в пединституте, а также рабфак при университете, финская газета и издательство.

Весной 1935 года практически все это было ликвидировано. Первоочередной депортации подлежали все финны из 22‑километровой приграничной полосы — 3547 семей. Тех, кто проживал в 100‑километровой полосе в Ленинградской области и в 50‑километровой в Карелии, ожидала отсрочка. Они депортировались во вторую очередь. Первая очередь выселялась между 1 и 25 апреля: людей направляли в Таджикистан (около 1000 семей), Казахстан и Западную Сибирь, Киргизию, Свердловскую область. Всего за пределы Ленинградской области отправили более 22 тысяч финнов, что оказалось в два раза больше запланированного количества.

С 1 апреля в Ленинграде НКВД начал новую операцию, в ходе которой к 25 апрелю выселили еще 5100 семей (более 22 тысяч человек), в том числе 101 семью «бывших людей». Позднее, к 15 июню 1935 года, за пределы Ленинграда переселили еще 8 тысяч человек.

Свидетельство одного из переселенцев (проживал в Колтушах) убеждает в жестокости и молниеносности процесса депортации. 6 апреля жители Колтушей получают приказ взять еды на 6 дней и две пары нижнего белья. Людей собирают в народном доме для разъяснения, из которого следует, что поезд отправится через 6 дней, а на человека можно взять мешок картошки. Каждая пятая семья имеет право взять одну лошадь или корову. 12 апреля прибыл поезд, в котором оказалось 35–40 вагонов и три вагона для животных. В каждый вагон посадили 45 человек. По обе стороны вагона были нары в три уровня, в центре печка, у одной из дверей дырка в полу для туалета. Снаружи вагонов было написано: «Добровольные переселенцы». Спать можно было только по очереди, охранники на каждой станции следили, чтобы к вагонам во время остановок никто не подходил и с переселенцами не разговаривал. После Самары охрана сменилась, и вагоны далее запирали только на ночь. 26 апреля эта группа из Колтушей прибыла на конечную станцию Сырдарья, в колхоз Пахта-Арал.