Греют руки

На модерации Отложенный

Коммунальные тарифы вновь собираются повышать. Складывается впечатление, что переживающую кризис отрасль пытаются спасти, заливая её деньгами. Однако такая тактика, судя по всему, не сработает. Средств в ЖКХ и так предостаточно, однако инфраструктура год от года продолжает ветшать.

На ближайшее время запланировано сразу несколько нововведений, и все они так или иначе повлияют на суммы в платёжках. Речь идёт о введении эталонных тарифов на тепло, анонсированных Федеральной антимонопольной службой. Также возможны изменения в тарифах на электроэнергию. Об этом ещё в конце прошлого года предупредил замминистра энергетики Евгений Грабчак, призвавший всех «привыкать» к тому, что «эра дешёвой энергии закончилась». Кроме того, в Госдуме озаботились очередным редактированием платёжек за ЖКХ: плату за текущий ремонт планируют выделить в отдельную строку.

Все эти решения в итоге прямо или косвенно ударят по карманам граждан. А вот остановить надвигающуюся катастрофу для стремительно ветшающей коммунальной инфраструктуры едва ли помогут. В выигрыше могут оказаться лишь крупные игроки-монополисты, у которых и сегодня дела идут неплохо.

Эталонная переплата

Новый способ расчётов тарифов на тепло методом эталонов может быть внедрён уже с 1 января 2026 года. По версии антимонопольщиков, новый способ расчёта должен устранить существующую ныне диспропорцию в тарифах, при которой в соседних регионах со схожим климатом или даже в одном и том же регионе, но у разных поставщиков стоимость отопления может отличаться в 4–14 раз. Принцип предлагается такой: сначала будут определены базовые составляющие затрат тепловиков на производство энергии, а потом на каждую составляющую цены ресурса введут определённые «потолки».

Здесь следует сделать важное пояснение. Сегодня при индексации тарифов производители тепловой энергии представляют в региональные комиссии перечень своих расходов и сведения о том, насколько эти расходы выросли. Исходя из этих данных и происходит индексация. «В списке расходов тепловиков есть, например, потери на сетях, нормативные объёмы неплатежей. Там прямо прописано, что 5% произведённой тепловой энергии может быть не оплачено. В результате система построена таким образом, что мы знаем сумму расходов, которые несёт производитель, и эти расходы ему компенсируем. Но реальная себестоимость производимой энергии при этом не учитывается!» – объясняет лидер общественного движения «Народный жилищный инспектор» Сергей Креков.

Подобная система компенсаций расходов тепловикам была введена ещё в 90-е – тогда система компенсации расходов должна была поддержать предприятия и не дать им утонуть. Но по факту система действует по сей день. «В итоге получается, что бизнес тепловиков построен на способности компании продавить свои тарифы через региональные комиссии. После того, как тарифы «продавили», надо собрать деньги с населения. Здесь ключевая роль принадлежит управляющим компаниям. Отсюда желание поставщиков тепла влезть в этот бизнес тоже, чтобы контролировать финансовые потоки», – заключает Сергей Креков.

Введение эталонов приведёт к тому, что тарифы у небольших котельных могут незначительно снизиться, но при этом поставщики тепла в крупных городах, напротив, получат возможность взвинтить цены. В итоге небольшие котельные после снижения тарифа окажутся на грани разорения

Предложение ФАС о введении эталонов суть механизма не меняет, а лишь устанавливает определённые ограничения по компенсации каждого вида расходов. «У нас в области работают пять поставщиков тепловой энергии, их тарифы могут отличаться в 2 раза. Там, где работают небольшие котельные на несколько домов, тариф оказывается выше, чем в большой городской агломерации, где у тепловиков много потребителей и большие объёмы производства», – поясняет глава комитета по предпринимательству в ЖКХ Тульской торгово-промышленной палаты Сергей Костюченков. В результате введение эталонов приведёт к тому, что тарифы у небольших котельных могут незначительно снизиться, но при этом поставщики тепла в крупных городах, напротив, получат возможность взвинтить цены.

При этом небольшие котельные за счёт снижения тарифа окажутся на грани разорения. После чего крупные поставщики смогут выкупить их и пролоббировать повышение тарифа.

Платите дважды!

Сомнительные бизнес-модели продолжат действовать и в электроэнергетике. Уже заявлено, что реконструировать старые ТЭЦ и возводить новые мощности сегодня не на что. В связи с этим продвигается тезис о необходимости повышать тарифы. Впрочем, на поверку оказывается, что, как и в случае с тепловиками, речь следует вести не столько о дефиците средств, сколько о чрезмерных аппетитах конкретных игроков.

Первые звоночки, свидетельствующие о том, что деньги, как и всегда, возьмут в карманах потребителей, уже прозвенели. В частности, в стратегии развития отрасли до 2042 года говорится о том, что стране необходимо строительство дополнительных мощностей – более 80 тыс. мегаватт. Стоимость реализации стратегии оценивается в 42 трлн рублей. «Откуда их взять? Источник только один – потребители. Соответственно исходя из того, что необходимо обеспечить определённые объёмы мощностей, необходимо получить определённое количество денег, чтобы объекты могли быть построены», – считает директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин.

Другим ударом по карману граждан может стать готовящееся выделение в отдельную строку «жировки» платы за текущий ремонт. Соответствующий законопроект уже готовится в Госдуме, и, как отмечают парламентарии, это должно повысить прозрачность расходов управдомов и улучшить качество ремонта.

По факту же это скорее всего лишь приведёт к задвоению платежей и очередному обогащению управляющих компаний. Сегодня плата за текущий ремонт является частью тарифа управляющих компаний за содержание и ремонт. Отметим, что выделение из тарифа на содержание и ремонт отдельных строк происходит не впервые. Как уже рассказывала «Наша Версия», в 2017 году в отдельные строки уже выделили плату за вывоз мусора и расходы на содержание общедомового имущества. Но вот парадокс: новые строки появились, а тариф на содержание и ремонт не изменился!

Также популярной схемой у некоторых УК является выведение в отдельную строку платы за пользование домофоном – она по закону также входит в тариф на содержание и ремонт. Для этого в управляющей компании «ПИК-Комфорт» пошли на такой шаг: свои домофоны они называют не просто запирающими устройствами, а сложной системой IP-домофонии. Граждане пытались судиться с УК. Но суд не согласился с жителями, и разрешил компании продолжить собирать деньги.

Ни денег, ни монтажников


(фото: Артём Коротаев/ИТАР-ТАСС)(фото: Артём Коротаев/ИТАР-ТАСС)


Совет Евразийской экономической комиссии продлил на пять лет срок эксплуатации российских лифтов, подлежащих замене до 15 февраля текущего года, на пять лет. Изначально предполагалось, что к февралю будет заменено 72 тыс. лифтов, отработавших стандартный срок службы в 25 лет. Теперь же считается, что 64 тыс. из них вполне могут ездить и дальше – при условии, что они не выработали свой ресурс.

История с ветхими лифтами, на замену которых не хватает денег, вскрыла сразу две проблемы. Во-первых, взносов жителей на капитальный ремонт явно недостаточно для покупки нового лифтового оборудования. Во-вторых, оказалось, что устанавливать новые подъёмники просто некому. По данным Национального лифтового союза, в прошлом году в стране было смонтировано всего 16 тыс. новых лифтов. Это капля в море по сравнению с объёмами их производства. «Промышленность спокойно может выпускать до 60 тыс. лифтов в год. Если будет платёжеспособный спрос и достаточное количество специалистов, проблему старых лифтов можно решить быстрее. Мы подсчитали, что двухлетнее обучение одного человека стоит около миллиона рублей», – объяснил первый вице-президент союза Алексей Захаров.


Кира Ремнёва