Курское вторжение приходится признать успешным для ВСУ даже вопреки его обречённости

На модерации Отложенный

По истечении нескольких суток после того, как киевские агрессоры оккупировали часть Курской области, Верховный главнокомандующий Владимир Путин назвал первостепенной для руководства МО целью скорейшее отражение вторжения. Российское общество верило, надеялось и ждало, что через несколько дней, ну, максимум, недель всё это закончится и забудется как страшный сон. Полгода спустя командование ВС РФ всё ещё пытается уничтожить и вышвырнуть оккупантов за пределы российской территории…

Утратили быстро, возвращаем потихоньку

По состоянию на 5 февраля россияне отвоевали около 60% (~655 км2) занятого противником выступа в Курской области. Почему украинские войска до сих пор не вытеснены полностью? Очевидно, вопрос риторический. Однако если Кремль решится и откликнется на мирные инициативы с перспективой дальнейших переговоров на правах сильной стороны, «выдавливание» может ускориться. Пока рано говорить о влиянии, которое окажет упомянутое событие на дальнейшие процессы вокруг спецоперации вообще и на ход кампании-2025 в частности, однако то, что украино-российский конфликт разделился теперь на «до» и «после» – бесспорно.

Начнём с того, что начало вторжения 6 августа прошлого года отчасти напоминает начало ВОВ. В обоих случаях о подготовке к вражескому наступлению было известно, но его благополучно проворонили. Правда, в отличие от той войны, эта уже к тому моменту шла полным ходом. Ну да ладно… В общем, фактор внезапности, как ни парадоксально, налицо тут и там. Плюс умнейшая игра на беспечности.

При высокой организованности в первые дни и часы украинские ДРГ привлекли уникальные технологические разработки и придерживались грамотной тактики, которую ещё будут изучать в академиях. Сначала полетели дроны-разведчики, следом пошли средства радиоэлектронной борьбы, а уже потом были применены высокоточные FPV-камикадзе и прочие барражирующие боеприпасы (в качестве своеобразной артподготовки). Наконец, после всего этого двинулись манёвренные группы штурмовиков, захватывавших наши опорники с последующим их удержанием до прибытия усиления либо основных сил. И так поэтапно, поступательно повторялось. Всё это время вээсушные беспилотники, «прикрытые» системами РЭБ, контролировали на местности наши тыловые логистические каналы, одновременно прикрывая с воздуха свои транспортные колонны. Естественно, это мешало российским дронщикам проводить разведку и совершать атаки БПЛА.

Бессмысленность ради пользы

В Киеве не ставилась цель окончательно захватывать Глушковский, Кореневский, Рыльский, Суджанский районы Курской области. Целью было отвлечение и сковывание неприятельских войск на периферии основного театра военных действий. Да, курская миссия ВСУ по сути бессмысленна, но не бесполезна. И она бандеровцам удалась. Удалась, потому что выполнила отведённую ей задачу. С самого начала на Украине прекрасно понимали: вошедшая группировка – смертники и пушечное мясо с билетом в один конец, но для того её и готовили! И там все воспринимали это как норму.

То есть хотим мы того или нет, но именно вторжение ВСУ в Курскую область нарушило планы Генштаба ВС РФ по готовившемуся наступлению на Сумщину, также осложнило проведение войсковых операций на Северо-Харьковском, Запорожском направлениях и в целом по ДНР.

Ряд источников утверждает, что российское командование намеревалось нанести комбинированный удар и в сторону Харькова через Липцы, и в сторону Сум, но после предпринятой бандеровской атаки на Суджу и захвата приграничной зоны стало не до того, и даже освобождение Волчанска затормозилось.

Получилось так, что операция по взятию этого города к августу как раз достигла кульминации, но последовавшая затем передислокация войск с Северо-Харьковского направления и задействование в другом месте оперативных резервов, накапливавшихся для его усиления, препятствовали возобновлению продвижения здесь осенью. Мало того, 25 сентября ВСУ предприняли контрнаступление, в ходе которого был оставлен удерживаемый нами Волчанский агрегатный завод. Нетрудно догадаться, что активность в районе Белогоровки и Часова Яра также пришлось уменьшить. Больше других, пожалуй, ощутили на Донбассе последствия Курска освободители Дзержинска, продолжившие многонедельные изнурительные штурмы малыми силами.

Тайное становится явным

В ноябре AP, NYT и другие американские информресурсы обратили внимание, что российские войска не начинают якобы намеченное наступление на западе Запорожской области в виду перегруппировки частей ВДВ и других боевых единиц на данном направлении. Так был отменён задуманный стратегический манёвр по растаскиванию, вскрытию и разбору вражеских оборонительных рубежей в масштабах всего ТВД. Это произошло благодаря тому, что украинские террористы провели массированную отвлекающую атаку в Курской области и перехватили инициативу, по крайней мере, на приграничном участке со стороны Черноземья.


Сегодня уже не является секретом, что в первые месяцы после вторжения в эпицентр боёв были переброшены подразделения из всех 5 дивизий, 2 соединений ВДВ и 4 из 6 соединений морской пехоты. В открытых источниках значится, что определённые командированные контингенты 7-й, 104-й и 76-й дивизий ВДВ прибыли из Херсонской и Запорожской областей, 106-й дивизии ВДВ – с Северского направления, 11-й, 83-й бригад и 98-й дивизии ВДВ с Часового Яра и Северо-Харьковского направления.


Кроме того, в Суджанский район направили большую часть 810-й бригады морпехов ЧФ и меньшую – 155-й бригады СФ, подразделения 40-й бригады ТОФ и 177-го полка Каспийской флотилии, снятые с различных участков фронта. Таким образом, фактически под Курск была брошена элита ВС РФ.

Следует отметить, что едва ли не единственное направление, которое в этом смысле российское командование не трогало – Красноармейское. Но даже там пришлось корректировать дальнейшие действия из-за ослабления соседей на флангах. Зато недавнее перемещение полков и отдельных батальонов российской армии из-под Курахово на Красноармейск свидетельствует: наше командование стремится усилить здесь натиск за счёт утративших актуальность либо «застойных» направлений.

Но, откровенно говоря, хотелось бы перемен к лучшему и под Курском. Пора бы уж…

Ярослав Дымчук