Сирия наизнанку: Режим Асада глазами русского военкора, которого упекли в сирийскую тюрьму по доносу

На модерации Отложенный

Сирия наизнанку: Режим Асада глазами русского военкора, которого упекли в сирийскую тюрьму по доносу

 

Теперь уже бывший президент Сирии Башар аль-Асад утратил в конце декабря не только саму Сирию, но и кавычки применительно к форме своего правления — режиму, — коими его награждали в России, не признавая посылы западной пропаганды о массовых репрессиях со стороны власти в республике. Оказалось, что хоть Запад и преуспел в раздувании фактов, но режим в стране действительно создавал тюрьмы и занимался наркоторговлей. О неизвестных деталях изнутри Царьграду рассказал Олег Блохин — бывший участник СВО, тренировавший в Сирии наших солдат и однажды сам попавший в сирийскую тюрьму по ложному доносу.

Бардак и ложь

Царьград: Олег, у всех, наверное, сейчас есть удивление от обнародованных фактов, говорящих о репрессиях и преступлениях режима Башара Асада. Особенно фактов, обнародованных западной прессой...

Олег Блохин: Да, сейчас про эти тюрьмы закрутилась история. Но на самом деле с мест очень сильно эту тему гиперболизируют. То есть — да, тюрьмы были, но сейчас там какие-то пыточные машины, смотрю, показывают, пыточные камеры, приборы специальные для издевательств над заключёнными, комнаты с опускающимся потолком. Полный бред, такого не было.

Иначе говоря, уже просто накручивать начинают, и делают это приехавшие туда западные СМИ и либеральные отечественные издания, которые имеют статус иноагентов. Сначала пытались раздуть численность заключённых до 100 тысяч заключённых, потом до 30 тысяч снизили.

Там мучили, что называется, руками. И психологически ломали людей. Человека могли забить до полусмерти, чтобы умер сам. Могли изнасиловать. Всё это, к сожалению, было. Пытки в Сирии были с "научным подходом" — это отцу Башара Асада Хафезу организовал беглый нацист после Второй мировой, которого они пригрели и который в Сирии скрывался.

Например, меня не били, но делали всё, чтобы я либо с ума сошёл, либо умер. Чтобы не было признаков насильственной смерти. Там камера полтора на полтора метра, и она невысокая. В полный рост встать не можешь. Вот туда раствор хлора заливали утром и вечером, и как бы ты балдеешь, и всё вкалывали какую-то гадость, что у тебя кожа начинала гореть. Еда там такая, что ты, даже будучи голодным, не сможешь её есть, потому что это, например, гнилая картошка. Я даже не знаю, где они такие брали вообще. И там у меня было всего два человека, которые нормально отнеслись. Один из них, кстати, суннит, себе еду готовил и приносил, делился.

Скриншот страницы сайта tsargrad.tv

На самом деле, история с тюрьмами началась не вчера, и в какой-то момент она стала настолько массовой, что в этой системе начался настоящий хаос. К примеру, даже если бы за какого-то заключённого попросил сам Башар Асад, обратившись к какому-либо мухабарату (отдельная ветвь исполнительной власти в Сирии — мухабарат военных, мухабарат разведки и т.д. — Ред). И каждый мухабарат — это была своя закрытая кухня. И самому Асаду тоже ведь не говорили, что на самом деле происходит.

— А сколько таких мухабаратов существует в Сирии?

— Была госбезопасность, был более или менее вменяемый мухабарат авиаразведки, был мухабарат военный — Аскария. Аппарат там имел несколько подразделений. То есть там, на самом деле, с десяток мухабаратов. Там был мухабарат по прослушке, 4-я дивизия сирийской армии была отдельным мухабаратом, у них появилась даже своя тюрьма, где они делали что хотели. К примеру, так Асад расправился с одним из своих родственников, который стал творить полный беспредел. Он в Латакии возглавлял добровольческий корпус и серьёзно надоел Асаду. Понятно, что выглядело это как бытовое убийство, но я уверен, что это от Асада было.

Поэтому для изучения всего, что творилось в Сирии, нужен не один год. А когда сейчас западные СМИ вот так запросто заявляют объёмы — это глупость полнейшая. И число заключённых на Западе раздувается сильно, хотя тюрьмы, конечно, были. И в них полностью нарушались права людей — это факт.

— А какие тюрьмы считаются основными и как туда попадали люди?

— Одна из самых крупных — это тюрьма "Сейднайя". Ещё была "Адра" — тоже большая. Ну и плюс в каждом городе там были тюрьмы. Но вот эти вот две — самые печально известные. В "Адре", правда, больше люди на постоянной основе сидели. Были тюрьмы и в Хомсе, и в Алеппо, и в Латакии.

Скриншот сообщения в телеграм-канале военкора Александра Харченко // t.me/bayraktar1070

Сидели там, конечно, не только террористы и исламисты, много было простых людей, попавших туда по доносу. В Сирии достаточно было просто заявить, что этот человек там с кем-то связан — его хватали и волокли в тюрьму. Сажали без разбора. Вот, допустим, уехал человек в Россию, побыл там какое-то время. И понятно, что затем он устроился к нашим военным работать как переводчик. А потом ему предъявили долгое отсутствие в стране и сотрудничество с русскими военнослужащими. И — всё. И сажали для начала на девять месяцев. Я знаю лично несколько человек, которые там так просидели.

"Русские нам не друзья". И вообще никто

— Как так может быть, что в Сирии человека посадили в тюрьму за сотрудничество с русскими? Военные России и сирийцы же там бок о бок сражались с терроризмом.

— Вот такой там военный аппарат. Говорили так: "Это сейчас мы друзья, но вообще мы — враги". И это дословно. Они сами мне говорили такое, думали, что я уже живым оттуда не выйду. Конкретно в моём случае был донос от русского сослуживца, что я не русский, а гражданин Украины и шпион. Хотя я на самом деле гражданин России. Мне сказали, что лично у них ко мне претензий нет, но, вообще-то, и за сотрудничество с русскими у них тоже в тюрьмы сажают. Вот так.

Был и другой пример. Ребята-переводчики, которые с нами работали, рассказывали, что знали одного сирийца, фаната Асада. И понятно, что режим Асада он уже не поддерживал после того, как девять месяцев провёл в тюрьме.

— А почему сажали именно на девять месяцев?

— Мои знакомые, которые так сидели, говорили, что это для того, чтобы провести допросы и выбить определённые признания. Или же чтобы человек не выдержал сам и умер. Допросы шли в основном ночью или под утро, когда человек плохо соображает. Его будят для того, чтобы сверить показания — сбился он в них или не сбился.

Были и иностранцы. Один испанский журналист сошёл с ума — сидел в одиночке, поговорить не с кем было. Не выдержал в том числе ужасных условий содержания. Были сидельцы за миграционные нарушения.

А если родственники быстро суетились и деньги платили, то отпускали.

И это продолжалось много лет. Даже до 2011 года. Один из двоюродных братьев Асада был начальником одного из мухабаратов. В Сирии все знают эту историю с похищением детей, которые что-то там против Асада покричали. Их загребли. Когда родители пришли их забирать, то им ответили: "Детей ваших больше нет. Делайте новых, если хотите детей. А если не можете, то давайте ваших жён сюда, мы это им устроим". То есть, понимаете, вот такой циничный ответ был.

— Выходит, что протесты против Асада были не такими уж неадекватными?

— Да, изначально там был праведный бунт, абсолютно по делу. Понятно, что противники Асада потом присоединились к протестам. А когда Асаду сказали, что он должен как-то отреагировать на дела своего двоюродного брата, он ответил в издевательской манере, что любит свою тётю, его мать, и не может наказать этого брата.

За освобождение Олега Блохина боролся и Евгений Пригожин//Скриншот страницы сайта tsargrad.tv

Чисто европейский политик

— Почему, как вы считаете, Асад с этим ничего не делал?

— Асад сам имел отношения с этими мухабаратами, этим традициям вообще уже 300 лет. И факт в том, что он никак на них не воздействовал и беспредел этот не пресёк. Скорее, он просто в это не вникал — это была данность, доставшаяся ему от отца. При этом Асада нельзя назвать там каким-то кровожадным, нет. Он даже своих личных врагов держал под домашним арестом, то есть он их даже в тюрьму не кидал. Становление его состоялось в Англии, и он чисто как европейский такой политик относился, считая, что слухи о мучениях заключённых преувеличены, а если кто и попал в тюрьму, то, значит, заслужил. Такое пофигистическое отношение. Ну вот и получил то, что получил.

Он же потом и ушёл по-английски — как чистый европеец. Сам с семьёй сбежал, а остальных родственников всех, весь свой клан, он даже не предупредил, что уходит. Они проснулись, а вокруг уже боевики. И вот в этом весь Асад, ему просто наплевать было. Так он поступил с близкими родственниками из семьи Махлюф в Латакии.

Зачем экономика, когда есть каптагон?

— Ещё большая тема связана с обвинениями в адрес режима Асада в том, что он занимался производством наркотика каптагона, получившего название "кокаин для бедных". Это так?

— Да не только Асад, это вообще широко распространено. И его брат Махер в этом замешан. В Сирии были опытные химики и хорошо развитая фармацевтика, наркотик изначально делала "Хезболла" — в небольших количествах, чтобы заработать денег. Это была ливанская тема, и они принесли её на территорию Сирии. Потом они об этом пожалели, потому что Асад стал их производить промышленными объёмами. Основными покупателями наркотика были ОАЭ и Саудовская Аравия. Но всё делалось скрытно.

У Башара Асада остаось много соратников в Сирии, несмотря на то что он их откровенно предал//Скриншот страницы скайта tsargrad.tv

У них много кто на заработки в Саудовскую Аравию ездил, вот и была такая схема. Устраивают аварию, потом говорят: брат, извини, мы тебе за свой счёт починим машину. Берут автомобиль, загоняют в бокс, чинят его, но при этом ещё всю машину набивают вот этим каптагоном. То есть человек едет, хозяин машины, он даже не понимает, что у него там находится. А в Саудовской Аравии уже ждут, угоняют эту машину — и груз, таким образом, доставлен.

Саудовская Аравия потребляла этот каптагон прямо как семечки. Это основной был покупатель. На втором месте — Эмираты, ну и в Европу и Африку поставляли. И это в руках Сирии был такой рычаг давления на другие страны. И когда Асад подсадил Сирию на доходы от каптагона, он же перестал вообще экономикой заниматься. И на своём посту он остался для того, чтобы подольше удержаться и побольше денег заработать. При этом пофигизм был необъяснимый: если человек хочет удержаться у власти, то он хоть что-то делает. А этот делал только хуже и хуже. И всем было понятно, что до страны ему дела нет вообще.

— Сколько денег приносила Асаду торговля каптагоном?

— По некоторым данным, он заработал почти 200 млрд долларов. И никаких забот. Потому что он знал прекрасно, что активы у него в Дубае, в других арабских странах. И что их никто не конфискует, это вам не Европа какая-то или Штаты, которые просто воруют активы. А у Асада там всё нормально договорено. Он вывез остаток, у него там есть куча своих коммерсантов, которые живут за рубежом и которые ему обеспечили эту подушку. А 200 млрд долларов — это только то, о чём говорят и что более или менее известно. И никто не знает, сколько там на самом деле.

— И наши военные об этом знали?

— Конечно. Но тут они не могли ничего сделать, так как это внутреннее дело Сирии. А официальная позиция России такая, что мы не вмешиваемся. И наш контингент никакой самодеятельностью в этом смысле там не занимался. Даже тогда, когда к нашим военным приходили люди из Сувейды, говорили, что у них настоящее гетто, средневековье. Они спрашивали, почему Россия туда не зайдёт и не возьмёт Сувейду под свой протекторат. Ещё говорили, что ООН готова выделить Сувейде много средств на развитие водопровода, электроснабжения.

Но с ООН была такая история, что они не давали им этих денег — боялись, что сирийцы всё разворуют. А программы ООН были, там скапливались эти средства, неосвоенные, каждый год. Потом у сирийцев появилась схема, как "отмыть" эти деньги ООН. Они просили трудоустроить такое-то количество людей якобы на какие-то проекты и назначали им космические зарплаты просто. Так зарабатывали — и ничего не делалось. И когда к нашим пришёл один из представителей Сувейды, рассказал об этой коррупции чиновников Асада, то у нас, конечно, покачали головой. А потом среди наших нашлись такие, кто просто взял и "слил" этого представителя в аппарат Асада. Парня посадили.

— Среди звучащих на Западе мнений по Сирии встречается и такое, что, мол, Россия чуть ли не была заодно с Асадом во всех этих преступлениях, и рассказывают уже какие-то совсем дикие вещи про изощрённые пытки. Что мы тут можем возразить?

— Все понимают, что Россия в этом не участвовала, но имидж нам это, конечно, портит. И Запад теперь будет стараться максимально раскачать эту ситуацию, пойдут фейки, преувеличения и даже откровенная ложь. Да, нас под это целенаправленно подводят либералы и западники, хотя всем понятно, что это глупость. Мы тоже должны были к этому готовиться и понимать, что если мы такого упыря поддерживаем, то могут быть последствия. Надо у себя, в России, задать эти вопросы, потому что сейчас нас в это будут тыкать носом. И зачем было до этого доводить?