Мир, но урегулирование: когда возможен прорыв в переговорах РФ и США по Украине
На модерации
Отложенный
По итогам переговорного процесса РФ и США, несомненно, заключат соглашения по вопросам, представляющим взаимный интерес. При этом сейчас у Москвы и Вашингтона совершенно другие приоритеты, заявил «Известиям» председатель комитета Совета Федерации по международным делам Григорий Карасин. В конце недели, как сообщил 23 февраля замглавы МИД России Сергей Рябков, ожидаются переговоры по «раздражителям» в двусторонних отношениях. При этом на фоне возобновления диалога Москвы и Вашингтона страны Европы явно берут курс на ужесточение антироссийских санкций и фактически препятствуют мирному урегулированию. Однако в ЕС нет единого решения как по дальнейшей санкционной политике, так и по отправке вооруженных сил на Украину. О том, чего ждать от предстоящей недели в плане урегулирования кризиса на Украине с учетом заявлений из США, России и ЕС, — в материале «Известий».
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Дмитрий Коротаев
Иван Дубровин
Переговорный процесс Москвы и Вашингтона
Положительно оценивая прошедшие в Эр-Рияде переговоры с представителями администрации Трампа, Москва тем не менее не спешит раскрывать точный график будущих встреч. Так, вопреки анонсу Дональда Трампа о предстоящем 25 февраля новом раунде переговоров, замглавы МИД РФ Сергей Рябков заявил, что на этот день никакая встреча не намечена. По словам дипломата, переговоры РФ и США «по раздражителям в двусторонних отношениях» пройдут в конце следующей недели. Ожидается, что встреча состоится на уровне глав департаментов внешнеполитических ведомств.
Российско-американские переговоры в Эр-Рияде. Фото: ТАСС/Артем Попов
При этом пресс-секретарь Белого дома Каролин Левитт отметила, что команда Трампа сейчас сосредоточена на продолжении переговоров с Россией и Украиной, чтобы положить конец конфликту, и американский президент уверен, что этого можно добиться уже на этой неделе. В Кремле на возобновившийся переговорный процесс с США тоже смотрят со сдержанным оптимизмом.
«Здесь диалог идет между двумя действительно выдающимися президентами. Это многообещающе. Важно, чтобы ничего не помешало реализации их политической воли», — заявил 23 февраля пресс-секретарь Кремля Дмитрий Песков.
Президенты США и РФ Дональд Трамп и Владимир Путин. Фото: ТАСС/Валерий Шарифулин
По понятным причинам внимание мирового сообщества приковано именно к возможным российско-американским договоренностям по Украине. Однако в Москве подчеркивают: в первую очередь стороны занимаются развитием и углублением диалога по двусторонним делам, и уже параллельно решаются проблемы украинского кризиса. Как объяснил ранее президент РФ Владимир Путин, на встрече в Эр-Рияде 18 февраля помимо Украины стороны обсудили множество вопросов, среди которых экономика, энергетика, космос и Ближний Восток. Кроме того, Россия и США затронули и возможное сотрудничество в рамках энергетических проектов в Арктике.
Обе стороны сейчас занимаются решением конкретных вопросов, а не демагогией, объяснил «Известиям» глава комитета Совета Федерации по международным делам Григорий Карасин. Политик уверен, что по итогам переговорного процесса будут заключены двусторонние соглашения по вопросам, представляющим взаимный интерес для двух государств.
— Это несомненно последует на каком-то более позднем этапе, сейчас же совершенно другие приоритеты, — сказал он.
Одним из таких приоритетов для обеих сторон остается восстановление взаимовыгодного торгово-инвестиционного сотрудничества. Так, на переговорах в Эр-Рияде глава Российского фонда прямых инвестиций (РФПИ) Кирилл Дмитриев указал, что финансовые потери американских компаний в результате ухода с российского рынка превышают $300 млрд. 23 февраля Дмитриев был назначен специальным представителем президента РФ по инвестиционно-экономическому сотрудничеству с зарубежными странами, сохранив должность руководителя РФПИ. В новом качестве он продолжит развивать инвестиционно-экономическое сотрудничество как со странами Глобального Юга, так и с государствами Запада, в том числе США.
Фото: РИА Новости/Денис Абрамов
Что касается Украины, то 23 февраля спецпосланник президента США Стивен Уиткофф указал на подвижки в вопросе урегулирования конфликта. По его словам, за основу может быть взят проект стамбульских договоренностей 2022 года. При этом налицо усиление политической напряженности между США и Украиной как по вопросу достижения мира, так и касаемо дальнейшей военной помощи.
— На данный момент нам не следует впадать в эйфорию и осознавать, что мы находимся только в начале сложного и тернистого пути к миру, поскольку партии войны как в США, так и в Европе всё еще очень сильны, — заявил «Известиям» политолог, президент Американского университета в Москве Эдуард Лозанский. — Тем не менее на американо-российской встрече в Эр-Рияде, Саудовская Аравия, которая состоялась после Мюнхенской конференции по безопасности, даже The New York Times была вынуждена признать, что Штаты и Россия продвинулись к головокружительной перезагрузке, согласившись вместе работать над прекращением боевых действий на Украине, финансовыми инвестициями и восстановлением нормальных отношений.
Действительно, для европейцев стали неожиданными прозвучавшая в их адрес на Мюнхенской конференции по безопасности критика со стороны вице-президента США Джея Ди Вэнса и прагматичный подход Трампа, который требует от Владимира Зеленского подписать соглашения по использованию Штатами полезных ископаемых Украины. 23 февраля Зеленский подтвердил, что Вашингтон хочет, чтобы Киев вернул $500 млрд в виде полезных ископаемых. «Это будут выплачивать 10 поколений украинцев. Я этого не подписываю», — заявил он. Между тем спецпосланник президента США Стивен Уиткофф уже сообщил, что сделка по редкоземельным минералам с Украиной может быть подписана на этой неделе.
Европа пытается занять место за столом переговоров
В возобновившийся переговорный процесс между Москвой и Вашингтоном активно пытается вмешаться Европа. По инициативе президента Франции Эммануэля Макрона европейские союзники Киева 17 и 19 февраля собирались в Париже для обсуждения своей возможной роли в будущем урегулировании. Обе встречи показали разобщенность европейцев — например, в вопросе отправки миротворцев на Украину. Если Лондон и Париж заявили о готовности участвовать в будущей миссии после подписания сделки, то, например, Польша такой сценарий исключила. А от Венгрии и Словакии в Париже не было никого: в Будапеште и Братиславе подчеркнули, что не хотят участвовать во встречах «друзей войны». Парламент Болгарии большинством голосов также ограничил возможности участия национальных войск в боевых действиях на Украине.
Европейские лидеры проводят саммит по Украине. Фото: TASS/Zuma
— В Европе нет полной солидарности. Макрон созвал экстренный саммит европейских лидеров в Париже, чтобы обсудить, что делать, учитывая, что полагаться на поддержку Соединенных Штатов им больше нельзя, — заметил Эдуард Лозанский.
На этом усилия европейцев не заканчиваются. Ожидается, что всё тот же Макрон 24 февраля посетит Вашингтон, а на следующий день в американскую столицу прибудет премьер-министр Великобритании Кир Стармер. Глава Пятой республики заявил, что готов сказать американскому визави: «Ты не можешь быть слабым перед лицом Путина… Это не в твоих интересах». Кир Стармер же, по версии The Wall Street Journal, хочет представить Трампу черновой вариант плана размещения британских и французских миротворцев на Украине, но вряд ли будет обращаться с «конкретным запросом» о помощи США. По данным издания, Париж и Лондон рассматривают возможность отправки на Украину до 30 тыс. миротворцев. Россия отрицательно относится к идее размещения европейского контингента на Украине, считая это шагом в сторону эскалации конфликта.
Французские и британские солдаты. Фото: Global Look Press/Alexander Welscher
Учитывая, что Россия и США уже достигли определенного прогресса, Великобритания вряд ли захочет отставать от общего тренда и в любом случае захочет внести лепту в процесс, считает научный сотрудник Центра международной безопасности ИМЭМО РАН и доцент МГИМО МИД РФ Василий Климов.
— Если Франция может настаивать на особом видении ситуации, то Великобритания будет первой, кто присоединится к американской позиции. Конечно, Европу обижает, что Трамп не стал учитывать ее позицию по Украине, и она будет пытаться настаивать на своем, используя это в торговых спорах с США. Если же вдруг европейцы не встанут на позицию США, то это будет кардинальный переворот в трансатлантических отношениях, — отметил он в беседе с «Известиями».
Одновременно ЕС усиливает санкционное давление на Россию, пытаясь выторговать для Киева более выгодные переговорные позиции. Так, 24 февраля страны Евросоюза могут утвердить 16-й пакет ограничений. В этот же день о самом крупном за три года пакете антироссийских рестрикций намерена объявить и Великобритания.
По данным Bloomberg, в ЕС параллельно ведутся переговоры о предоставлении Украине военной помощи на €20 млрд. И делается это именно на фоне стремления Трампа достичь быстрого мирного соглашения с Россией. На днях, например, о новых поставках боеприпасов Киеву объявили Литва и Эстония.
Фото: TASS/Zuma/Mauricio Campino
Не исключено, что европейцы будут стремиться показать приверженность той политике поддержки Украины, которую они демонстрировали на протяжении последних лет и от которой не могут отказаться, не потеряв лицо. В этом плане показательно, что глава МИД Германии Анналена Бербок на фоне резких высказываний Трампа о Зеленском пригрозила США разрывом связей. «Мы увеличим давление на американцев, чтобы они понимали, что им максимально есть что терять, если они перестанут поддерживать либеральные демократии Европы», — сказала она 21 февраля. Впрочем, пока не вполне ясно, как изменится позиция Германии после досрочных парламентских выборов, прошедших 23 февраля. По предварительным итогам, победу на них одержала партия ХДС во главе с Фридрихом Мерцем.
Комментарии