Сергей Шишкин: Снятие санкций – часть первая
На модерации
Отложенный

Итак, по состоянию на 2023-й год (к сожалению, более свежих данных в моём распоряжении нет) Европа без Турции в общей сложности потребила около 400 млрд. кубических метров газа против 460 в среднем за последние 10 лет. Но рассчитывать на восстановление спроса уже не приходится – одни потребители давно разорились, тогда как другие, наоборот, адаптировались к новым реалиям. Как результат, эксперты ожидают скорее его дальнейшего понижения, но я остановлюсь на отметке в 400.
Далее, 200 ярдов Европа добывает сама. Разумеется, с учётом Норвегии; ещё 60+ млрд. приходится на Алжир и Азербайджан, чьи поставки также завязаны исключительно на Европу. 25 это действующие поставки Газпрома через Украину и Турцию и 75 СПГ из США.
В остатке у нас получается около 40 млрд. кубов – и это именно тот дополнительный объём, на который Газпром может реально претендовать. И это немного. В прежние годы общие поставки в Европу и Турцию составляли 160-200 ярдов. Сейчас, если всё выгорит, они восстановятся только до 90.
Расчётная цена экспорта 325 долларов за тысячу кубометров – это среднее за период 2011-2020, скорректированное на CPI в долларах. Отсюда, дополнительный объём поставок равен 13 млрд. долларов. Это не слишком много для нашего экспорта, тем более что возвращение Газпрома в Европу, кроме всего прочего, ещё и подорвёт цены на СПГ Новатэка, и критически мало для самой монополии. Не знаю, что нарисуют в МСФО за 24 год (это, действительно, важно), но предварительно полагаю, что из убытков, разумеется, после корректировки амортизации, компания так и не выберется.
Комментарии