Доктрина Монро-Трампа, или Чего боятся глобалисты?

На модерации Отложенный

Несложно было предположить, что 20 января, в день инаугурации Трампа именно это событие станет темой номер один как в лентах информагентств, так и в статьях политических аналитиков.

Сама по себе церемония, а также размышления на тему, кого на неё пригласили, кого нет, кто приехал, и почему всё мероприятие было перенесено с традиционной площадки у Капитолия под открытым небом за закрытые двери, вряд ли стоят полноценной статьи.

Куда как интереснее поразмыслить над тем, чего нам ждать от следующих четырёх лет правления Трампа в США, обсудив это через призму страхов его противников-глобалистов, не предполагающих для собственных интересов ничего хорошего.

Всё это важно ещё и той точки зрения, что четыре года Трампа вполне могут превратиться в восемь, а то и в 12 лет, если на смену старине Дональду придёт молодой и энергичный Джей Ди Вэнс, нынешний вице-президент США.

Ещё в конце прошлого года один из рупоров мирового глобализма, британская Financial Times, предложила несколько сценариев действий нового хозяина Белого дома, наиболее вероятным и при этом наиболее разрушительным из которых для пресловутого порядка, основанного на правилах, может стать фактическое возвращение США к доктрине Монро, провозглашавшей «Америку для американцев» и означавшей фактическое ограничение внешнеполитических интересов Соединённых Штатов западным полушарием с одновременным недопущением экспансии любых заинтересованных сил извне.

200 лет назад это ограничение касалось только стран Европы, сегодня же оно вполне может быть (и наверняка будет) расширено на Китай и Россию.

«Решимость Трампа избегать войны и его презрение к демократическим союзникам могут привести США к заключению новой грандиозной сделки с Россией и Китаем. По ней США оставят России и Китаю сферы влияния в своих регионах, а сами сконцентрируются на утверждении доминирования в своём собственном регионе, продвигая свои интересы в Мексике и Канаде, стремясь вернуть Панамский канал и получить контроль над Гренландией. В этом сценарии Трамп будет лоббировать мирное соглашение по Украине без сопутствующих гарантий безопасности, со смягчением санкций против России и появлением Путина на ужине в День благодарения в Мар-а-Лаго», — отмечалось в статье.

Что касается Китая, то, по мнению британских экспертов, возможная сделка с Пекином будет включать в себя смягчение американских технологических ограничений и тарифов в обмен на китайские покупки американских товаров и продвижение в Китае интересов американских компаний, таких как Tesla.

«Трамп также не будет проявлять интереса к борьбе за защиту Тайваня, а союзники США в Европе и Азии будут вынуждены бороться за собственную оборону в новой атмосфере отсутствия безопасности», — резюмирует FT.

С учётом недавних заявлений Трампа из области политической географии, касающихся судьбы всего Североамериканского континента, стоит признать, что сценарий, описанный Financial Times, выглядит весьма вероятным.

Разумеется, это не значит, что новому президенту США удастся реализовать все свои грандиозные планы.

Но пытаться это сделать он будет непременно.

Похоже, это понимают и все прочие апологеты глобализма, многие из которых склоняются к той же мысли, что была высказана на страницах FT.

Не кто-нибудь, а сам идеолог нынешней системы взаимоотношений Запада со всем прочим мировым большинством, Френсис Фукуяма, намедни также выразил свою обеспокоенность экспансионистскими планами Дональда Трампа, отметив его увлечение правом сильного и полным безразличием к судьбам Украины и Европы. Что опять-таки созвучно с доктриной Монро.

«Меня поражает то, что произошло недавно. Трамп внезапно начал призывать к экспансионизму США. Он заявил о захвате Гренландии, Панамского канала и даже Канады. Вероятно, две трети из этого можно считать фантазиями, которые никогда не сбудутся. Но они по-прежнему имеют большое влияние на международные отношения. Одним из основных правил старой системы было то, что нельзя просто так отбирать чужую территорию. Вот почему нападение на Украину в 2022 году стало таким шоком. А теперь США говорят: „Нам нужна та или иная территория, и мы можем использовать военную силу‟. Это полностью подрывает аргументы, которые мы приводим против Путина», — подчёркивает Фукуяма.

Что характерно, отмечаемое равнодушие Трампа к интересам европейских союзников США и вообще к ситуации за пределами американской Части Света, разительно контрастирует с его решительностью, касающейся событий на «заднем дворе» Соединённых Штатов, то есть в Южной Америке.

Так, несмотря на то, что с одной стороны ему безразлична (по крайней мере, на словах) судьба Зеленского, да и Украины в целом, с другой — он активно продолжает требовать отставки венесуэльского лидера Николаса Мадуро и мечтает превратить богатую нефтью Венесуэлу в личную бензоколонку США.

Как пишет издание Axios, команда Трампа хочет, чтобы Мадуро покинул Венесуэлу, а некоторые члены администрации избранного президента США уже заявили, что лидеру Венесуэлы следует повторить судьбу Башара Асада.

Ну, и для полноты картины приведу ещё одно мнение, высказанное экс-советником по нацбезопасности Трампа Джоном Болтоном, предположившем, что 47-й президент США «поспешит заключить следку по Украине не вдаваясь в то, насколько она будет выгодна Киеву и европейским союзникам Штатов».

«Трамп хочет завершить войну на Украине как можно скорее, и его не особо волнует, на каких условиях это будет достигнуто, — уверен Болтон, — Он также считает, что РФ может быть заинтересована в достижении соглашения о прекращении огня и установке линий разграничения на основе текущей обстановки на фронте. И чем дольше это прекращение огня будет длиться — тем больше вероятность того, что эти линии станут новой границей между Россией и Украиной».

Как было сказано выше, всё это точка зрения тех, кого принято называть глобалистами, и подобным образом они во многом просто транслируют собственные страхи. И всё же доля правды в таких рассуждениях есть. Особенно, если обратить внимание на недавний телефонный разговор Дональда Трампа и Си Цзиньпина, в котором американский президент пообещал полюбовно решить все проблемы с Китаем.

Неужели при Трампе, и вправду, Америка будет «превыше всего»?