23 января 1867 года родился патриарх Сергий (Старгородский)

На модерации Отложенный





23 января 1867 года родился будущий патриарх Сергий (в миру Иван Николаевич Страгородский; 11 (23) января 1867, Арзамас, Нижегородская губерния — 15 мая 1944, Москва) — епископ Русской православной церкви; с 12 сентября 1943 года — Патриарх Московский и всея Руси. Богослов, автор богослужебных текстов и духовных стихов. Волею Божиею он управлял Русской Православной Церковью на протяжении без малого двадцати лет ― значительную часть кровавого XX века. Для Церкви же эти трагические годы стали отдельной эпохой, как и все служение Первосвятителя на ниве Христовой.
Будущий Патриарх Сергий (в миру Иван Николаевич Страгородский) родился 11 января 1867 года в городе Арзамасе Нижегородской губернии в семье протоиерея Николая Страгородского. Род священников Страгородских известен в Арзамасе с начала XVIII века. Дед будущего Патриарха Иоанн Страгородский прожил 94 года, 72 из них он отдал служению Церкви, имел все значимые церковные награды. За труды ему было пожаловано звание потомственного дворянина.
Продолжая традиции рода, служение Господу выбрала и родная тетка будущего Первосвятителя Евгения. Приняв в девичестве монашество, она впоследствии стала настоятельницей Алексеевского женского монастыря в родном городе. Сестры обители, как и сама матушка, были замечательными рукодельницами. За плащаницу и хоругви, изготовленные для московского Храма Христа Спасителя, шитые бисером и жемчугом, игумения Евгения удостоилась золотой медали на Александровской ленте.
8 ноября 1864 года в Воскресенском соборе Арзамаса священник Николай Иорданский обвенчал 22-летнего Николая Страгородского с 17-летней Любовью Раевской. В 1866 году у них родилась дочь Александра, а годом позже, 11 января, появился сын – будущий Первосвятитель.
При крещении его нарекли Иоанном, в честь деда Иоанна Дмитриевича Страгородского. Восприемниками брата и сестры стали сам дедушка и девица Варвара, родная сестра их матери, дочь священника арзамасской Христорождественской церкви Димитрия Раевского.
Дом Страгородских стоял напротив Алексеевского монастыря (сейчас здесь воинская часть). В обители служили отец и дед Вани Страгородского, тетка была игуменией. Неудивительно, что практически все его детство прошло в монастырских стенах.
Окончив Арзамасское духовное училище, Иоанн поступил в Нижегородскую семинарию. Уже здесь заметили его способность к изучению языков, хорошие познания в библейской истории и истории Церкви, которые и позволили ему выдержать сложнейший экзамен в Петербургскую духовную академию, чтобы получить право обучения за казенный счет. Авторитет этого учебного заведения был очень велик, преподавали лучшие историки и богословы того времени. Сокурсники отмечали спокойный характер и мягкий нрав будущего Предстоятеля, а также его музыкальные способности. Иван любил фисгармонию и хорошо играл на этом инструменте церковную музыку, замечательно пел, у него был красивый густой бас.
На старших курсах он посетил Валаамский монастырь. Там пришло решение принять постриг. Иван Страгородский был наречен Сергием, в честь преподобного Сергия, Валаамского чудотворца.
Кроме музыкального дара, будущий Патриарх имел удивительные способности в изучении иностранных языков. После окончания духовной академии его направляют с православной миссией в Японию. Там его жизнь будет связана с храмом в честь Николая Чудотворца в Токио. Затем Сергий, уже архимандрит, едет в Грецию. Ему довелось быть и судовым священником на крейсере «Память Азова».
С 21 января 1901 года он – ректор Санкт-Петербургской духовной академии, а с 6 мая 1911 года – член Святейшего Синода.
Через несколько лет грянула революция. После смерти Патриарха Тихона митрополит Сергий становится местоблюстителем Патриаршего престола. Известия о каждом закрытом храме, разоренном монастыре, заключенном или расстрелянном священнике оставляют глубокие раны в душе архипастыря. В 1937 году на 72-м году жизни была обвинена в антисоветской деятельности и расстреляна родная и любимая сестра – жена священника Александра Архангельская.
После вторжения нацистской Германии на территорию Советского Союза 22 июня 1941 года митрополит Сергий в этот же день написал знаменитое «Послание к пастырям и пасомым Христовой Православной Церкви». Это послание было разослано по всем епархиям и церквям.
«Православная наша Церковь всегда разделяла судьбу народа, – сказано в послании. –Вместе с ним она и испытания несла, и утешалась его успехами. Не оставит она народа своего и теперь. Благословляет она небесным благословением и предстоящий всенародный подвиг… Положим же души своя вместе с нашей паствой. Путем самоотвержения шли неисчислимые тысячи наших православных воинов, полагавших жизнь свою за родину и веру во все времена нашествий врагов на нашу Родину… Церковь Христова благословляет всех православных на защиту священных границ нашей Родины. Господь нам дарует победу!»
В годы войны по многим внешним и внутренним причинам, в том числе благодаря личной гражданской позиции митрополита Сергия, произошел перелом во взаимоотношениях Русской Православной Церкви и советской власти. В 1943 году состоялась историческая трех уцелевших в разгроме Церкви митрополитов Русской православной Церкви, среди которых был и Сергий (Страгородский) со Сталиным. Владыка Сергий указал на необходимость открытия храмов, выборов Патриарха, которого у Церкви со дня смерти Святейшего Тихона не было уже 18 лет. Говорил и о возобновлении работы духовных учебных заведений для подготовки священнослужителей. Была поднята самая больная и рискованная тема – освобождение архиереев, находившихся в ссылках, тюрьмах и лагерях. Сталин ответил: «Представьте список, мы его рассмотрим».
Эту встречу, без преувеличения, можно назвать исторической. После четверти века большевистских гонений было дано разрешение созвать Архиерейский собор и избрать на нем Патриарха Московского и всея Руси, собрать Священный Синод. Открывались храмы, возобновлялись богослужения.


После встречи митрополита Сергия со Сталиным Церковь получила возможность назначать епископов на вакантные кафедры, открывать новые приходы, возобновлять духовное образование и церковную печать. На фотографиях этого периода, которые хорошо известны, святитель Сергий ― убеленный сединами старец с закаленным духом и волей, с какой-то особой силой во взгляде, мудро и уверенно ведущий церковный корабль сквозь житейские бури XX века.
Не дожил до Победы
14 мая 1944 года Святейший Патриарх Сергий совершил в Ризположенском храме Божественную литургию и хиротонию архимандрита Макария (Даева) во епископа Можайского. Вечером он обсуждал с управляющим делами Патриархии протоиереем Николаем Колчицким вопросы, связанные с предстоящим заседанием Синода.
15 мая Святейший проснулся в 6 часов. Но когда в 6 часов 50 минут его келейник архимандрит Иоанн (Разумов, впоследствии митрополит) вошел в спальню, он застал Святейшего бездыханным. Врач определил смерть от кровоизлияния в мозг.
В 8 часов того же дня в здание Патриархии прибыл митрополит Крутицкий Николай и совершил первую литию у одра почившего. В 9 часов 30 минут члены Священного Синода вместе со срочно приехавшим Г.Г. Карповым прошли в рабочий кабинет Патриарха, осмотрели письменный стол, обнаружили запечатанный личной печатью Святейшего Патриарха Сергия конверт с духовным завещанием и вскрыли его. Тем временем священнослужители одели почившего в полное патриаршее облачение и положили во гроб, который установили в зале-ризнице. Иерархи во главе с Патриаршим Местоблюстителем митрополитом Ленинградским и Новгородским Алексием совершили у гроба панихиду.
К тому времени верующие москвичи стали заполнять залы резиденции Московской Патриархии. Отдельными группами прибывали представители приходов со своим духовенством, у гроба не прерывалось чтение Евангелия, заупокойные богослужения следовали одно за другим до тех пор, пока гроб оставался в Патриархии.
18 мая 1944 года состоялось погребение Святейшего Патриарха Сергия в Никольском приделе Богоявленского Кафедрального собора. Храм был полон молящимися и оплакивающими почившего, более того, народ занял все пространство, примыкающее к собору.
Чин погребения возглавил митрополит Московский Алексий. Ему сослужили митрополиты Николай, Иоанн, восемь архиепископов и епископов и сонм пресвитеров. В надгробном слове, произнесенном перед отпеванием, митрополит Алексий сказал: «В муках скорби глубокой и тяжкой стоим мы у гроба Святейшего Отца нашего и Патриарха и провожаем дух его ″в путь всея земли″... Церковь Православная скорбит об утрате его! Он весь принадлежит Церкви Божией. С самых юных лет он отдал ей все свои силы, все свои дарования и до конца был верен этому служению.
...Господь сподобил его величайшего дара — тихой, безболезненной, мирной кончины и призвал его в дни, когда Церковь духовно празднует торжество жизни над смертью, когда она воспевает победную песнь: ″Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав″, и мы веруем, что земной подвиг его будет увенчан Господом нетленным венцом блаженства в вечных обителях».
Неожиданная кончина Святейшего Патриарха Сергия, оставившего по себе огромное духовное наследие, заставила многих почувствовать, какой выдающейся личности лишилась Церковь. Вот, что писал о почившем великий русский святой ― архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий): «Людям высокопоставленным часто свойственна величавость, сознание собственного достоинства и превосходства, неровность в обращении с людьми. Ни тени этих отрицательных свойств никто не видел в почившем великом Святителе, всегда сознававшем себя рабом Божиим и потому полном смирения. Знаем мы, что такие светлые и благие свойства духа приобретаются только великими подвигами служения Богу и неустанной, ставшей потребностью, молитвой… При таких светлых нравственных качествах Святейший блистал исключительно большим и ясным умом, просвещенным глубокой богословской ученостью… О нем уже на Соборе 1918 года говорили, что он видит на аршин под землей».
Факсимиле благодарности митрополита Сергия верующим г. Горького, оказавшим помощь армии в годы Великой Отечественной войныА вот отзыв другого почитателя Святейшего Патриарха Сергия, известного богослова, историка Церкви Владимира Николаевича Лосского (Франция): «Когда умер Василий Великий, его друг и сотрудник святитель Григорий Богослов мог сказать: ″Все было велико в тебе, великий Василий, одно лишь было мало: всего только 8 лет ты был епископом Кесарии″. То же можно сказать о почившем возглавителе Русской Церкви. Все было велико в жизни великого Сергия, который всего лишь несколько последних месяцев своего епископского служения носил сан Патриарха Московского и всея Руси… Старый мир, мир византийских традиций, восходивших к Константину Великому, тот мир, который казался многим миром самого христианства, внезапно распался до основания, и на его месте возникал новый мир, вне христианства, но не вне Божией воли, определяющей исторические судьбы. Чтобы руководить церковной жизнью в столь исключительных условиях, в Москве ― столице нового государства, в центре строящегося нового мира, надо было обладать непоколебимой верой в богоустановленность Церкви».
В согласии с волей Святителя, сделавшейся известной в связи с оглашением завещания, составленного в начале Великой Отечественной войны, Священный Синод утвердил Местоблюстителем Патриаршего Престола митрополита Ленинградского и Новгородского Алексия.
Историки, как церковные, так и светские, неоднозначно оценивают деятельность Святейшего Патриарха Сергия. Одни обвиняют его в непростительном компромиссе с безбожной властью. Другие, напротив, считают, что лишь благодаря избранному им курсу в тяжелейших условиях — после октябрьского переворота положение Православной Церкви с годами лишь ухудшалось — удалось сохранить от полного уничтожения церковную жизнь, сберечь хотя бы некоторые храмы и святыни. И хотя спор об итогах Патриаршества Святейшего Сергия и так называемом «сергианстве» еще очень далек от своего завершения, сегодня, безусловно, важно не только анализировать ошибки прошлого, но и уметь их прощать, памятуя о любви во Христе как залоге нашего единства.