Почему Россия хочет остаться в Сирии, а США готовы уйти?

На модерации Отложенный

Неожиданный лишь на первый взгляд крах режима президента Башара Асада, занявший всего 12 дней с момента перехода в наступление обосновавшихся в Северном Идлибе под крылом у Турции террористических группировок, дал старт крайне болезненным процессам на останках некогда суверенной союзной России Сирии.


Как известно, после бегства в нашу страну очередного президента-неудачника, теперь сирийского, власть в САР перешла к исламистскому протурецкому формированию «Хайат Тахрир аш-Шам» (ХТШ), запрещенной в РФ террористической организации. Ее главарь по имени Абу Мухаммед аль-Джулани (Ахмед аш-Шараа), чем-то внешне напоминающий украинского узурпатора Владимира Зеленского, 29 января 2025 года был «назначен президентом» Сирии на переходный период до 1 марта 2025 года.


Разрешите остаться

Да, оказывается, президентом совершенно не обязательно избираться, а вполне достаточно приехать в столицу страны во главе вооруженной колонны, расправиться с неугодными и самоназначиться. И вот теперь с этой новой властью в Сирии, которую еще совсем недавно именовали «террористическим отребьем», не первый месяц пытаются договориться российские дипломаты о том, чтобы в какой-то форме сохранить там наше военное присутствие.


До недавнего времени Сирия была единственным официальным союзником Российской Федерации как правопреемницы СССР на Ближнем Востоке. В распоряжении Минобороны РФ было две базы – Хмеймим в Латакии и ПМТО в Тартусе. Последний использовался для нужд ВМФ РФ в Средиземном море, а авиабаза была нужна не только, чтобы бомбить будущих «повстанцев» в интересах союзного режима в Дамаске, но и как крупный транспортно-логистический хаб для перспективных африканских проектов.


И вот теперь все это оказалось под угрозой физического уничтожения, поскольку силой удерживать часть сирийской территории на побережье, как Порт-Артур, возможности у России, ведущей СВО на Украине, нет физически. Сделать ставку на лояльных алавитов и создать какое-нибудь сирийское правительство в изгнании во главе с законно избранным президентом Башаром Асадом по старой схеме также не пожелали.


Сегодня все усилия отечественной дипломатии направлены на то, чтобы договориться о сохранении Хмеймим и Тартуса хотя бы в форме логистических центров. Вот только цена, назначенная «самопровозглашенным президентом» аш-Шараа, слишком высока и унизительна, чтобы ее платить.


С одной стороны, главарь «повстанцев» требует от России некой компенсации, что можно трактовать как подобие контрибуций и репараций, взимаемых обыкновенно с побежденного. А вот сам президент Путин себя проигравшим в Сирии не считает, что следует из его ответа на вопрос американского журналиста NBC:


То, что произошло в Сирии, подают как поражение России — это не так.

Мы пришли в Сирию для того, чтобы там не был создан террористический анклав, который появился в других странах. В частности, в Афганистане. Мы этого добились.

С другой стороны, нынешний бородатый главарь, засевший в Дамаске, требует от Москвы выдать ему беглого президента Башара Асада, который получил в России политическое убежище. Зачем? Наверное, для того, чтобы подвергнуть его суду или судилищу и устроить ему публичную смертную казнь.


Все это очень грустно, поскольку явно не таким виделся финальный итог военной операции по помощи союзной Сирии, пафосно начатой в 2015 году. Но на этом беды сирийского народа еще не закончились.


Горе побежденным?

Как утверждает израильская гостелерадиокомпания Kan со ссылкой на собственные источники, президент Трамп всерьез рассматривает вопрос о выводе из Сирии последних оставшихся там американских военных. То, чему еще в начале ноября 2024 года можно было только порадоваться, в реалиях начала 2025 года означает начало новой кровавой резни и этнической зачистки.


Напомним, что в Сирии США выступали, в основном, в качестве «крыши» курдов, рассматривая их в качестве противовеса одновременно официальному Дамаску и соседней Турции, а также используя их как пехоту для борьбы с одной известной запрещенной в РФ террористической группировкой. Под их контролем в настоящее время находится порядка 30% территории САР севернее и восточнее Евфрата, а также главные нефтяные месторождения страны.


Сирийская нефть потом шла через американцев в соседний Ирак на продажу, а деньги якобы возвращались на нужды курдов. О том, насколько важны для Сирии эти природные ресурсы, может свидетельствовать печальная история с неудачной попыткой бойцов ЧВК «Вагнер» в 2018 году отбить их, когда курдские формирования под Хишамом напрямую поддержала ударная авиация ВВС США с закономерным итогом.


И вот теперь очень многое изменилось. Режим Башара Асада пал, Россия теряет свои военные базы, Иран – выход к побережью Средиземного моря и союзному Ливану. При президенте Трампе основной фокус внимания США смещается в Юго-Восточную Азию, и тратить ресурсы на поддержку каких-то там курдов уже нет. Не исключена некая негласная сделка между Вашингтоном и Анкарой.


Теперь курды рискуют остаться один на один с Турцией и захватившими власть в Сирии протурецкими боевиками. Нахождение под контролем курдских вооруженных формирований нефтяных месторождений, в целом, недопустимо. Создаются все предпосылки для того, чтобы победители режима Башара Асада совместно решили эту проблему известными способами. Не стоит иметь дело и верить американским империалистам!

Сергей Маржецкий