Звуковое сопровождение: 7 удивительных природных и рукотворных акустических эффектов, которыми можно насладиться в разных уголках мира
На модерации
Отложенный
«Голос моря», стоячие волны, поющие пески, шепчущие стены и эхо, похожее на крик священной птицы, — в мире существует множество объектов, как природных, так и рукотворных, которые создают удивительные акустические эффекты. «Вокруг света» рассказывает о нескольких самых интересных.
Голос моря
«Голосом моря» называют инфразвук, возникающий при воздействии ветра на волны. Но мы не можем его услышать: он слишком низок для человеческого уха.
В хорватском городе Задар, расположенном на берегу Адриатики, решили придать голосу моря иное звучание и построили Морской орган.
Под городской набережной уложили ряд труб, один конец которых опущен под воду, а второй соединяется в толще берега с трубами типа органных.
Под напором набегающих волн воздух движется в органных трубах, порождая звуки, выходящие из отверстий в верхней ступеньке набережной. В 2005 году проект получил Европейскую премию за лучшее общественное пространство. Звучание Морского органа напоминает трубный глас слонов.
И все же в музыкальном отношении он выгодно отличается от еще одного волнового органа — построенного в 1986 году на берегу залива Сан-Франциско.
Его называют акустической скульптурой. Американский «орган» усиливает звук плещущихся волн: из труб раздается атональное громыхание, треск, хлюпанье, дребезжание, шипение и бульканье.
На набережной установлены скамейки, чтобы удобнее слушать подлинные звуки океана.
Песни песков
Песчаные пустыни занимают миллионы квадратных километров, и при этом известно всего несколько десятков дюн, которые временами издают протяжные звуки, напоминающие далекий гул реактивного самолета.
Механизм возникновения этих звуков до конца не изучен. Судя по всему, дюны начинают «петь» только при совпадении ряда условий.
Песчинки должны быть достаточно мелкими и круглыми, а сама дюна должна иметь определенную влажность. Когда по крутому склону начинает сходить песок и образуется лавина, звук возникает от трения песчинок друг от друга.
Такая лавина может состоять из нескольких сотен тонких песчаных слоев, и при синхронном движении зерен песка возникает множество вибраций.
Когда звуковые волны начинают отражаться от поверхности дюны и влажного слоя песка, возникает резонанс, и громкость звука увеличивается. Гул может быть слышен на расстоянии нескольких километров.
Музыка из-под колес
На исходе XX века два датских художника придумали, как воспроизводить мелодии при помощи автомобиля. В дорожном полотне проделывают поперечные борозды.
При движении возникают звуки разной высоты в зависимости от расстояния между бороздами.
В России первая музыкальная разметка, появившаяся в 2024 году на трассе М-11 «Нева», играет «Калинку».
А на одном из участков автострады в Пекине звучит мелодия песни «Без Коммунистической партии не было бы нового Китая».
Музыкальные участки повышают безопасность движения: мелодия воспроизводится правильно только при движении на определенной, правильной, скорости.
Часы на пару со свистом
Жители средневековых городов определяли время преимущественно на слух: единственным хронометром были куранты на ратушной башне.
Когда отпала насущная необходимость в колоколах, пришла пора для воплощения новых замыслов, весьма оригинальных.
В 1977 году в историческом центре Гастаун канадского Ванкувера установили первые в мире часы, приводимые в действие паровым двигателем, который подключен к системе городского отопления.
Вместо традиционного колокольного перезвона кварталы Гастауна оглашаются мелодичными пересвистами.
Каждые 15 минут группа паровых свистков выводит так называемые «вестминстерские четверти» — незатейливые мелодии из четырех нот, которые больше полутора веков звучат на часах знаменитой лондонской башни Биг-Бен. Каждая четверть имеет собственный мелодический рисунок.
Эолово дерево
Несколько октав охватывает «певческий» диапазон Поющего и звенящего «дерева» в Пеннинских горах на севере Англии.
Трехметровая скульптура изготовлена из стальных трубок, часть из которых имеет в торце отверстие. Благодаря этому под действием ветра дерево звучит как многоголосый хор.
Идея использования ветра для создания музыкальной атмосферы не нова. Пару столетий назад, например, в Европе модным увлечением была эолова арфа, названная по имени древнегреческого бога ветров. Это деревянные ящичек с протянутыми внутри струнами, которые озвучивает ветер.
В середине XIX века в России самая известная беседка с эоловой арфой находилась в Пятигорске на горе Машук. Беседка сохранилась доныне, а арфа, к сожалению, нет.
Крик кетцаля
В Мексике среди развалин древнего города майя Чичен-Ица есть пирамида Кукулькана. Если, стоя у ее подножия, хлопнуть в ладоши, звук отразится от массивных ступеней и возвратится эхом, похожим не на резкий хлопок, а на птичье щебетание, понижающееся по частоте.
Эффект достигается благодаря двум факторам. Во-первых, верхние ступени пирамиды расположены дальше от подножия, и звук отражается от них позже, чем от нижних. Поэтому эхо получается протяженным во времени.
Во-вторых, геометрия пирамиды преломляет звуковые волны так, что сначала человек слышит более высокие частоты, а затем низкие.
Поэтому частота эха на слух понижается. Некоторые слышат в этом эхе крик кетцаля, священной птицы майя. Отсюда предположение, что индейцы намеренно добивались такого эффекта при строительстве сооружения.
Шепот стен
В некоторых больших помещениях округлой формы и с куполом шептание у одной стены слышится у стены противоположной. Это явление получило название эффекта шепчущей галереи.
Поскольку округлая форма и купол — обычные приметы религиозных сооружений, в феномене видели сверхъестественный мистический смысл.
Однако в конце XIX века английский физик лорд Рэлей исследовал это явление в лондонском соборе Святого Павла и сумел объяснить его причины с помощью законов природы: за счет многократных отражений звуковой волны в галерее возникают так называемые стоячие волны, которые распространяются по вогнутой поверхности, проще говоря, прижимаются к округлым стенам помещения и переносят даже самые слабые звуки.
Автор текста: Степан Задорожный
Комментарии