Крымским коммунистам помешал... Воронцов

На модерации Отложенный


Ожидаемо эта новость спровоцировала мощнейший сейсмический отклик в левацкой среде, мол, в очередной раз ковагхные бугхжуи пытаются опорочить славную историю великого и могучего.

 

На все вопросы о том, какое отношение товарищ Фрунзе имеет к истории Алупки и какой пункт его биографии способен перевесить вклад графа М. С. Воронцова в развитие города, поступают ценные указания проследовать куда подальше. Ну оно и неудивительно.

 

Достаточно и пары фактов из биографий обоих деятелей, чтобы определиться с тем, чьё имя должна носить одна из самых оживлённых улиц города. Начнём с Воронцова:

 

«В битве под Бородино Воронцов командовал 2-й сводно-гренадёрской дивизией, состоявшей из элитных полков пехоты (гренадёр). Дивизия на протяжении всего боя находилась на Багратионовых флешах, а, значит, на главном направлении атаки французов. Наступающие французские части постоянно сменяли друг друга, их атаки перемежались сильным огнём артиллерии. Несмотря на огромные потери (к концу боя в строю оставалось 300 человек из 4 тысяч), дивизия генерала графа Воронцова удерживала определённую ей позицию до самой последней возможности. Сам граф Воронцов, находясь во главе дивизии, получил рану штыком в рукопашном бою и после боя выехал в тыл на лечение.

 

Отправляясь на излечение в своё имение Андреевское в Покровском уезде Владимирской губернии, Воронцов отказался от эвакуации имущества из своего богатейшего дома на Немецкой улице в Москве, для чего из деревни было прислано 200 подвод. Он приказал вывезти на этих подводах раненых в Андреевское, там были размещены спасённые таким образом около 50 раненых генералов и офицеров и более 300 нижних чинов. Граф взял на себя расходы на раненых, которые достигали 800 рублей ежедневно. После выздоровления каждый солдат, перед отправкой в действующую армию, снабжался одеждой и 10 рублями».

 

В 1815 году Воронцов занял должность командующего оккупационным корпусом в Париже. В 1823 назначен генерал-губернатором Новороссии, на посту которого всячески способствовал заселению, развитию инфраструктуры и обогащению края. В Крыму при нём укрепились торгово-экономические связи с другими регионами, появилось шоссе, окаймляющее южный берег, развилось виноделие и сельское хозяйство, создан ряд садово-парковых комплексов.

 

В частности в Алупке с декабря 1824 года под руководством приглашённого из Германии садовника Карла Кебаха проводились работы по созданию одного из лучших на юге России парков. Украсился город и целым рядом зданий в различных стилях: малым дворцом («Азиатским павильоном», 1824 – 1829), Греческим павильоном («Чайным домиком», 1828 – 1833), «индийской» мечетью (1828, не сохранилась), «античным» храмом Св. Архангела Михаила (1836 – 1839, не сохранился). Архитектурным ядром алупкинского майората Воронцовых явился великолепный, крупнейший в Крыму дворец, построенный в 1828 – 1848 гг. из местного серо-зелёного диабаза силами крепостных каменотёсов. Вместе с окружающим его парком (площадью 34 га) дворец образует уникальный архитектурно-художественный ансамбль.

 

Нужно ли говорить, что Воронцовский дворец является одной из основных статей пополнения бюджета города. Даже спустя полтора столетия после смерти графа наследие его живёт и приносит пользу благодарным и не очень потомкам.

 

Русская стратегия

 

От ИА Легитимист: Михаил Васильевич Фрунзе - во главе боевой дружины иваново-вознесенских и шуйских рабочих участвовал в Декабрьском вооружённом восстании 1905 года в Москве.