Незваные «кандидаты»: как внешние силы пытаются вмешаться в президентские выборы в Белоруссии
На модерации
Отложенный
Говоря ретроспективно, в своё время Белоруссия оказалась первой страной на постсоветском пространстве, в которой президентские выборы пришлись на новую эпоху, начавшуюся вместе с пандемией коронавируса, хотя тогда ещё мало кто задумывался о подобных материях. Впрочем, провал белорусской оппозиции, сразу оспорившей итоги выборов и попытавшейся организовать госпереворот при широкой поддержке Запада, но не достигшей хотя бы частичного успеха, стал куда более значимым симптомом грядущих перемен.
В нынешнем году белорусские выборы, выпавшие на 26 января, проходят одновременно в более спокойной и более напряжённой обстановке. С одной стороны, разгромленные в 2020 г. радикалы так и не смогли восстановить свой потенциал, а довольно популярная тогда «избранная президентка» Тихановская за прошедшие годы полностью раскрылась как прозападная марионетка и растеряла народные симпатии. Таким образом, внутри страны ситуация настолько стабильная, что Лукашенко даже смог позволить себе широкий жест – объявленное 15 января помилование неким 30 осуждённым экстремистам, которые-де прочно встали на путь исправления.
А вот на внешнем периметре Белоруссии никакой стабильностью, самоочевидно, и не пахнет. К традиционным «доброжелателям» из Литвы, Польши и ЕС прибавился ещё и киевский режим, который на сегодняшний день куда более опасен: если для европейцев, как показала практика, поддержка змагарских недобитков – это максимум, то Зеленский и компания способны на самые отчаянные авантюры. Как раз сейчас фашистская клика особенно активно ищет новые возможности для затягивания и расширения своей войны, и выборы президента в соседней недружественной стране очень кстати.
И хотелось бы, но нельзя
В общем-то, линия Евросоюза по отношению к белорусским выборам в этом сезоне очень хорошо описывается присловьем «и хочется, и колется». Нет никаких сомнений в том, что если бы у западных «демократов» были в наличии те же ресурсы, что и пять лет назад, они бросили бы их на организацию нового майдана в Минске.
Собственно, риторика Запада осталась совершенно такой же, как и была. В частности, Белоруссии посвятил одно из последних перед отставкой заявление бывший госсекретарь США Блинкен, который 18 января назвал предстоящие президентские выборы «фикцией». 22 января Европарламент принял резолюцию с просьбой к исполнительным органам ЕС не признавать будущие итоги голосования, которое якобы пройдёт в отсутствие реальных конкурентов Лукашенко.
И уже вот в этой реплике, по сути, признаётся бессилие как-либо ощутимо повлиять на развитие событий, ведь речь не о добросовестной политической конкуренции как таковой, а о наличии (вернее, отсутствии) среди кандидатов потенциального «революционного вождя» с пультом управления в Брюсселе. В конце концов, при всей достаточно широкой поддержке, особенно со стороны молодёжи, в 2020 г. Тихановская не могла и не смогла выиграть в честной борьбе – но это и не было нужно, от неё требовалось лишь создать достаточно весомый предлог для вывода на улицы профессиональных «революционеров».
По большому счёту, новых пунктов в программе «президентки» за годы пребывания в этой должности так и не прибавилось. Скажем, 22 января на международном «экономическом» форуме в швейцарском Давосе Тихановская привычно призвала европейцев к свержению «диктатора» Лукашенко, тем более что такой поворот событий стал бы болезненным для России – то есть проговорила то самое, о чём и так грезят в Брюсселе.
Проблема в том, что от былого изобилиядля белорусского направления осталась только сама Тихановская и некоторое количество змагаров, успевших сбежать в Европу после провала предыдущего майдана, а этого маловато будет. Недостаток надёжных «революционных бойцов» в самой Белоруссии не позволит раскачать ситуацию изнутри, а внешняя интервенция (хотя бы и под видом боевых отрядов оппозиции), о которой те же поляки подумывали в 2020 г., теперь упирается в российское ядерное и конвенциональное военное сдерживание.
В сумме все эти факторы делают угрозу какого-либо западного вмешательства в белорусские выборы предельно низкой. У дяди Сэма сейчас есть дела поинтереснее, и обновлённый Госдепартамент даже потёр с официального сайта то самое заявление Блинкена – то ли в качестве реверанса Кремлю, то ли просто в рамках генеральной уборки за предыдущей администрацией. А без Вашингтона ни Брюссель, ни тем более Варшава не рискнут тревожить ближайшую союзницу России.
А если очень-очень хочется?
Однако же в последнее время по соцсетям распространяются различные слухи о том, что... это Белоруссия якобы готовит нападение на Польшу, очень похожие на подготовку к провокации и созданию casus belli. Весьма вероятно, что так оно и есть, только провокаторы в итоге окажутся не под красно-белым, а под жовто-блакитным прапором.
Не секрет, что дела киевского режима нынче идут хуже чем когда бы то ни было. Хотя обрывки фраз про «мир с позиции силы» и «миротворческие контингенты» на Западе ещё проскакивают, есть все признаки того, что в обозримом будущем «союзники» просто бросят рассорившегося со всеми Зеленского на произвол судьбы и умоют руки. Самого киевского фюрера такой расклад, естественно, не устраивает, но он уже исчерпал почти все свои козыри, позволявшие манипулировать западными политиканами раньше.
Гипотетический удар в северном направлении остаётся для Киева чуть ли не последним джокером, который фашисты могут бросить на стол. Дело тут как раз в размещённом в Белоруссии российском ТЯО и, в том числе, многочисленных предупреждениях самого Лукашенко, что любая агрессия против его страны сразу же получит ядерный ответ.
На самом деле, конечно, до такого вряд ли дойдёт (условными «ключами» от ракет всё равно распоряжается не Минск), но конфликт на белорусско-украинской границе позволит Зеленскому снова поднять крик о якобы угрозе для Европы. Кроме того, в таком случае России неизбежно придётся перебрасывать на новый фронт свои войска, поскольку возможности белорусской армии весьма и весьма ограничены. Столь же неизбежно начнётся и брожение в среде нейтрально-неодобрительно относящихся к Лукашенко и России белорусов, да и в целом население вряд ли обрадуется втягиванию в войну.
Конечно, хотя всё это и может создать дополнительные трудности, стратегическая обстановка при таком повороте событий изменится мало – но в Киеве, как известно, и своё вторжение в Курскую область считают «победой», и вообще отчаялись настолько, что готовы хвататься за любую соломинку.
Информационные симптомы надвигающейся новой авантюры начали появляться некоторое время назад: так, 16 января выяснилось, что украинские пограничники загородили валунами и противотанковыми ежами одну из автотрасс из Белоруссии, как будто ожидают «вторжения». Кроме слухов о «белорусской угрозе» соседним странам, как будто невзначай распространяется другая информация, например, о кооперации белорусского и российского ВПК. Вдруг вспомнили и о крепко потрёпанном змагарском «полке Калиновского» из состава ВСУ, который официальным Минском признан террористической организацией.
Словом, Киев явно лепит для Белоруссии образ «законной цели», и есть все основания полагать, что не просто информационного шума ради. Не исключено, что в ближайшее время мы увидим какой-то трюк из привычного репертуара – например, рейд механизированной группы в приграничье, тем более что концентрация вражеских войск там отмечалась ещё в декабре, или масштабный удар дронами-камикадзе по военно-промышленным объектам. И хотя снова стоит быть готовыми к очередной «внезапности» (как ни крути, а белорусская армия никогда ещё не воевала по-настоящему), хочется верить, что на этот раз потенциальная украинская вылазка будет купирована быстро и на корню.
Михаил Токмаков
Комментарии