Mania grandiosа и теория малых дел

На модерации Отложенный

Всё-таки современное информационное пространство – это нечто особенное. Если воспринимать его полностью всерьёз, недалеко до беды. А вычленить в этом шуме правдивые сведения почти невозможно. Точно требуется специальный интеллект –искусственный, в ногу со временем.

Людмила Коваленко,
шеф-редактор проекта «Банки и деловой мир»

Глядя в телевизор

Совсем скоро лишатся работы сотни миллионов землян: от таксистов до композиторов. Сценаристы Голливуда по этому поводу уже бастуют и льют слёзы. Зато радуются мошенники – открываются новые возможности облапошивать граждан. Но это всё семечки – куда страшнее угроза ядерной войны, которую в любой момент может начать свихнувшийся искусственный интеллект.

Согласитесь, перспективы так себе…

Помнится, профессор Преображенский советовал не читать перед обедом советских газет. Сегодня к этой рекомендации надо добавить телевизор, радио, интернет и умные утюги, ибо они тоже круглосуточно долбят мозги обывателя радужными и страшными перспективами развития ИИ. В планетарном масштабе.

Если же всерьёз, то искусственного интеллекта в полном понимании этого термина пока не существует. Более того, нет даже внятного определения того, что это за штука такая. Ну понятно, чего-то с компьютерами связанное. Причём компьютеры ужасно большие и сильно умные, к тому же жрут небывалое количество электроэнергии. Что там в их нутре происходит, никто не ведает, хотя айтишники и притворяются, будто знают.

В фантастических романах искусственный разум может всё, даже доверительно беседует с людьми о смысле жизни. В нынешней реальности вас донимает какая-нибудь более или менее тупая и приставучая Алиса, а смартфон всё норовит опередить вашу мысль и лепит в сообщениях всякую хрень. Само собой, фанатам компьютерных игр так называемый ИИ открыл просто-таки новый мир.

Дальше всех в понимании продвинулись те, кто публикует описание вакансий для своих контор – кажется, теперь только от дворников не требуют навыков работы с ИИ. Что, собственно, имеется в виду, покрыто мраком. Поскольку у авторов этих описаний, видать, не всё в порядке с разумом богоданным, и ничего в том, что пишут, они не соображают, в подробности не углубляются. И вообще, не мыслители они, а менеджеры, их дело – не думать, а управлять.

Короче говоря, вокруг искусственного интеллекта больше всякой шелухи, доступной досужему читателю и пользователю, нежели достоверной информации. Тем не менее, есть и она. Ну, во всяком случае будем надеяться…

А зачем?

Странный вопрос… Затем же, что и весь остальной научно-технический прогресс: чтобы освободить человека от работы. В данном случае – от умственной. Не ищите в моих словах злой иронии, ведь и в самом деле считать на калькуляторе куда быстрее и проще, чем в столбик. То есть речь всё-таки идёт о работе рутинной, освободить от которой того же бухгалтера или математика – совсем не грех.

Однако homo sapiens не был бы таковым, коли не замахнулся бы на задачки куда более сложные. Например, взять и имитировать человеческий мозг. Вообще-то Алан Тьюринг, похоже, ставил себе именно эту цель, когда ещё в 1950 году ввёл в употребление термин «искусственный разум».

Задача вполне себе богоборческая и, видимо, поэтому трудно поддающаяся решению. И то сказать, в продвинутой нейронной сети примерно 10 миллиардов элементов, а в мозге человека – аж 86 миллиардов, замаешься имитировать. Да и «железа» такого мощного нет. Хотя учёные и грозятся квантовыми и фотонными компьютерами, но пока в теории.

Тем не менее, и современные нейронные сети много чего могут – распознавать тексты и картинки, диагностировать болезни на ранних стадиях, водить автомобиль или трамвай… Впрочем, это и многое другое вы и без меня знаете. Главный же талант искусственного интеллекта – работа с большими данными, неподвластными обычному человеческому мозгу. На основе их анализа он и совершает свои программные подвиги.

Отчего же тогда столько шума вокруг перспектив развития ИИ? Причём шумят и адепты, и противники информационных технологий. Пару лет назад Илон Маск во всеуслышанье заявил, что в конце концов искусственный интеллект «убьёт всех нас». Во всяком случае, такая вероятность существует.

А знаете, в чём-то я понимаю тревогу эпатажного миллиардера. Нет, ИИ никогда не опередит человеческий разум по всем параметрам, хотя в расчётах наверняка будет сильнее. Пусть он и музыку уже сочиняет, но ничего, подобного токкате ре-минор Иоганна Себастьяна Баха, ему сроду не создать. Так что творческой конкуренции опасаться нечего, а писать диалоги для голливудских фильмов или рекламные тексты – для этого вообще никакого интеллекта не надо, пускай ИИ упражняется.

Опасность в другом – кто и чему этот искусственный интеллект изначально учит. Известно, что он способен к самообучению, но первичную-то информацию получает от человека. А дальше на основе этих данных начинает развиваться. И если акцент стоит на уничтожении, ИИ станет эту тему педалировать. Помните старый анекдот о роботе, которому хозяин поручил выбросить из кабинета всё шарообразное? Недолго думая, робот оторвал ему голову – а чего, она же похожа на шар…

Конечно, ни страшилки, ни луддиты-сценаристы не остановят прогресс, разве что заставят в очередной раз задуматься об ответственности за его последствия.

Гонки на выживание

Как бы то ни было, но искусственный интеллект (является ли он таковым, что сомнительно, либо представляет собой кучу разнородных продвинутых программ) нынче в тренде. И, как водится, в мире развернулась гонка за первенство. Какое это имеет практическое значение, сходу не понять, но, например, Владимир Путин считает, что от результатов этого соперничества «зависит место России в мире, наш суверенитет, безопасность и состоятельность нашей страны». С начальством спорить – себе дороже, так что примем за аксиому. Тем более что такое мнение разделяют и другие лидеры. Скажем, Дональд Трамп сразу же после инаугурации напугал всех тем, что Штаты вложат в новую компанию Stargate полтриллиона долларов и всех победят.

И тут же китайцы ему подгадили, обнародовав модель DeepSeek, на создание и обучение которой понадобилось чуть больше $50 млн., из них подавляющая часть ушла на покупку графических процессоров Nvidia H800. Новость эта так всех ошарашила, что опять заколебалась Nasdaq, ибо ясно стало, что счастье не в деньгах и даже не в их количестве, а в умении ими распорядиться с умом.

Пока два лидера бодаются, остальные скромно помалкивают, хотя уже и обозначена первая десятка стран, преуспевших в разработке ИИ. По одним источникам, Россия входит в топ-10, по другим – нет. Впрочем, критерии включения в этот список можно назвать в известной мере условными. Не факт, что все участники гонки открыто озвучивают вложенные суммы и не превышают их значение ради всё того же пиара. Фьючерсные контракты на Nasdaq – тоже не показатель, уж очень они чувствительны не только к реальным изменениям, но даже к слухам и намёкам. А успехи тех или иных моделей носят всё-таки локальный характер: там они помогли, к примеру, в расшифровке маммограмм, здесь – в определении структуры белков, своя роль – в оборонке… Общей картины нет, да и быть не может, всё ещё очень сыро и зыбко.

Признаться, мне так и не удалось по открытым источникам выяснить, какое место сейчас занимает наша страна в гонке за ИИ – оценки часто диаметрально противоположные, от «всё пропало, гипс снимают» до «впереди планеты всей». Понятно, что и то, и другое – ерунда. Разработкой «машинного разума» у нас занялись довольно давно, ещё в прошлом веке, а старт современного этапа можно отнести к 2019 году, когда была утверждена стратегия развития искусственного интеллекта до 2030 года. Правда и то, что в мире множество разработчиков программ говорят по-русски, а ещё больше их осталось в России. Так что есть, кому побороться за лидерство.

А потянем ли?

Так это зависит от подхода. Можно вливать огромные деньги и добиваться весьма скромных результатов, а можно как китайцы – дёшево и сердито. Вообще-то ту же DeepSeek они начали с маленькой модели, потом обучили её с помощью ChatGPT (не мучаясь этическими вопросами, за что американцы на них обиделись) и развернули уже в большой продукт. Это очень по-китайски: шаг за шагом, используя известные наработки, оптимизируя затраты, наконец выйти на уровень, который и предполагался изначально. Кстати, буквально сразу же компания Alibaba обнародовала и свою Qwеn, тоже не самую дорогую. Справедливости ради надо сказать, что обе эти сети появились ещё год-два назад, просто их не пиарили.

Никто не знает, сколько китайские разработчики готовились к своему прорыву (саму сеть создали за полгода) но ясно, что успели всё хорошо просчитать. Возможно, отталкиваясь «от противного»: известно, что ChatGPT – штука затратная, как по деньгам, так и по энергии. Зря, что ли, Трамп собирался запустить несколько атомных энергоблоков, которые должны работать исключительно на ИИ… А это, оказывается, вовсе не обязательно, так же как можно обойтись и без дорогущего «железа», вполне хватит продвинутых видеокарт.

Столкнулись два диаметрально противоположных подхода: гигантомания и «теория малых дел». На нынешнем этапе, похоже, побеждает второй, к нему стоит присмотреться. Хотя и делать из него некий фетиш – тоже не вариант. Хитрость в том, чтобы совместить длительную работу над большими и дорогими проектами с тем, что могут предложить небольшие компании, по существу, стартапы. Довольно долго у нас это получалось плохо. И не столько из-за жадности инвесторов, сколько из-за отсутствия хорошей экспертизы. Но сейчас, скажем осторожно, ситуация начинает меняться. Перемены эти обозначились, как обычно у нас бывает, в самых «неудобных» обстоятельствах – в работе над беспилотниками для фронта. Ну точно, пока гром не грянет… И, опять же по классике, оборонка потянула за собой гражданские отрасли. Правда, в мирное время тон в этой сфере задавали банки и вроде не собираются останавливаться, флаг им в руки.

Вот написала про банки и сразу же наткнулась на вопрос о деньгах – а кто их даст на ИИ и тем более на стартапы? За ответом отсылаю вас к прошлой моей колонке, там есть всякие варианты, которые используют, к примеру, в сугубо капиталистических Штатах. Да, должны быть и гранты, и прямые бюджетные инвестиции – дело-то государственное. Однако и частному бизнесу пора бы включить свой естественный разум, дабы понять, что искусственный интеллект – дело выгодное. Если относиться к нему здраво, не впадая в манию величия, которая нет-нет, да и проглядывает в спорах об информационном будущем человечества.