Варшава на перепутье. Почему американцам важно сохранить Польшу в своей орбите. Мнение Станислава Стремидловского
На модерации
Отложенный

Недавняя встреча президента Польши Анджея Дуды с Дональдом Трампом в Белом доме прошла далеко не в торжественной и дружественной атмосфере. Польский лидер, ставший первым европейским политиком, встретившимся с Трампом после его возвращения в Белый дом, столкнулся с явным проявлением пренебрежения. В польских СМИ и социальных сетях активно обсуждают, почему американский президент так поступил с Польшей и с чем связано такое пренебрежительное отношение.
Согласно сообщениям польских СМИ, Анджей Дуда провел более часа за закрытой дверью, ожидая встречи с Трампом. Однако сама беседа длилась всего десять минут, после чего американский президент поспешно отправился на другое мероприятие.
Такое обращение вызвало волну негодования в Польше: как мог Трамп, которого считают другом Варшавы, столь холодно принять лидера страны, которая неизменно поддерживает политику США?
Сам Дуда, понимая неловкость ситуации, попытался сгладить впечатление, заявив: «Ни одна встреча с президентом Трампом не бывает достаточно долгой».
Однако для польской общественности это объяснение прозвучало неубедительно. Многие эксперты расценили такой прием как явный сигнал: несмотря на заявления о стратегическом партнерстве, для Вашингтона Варшава остается скорее исполнителем американских интересов, чем равноправным участником на мировой арене.
Между молотом и наковальней
Несмотря на многолетнюю поддержку республиканцев, Польша в последнее время сталкивается с серьезными вызовами в отношениях с США. Одной из ключевых проблем стала ситуация вокруг Украины. Дуда ранее отмечал, что президент Украины Владимир Зеленский ищет гарантии на случай конфронтации с Трампом, однако Варшава отказалась открыто поддерживать Киев в этом вопросе, подчеркнув свою верность Вашингтону.
Вероятно, такой прагматичный подход не нашел отклика у Трампа, который ожидает от союзников безоговорочной поддержки своих внешнеполитических решений. Кроме того, в американском истеблишменте существуют разногласия по поводу финансирования Украины, и Польша, как один из ключевых соседей, оказалась вовлеченной в эти дискуссии.
Еще одним фактором стала внутриполитическая ситуация в самой Польше. Недавние выборы и приход к власти нового правительства изменили баланс сил, и Вашингтон, возможно, воспринимает Дуду как представителя уходящей консервативной элиты, с которой не стоит строить долгосрочные планы.
Официальная Варшава оказалась в непростой позиции. С одной стороны, Польша остается важным союзником США в Восточной Европе, особенно в контексте сдерживания России. С другой – холодный прием Дуды свидетельствует о том, что польские власти больше не могут рассчитывать на особое отношение со стороны Вашингтона.
В ближайшие месяцы можно ожидать, что Польша попытается усилить свою значимость в глазах американской администрации – возможно, через увеличение военных закупок у США или активизацию дипломатических инициатив. Однако Варшаве придется балансировать между необходимостью поддерживать Украину и стремлением сохранить доверие Трампа, который, судя по всему, будет продолжать демонстрировать свое превосходство даже перед самыми преданными союзниками.
Польша нужна США
Как бы то ни было, стратегическое положение Польши, отношения с США и Европейским Союзом, а также роль в украинском кризисе делают ее важным игроком на европейской политической арене. В интервью с политологом, специалистом по Польше и Ватикану Станиславом Стремидловским корреспондент «Антифашиста» обсудил, как меняется политика Польши в свете возвращения Дональда Трампа в Белый дом, какие вызовы стоят перед страной и как она балансирует между интересами Вашингтона и Брюсселя.
— Станислав, как вы оцениваете недавнюю встречу президента Польши Анджея Дуды с Дональдом Трампом? Высказывается много скепсиса о 10 минутах, которые президент США дал польскому президенту.
— Давайте все-таки скажем то, что 10 минут Дуды – это на 10 минут больше от ничего. К моменту встречи Дуда оказался единственным европейским высокопоставленным европейским политиком, которого Трамп подпустил к себе.
То, что вместо часа он получил 10 минут значит то, что пока что у Трампа нет никакой повестки для Польши. Но это не отменяет того факта, что второй эшелон администрации нового американского президента (я имею в виду и госсекретаря США Марка Рубио, и спецпосланника Трампа генерала Кита Келлога, а также советника Майка Уолтца) все-таки встречается с польскими политиками, и не только с Дудой, но и с министром иностранных дел Польши Радославом Сикорским.
Так что какая-то определенная работа, конечно, идет. В этой встрече на полях Конференции консервативных политических действий я увидел такой чисто человеческий жест Трампа. Ведь Дуда, в отличие от многих польских политиков, Трампа после его поражения от Байдена, не бросил и не предал.
И Дуда встречался с Трампом, когда тот еще только готовился к своей новой предвыборной кампании. Такой человеческий жест и это человеческое проявление можно было бы назвать главным в этой 10-минутной встрече.
— Как в целом, по вашему мнению, будет изменяться политика Польши после возвращения Трампа в Белый дом?
— Я бы сказал, что политика Польши сейчас на серьезном перепутье.
Мы видим, как вибрирует правительство Польши, премьер-министр Дональд Туск и глава МИД Радослав Сикорский. Еще в прошлом году, когда кампания по избранию президента США только начинала набирать обороты, ведь они же говорили довольно хамские и оскорбительные вещи в адрес Трампа.
А сейчас получается, что им нужно принимать чью-то сторону. Заметьте, что Трамп идет на эскалацию не только с киевским режимом Зеленского, он идет на эскалацию с нынешним европейским мейнстримом, с Брюсселем и европейскими либеральными центрами — Парижем, Берлином, Мадридом, Амстердамом, плюс страны Северной Европы (Норвегия, Швеция, Дания). Все они настроены в данном случае на то, чтобы попытаться дать отпор новой администрации США.
И это ставит Польшу в очень сложное положение, потому что, с одной стороны, у них есть правительство «Коалиции 13 декабря» Туска, которое в 2023 году победило под лозунгами восстановления «нормальности» Польши в отношениях с Еврокомиссией и европейским мейнстримом. «Коалиция 13 декабря» тогда была признана демократической, а предшественников из «Права и справедливости» заклеймили, как нарушителей европейского спокойствия.
Мы видим, что и сейчас ведущие страны Европы объединились против Трампа. Заводила у них, получается, Франция и господин Макрон. Они тоже пытаются удержать Польшу в своей орбите. Когда 17 февраля Макрон созвал коалицию нескольких стран Евросоюза, Великобритании, а также президента ЕС Антонио Косту, председателя Еврокомиссии Урсулу фон дер Ляйен и генсека НАТО Марка Рютте, Польша тогда оказалась из стран Центральной и Восточной Европы единственной. Даже прибалтов не позвали, а Туска позвали.
И это, заметьте, на фоне того, как представители команды Трампа прилетают в Польшу. Ведь это, по сути, единственная страна, в которую именно прилетали как в страну, а не как в место размещения, как в случае с Германией на Мюнхенскую конференцию или в Брюсселем, где находится штаб-квартира НАТО.
Американцы в частном порядке прилетали только в Польшу. В Польшу прилетел практически мгновенно после утверждения министр обороны США Пит Хексет. В Польше побывал Кит Келлог. За Польшу сейчас идет такая борьба, что от нее камня на камне может не остаться, когда за левую руку ее будут тянуть «черти» из Европейского Союза, а за правую руку «ангелы» Трампа.
— А в чем на данный момент заключается интерес США и ЕС в Польше?
— Для американцев сейчас важно удержать Польшу в своей орбите. В случае организации любых международных военных миссий, особенно на Украину, без Польши никак не обойтись. Она сейчас является основным логистическим хабом, откуда идет перевалка военной техники и каких-либо видов вооружения.
Польша – это тыл. Чтобы Румыния в этой роли выступила, придется потратить кучу времени и денег. И не факт, что Румыния на это пойдет. У них там другие настроения. А Польша — это своего рода территориальный кредит. И вопрос в том, кто этим территориальным кредитом воспользуется и в каких целях.
Если, допустим, американцы работают по своему сценарию в отношении Украины, то Польша в данном случае им интересно как место, откуда они, собственно говоря, будут вести свои операции для конкретных задач на земле.
Я не особо верю в эту историю про редкоземельные металлы, но даже, если предположить, что там найдется какое-то месторождение и его будут разрабатывать, надо где-то жить иностранным специалистам, надо куда-то это все отвозить и т.д и т.п. И Польша для американцев становится таким уютным и уже обжитым местом.
Второй вариант, с которым, как я думаю, сейчас будет бороться Вашингтон — Польша становится территориальным кредитом для агрессии со стороны Европейского Союза. В Первую мировую войну Польшу разделили немцы и австрийцы. Ну и тем более история Второй мировой войны — без решения польского вопроса Гитлер не стал бы нападать на СССР.
— Какой в ближайшее время вам видится политика Польши в контексте украинского конфликта?
— Из того, что я вижу, я бы сказал, что политика Польши состоит в том, чтобы не иметь никакой политики в отношении Украины. Варшава не понимает, кто выиграет — Вашингтон или Брюссель.
И в Польше для начала нужно все-таки определиться, к кому она сможет прислониться после того, как начнут решаться уже вопросы об устройстве украинской территории. Как будут решены вопросы безопасности, вопросы экономики. Кому нужно будет подлизаться, чтобы получить какие-то преференции. Ну или хотя бы в этой игре остаться при своих.
Поэтому сейчас в Польше царит редчайшее единодушие между правящей коалицией и оппозицией, между «Гражданской платформой» Дональда Туска и «Правом и Справедливостью» Ярослава Качинського в отношении того, что поляки не должны вводить свои войска на Украину.
Дело не только в том, что общественное настроение в Польше такое. Оно сейчас особенно в этом смысле интересно, потому что поляки в большинстве своем, как показывают опросы, считают, что продолжение со стороны Польши поддержки киевского режима – это опасно для их страны. Они считают, что с этим всем надо заканчивать.
Так что здесь такого рода общественные настроения дает возможность для польских политиков, как правящей коалиции, так и оппозиции, сохранить лицо и перед Брюсселем и Вашингтоном, умывая руки. Они сейчас пытаются просто «пропустить ход» в надежде, что потом уже Польша сделает как-то ход конем: либо направо, либо налево.
Комментарии