Газовый капкан
На модерации
Отложенный
Через месяц на Молдавской ГРЭС закончится запас угля. А зима не закончится. То есть на решение проблемы энергоснабжения ПМР есть примерно месяц. Не решится проблема – замёрзнут люди.
Накануне прекратили работу все промышленные предприятия Приднестровья, сообщил первый зампред правительства ПМР Сергей Оболоник. «Кризис носит настолько тяжёлый характер, что нет нужды перечислять, какие предприятия остановились. Стоят все промышленные предприятия». Кроме хлебозаводов. «Нет энергетического ресурса», – разводит руками вице-премьер. А взять его неоткуда. С 1 января 2025 года прекратился транзит российского газа через Украину. Этот газ поступал в Молдавию через Украину с севера, а из Молдавии – в ПМР. А Кишинёв, напомним, задолжал «Газпрому» 700 млн долларов за прежние поставки и предложил выплачивать долг по нескольку миллионов долларов в год. Или вообще не выплачивать. Политики не способны выполнять свои ключевые обязанности – обеспечивать жизнь граждан базовыми потребностями и стыковать бюджетные цифры. Или политики просто взяли граждан ПМР в заложники?!
Молдаване худо-бедно смогут решить вопрос, подключившись к «Турецкому потоку» через Трансбалканский газопровод с юга. Та труба тоже проходит через Украину (что означает крепкую энергозависимость Кишинёва от Киева) и даже доходит до ПМР, но и в этом случае газовый вентиль контролируют молдаване. Впрочем, Кишинёв может получать газ для бытового потребления из Румынии по газопроводу Унгены – Кишинёв, построенном три года назад. Однако этого газа мало, не хватит даже всем нуждающимся молдаванам, не говоря уже о ПМР. Тем временем Молдавская ГРЭС стала тратить «стратегический» запас угля, заготовленный ещё в ноябре, но его всего 75 тыс. тонн. То ли на месяц может хватить, то ли на полтора – в режиме жесточайшей экономии. Уголь тоже взять будет негде, если Киев и Кишинёв займут жёсткую позицию касательно торговли с Тирасполем. Что как бы подразумевается само собой.
Кто виноват и что делать?
Со слов Сергея Оболоника, в Тирасполе готовятся к тому, что ГРЭС сократит выработку электроэнергии, а это, в свою очередь, приведёт к введению графика подачи электроэнергии для потребителей. Поставки электричества в Молдавию при этом прекратятся полностью, что, как отмечает вице-премьер, чревато гуманитарной катастрофой. Ну а если зима не задастся и будет слишком холодной, то уже в конце января придётся столкнуться с форс-мажором. Теоретически проблему решили бы подписание дополнительного соглашения «Газпрома» и «Молдовагаза» и перенос точки сдачи-приёмки газа на российско-украинскую границу. В этом случае по территории Украины шёл бы условно не российский, а молдавский газ. Но, во-первых, в Киеве уже отвергли такой вариант, а, во-вторых, до уплаты молдаванами долга «Газпрому» монополист намерен занять максимально жёсткую переговорную позицию. Эксперты подсказывают, что даже в том случае, если стороны каким-то чудом договорятся, автоматически поставки газа не возобновятся, так как «Газпром» объявил об остановке действия контракта. Куда ни кинь, всюду клин.
Украина не посоветовалась с США перед промежуточным подписанием договора в Стамбуле. При этом Соединенные Штаты входят в число гарантов в договоре, что включает в себя, помимо прочего, защиту Украины в случае нападения.
Вероятно, в ноябре было бы уместно закупить втрое больший запас угля, ибо никто в общем-то никаких препон этим закупкам не чинил. И средства в бюджете республики тоже имелись.
В свою очередь, «Газпром» также не делал секрета из своего намерения спросить с Кишинёва за недоимку по полной программе. Возможно, имелись некие непубличные договорённости с президентом Молдавии Майей Санду то ли ещё до выборов, то ли сразу после них. Казалось бы, негативный украинский опыт такой непубличной дипломатии должен был обратить на себя внимание. В итоге имеем то, что имеем. А Санду теперь как бы и ни при чём: что она может сделать, если Киев пошёл на принцип? Но молдаване кое-как продержатся на тощем румынском транзите, а что делать жителям ПМР? И что делать теперь вообще?
Ответ как бы подразумевается. Энергоснабжение Приднестровья легко и просто возобновить, решив вопрос принадлежности Причерноморья. Одновременно решится и другой насущный вопрос – присутствие и функционирование Черноморского флота России в Черноморском бассейне. В Крыму российских военных кораблей практически нет. Отчасти из-за того, что порт в Балаклаве заставлен яхтами, российским подводным лодкам не хватает места. Таким образом, у двух задач – приднестровской энергетической и черноморской военной – одно решение.
Ситуация в Приднестровье – тот случай, когда, сказав «а», невозможно не сказать «б». Накануне выборов президента Молдавии тамошний беглый комбинатор Илан Шор, собирая в Москве «форум молдавской оппозиции», гарантировал своим российским покровителям, что при любом исходе выборов вопрос энергетических поставок в ПМР будет сглажен – то ли за счёт его персональных договорённостей с кем-то из правительства, то ли за счёт давления оппозиции (которая чуть было не выиграла выборы, когда бы не известная манипуляция с голосами молдаван за границей). Однако, как теперь несложно заметить, эти расчёты себя не оправдали, а договорённости сорвались. Оппозиция в Молдавии палец о палец не ударила, чтобы хоть как-то поддержать Приднестровье. А молдавский премьер тем временем то ли уехал в длительный зарубежный отпуск, то ли сбежал из страны от греха подальше (ходили слухи, что Санду якобы готовится распустить правительство, а слишком радикального Дорина Речана отдать под суд, подыграв тем самым оппозиционерам). Так или иначе, в очередной раз дискредитированы попытки «порешать вопрос» в келейном режиме.
Есть такое мнение: Приднестровье как бы подводят к мысли о том, что Россия не в состоянии гарантировать будущее республики, не имея общей границы. А Киев то и дело подталкивает Кишинёв к военному решению приднестровской проблемы, тщась заодно восполнить свои военные арсеналы за счёт российских складов в селе Колбасна. Если Санду пойдёт на поводу у Зеленского и позволит украинским вооружённым формированиям начать военную операцию в Приднестровье, России воленс-ноленс придётся адекватно отреагировать. Либо Приднестровье повторит судьбу Нагорного Карабаха, а несколько сотен тысяч российских граждан окажутся в молдавско-украинском капкане. Говорить о каких-то переговорах в этой связи наивно – кого и с кем? Не менее наивно продолжать делать ставку на нынешнюю молдавскую «оппозицию», традиционно сливающую протестный потенциал в пользу действующих властей, неспособных договориться по-хорошему (на что и указывает ситуация с долгами «Газпрому»). Меж тем времени становится всё меньше. Всего месяц, не больше.
Лев Вершинин, политолог
– Я далёк от того, чтобы уличать некомпетентных российских кураторов в намеренном «сливе» Приднестровья, но ситуация теперь такова, что у Тирасполя просто не остаётся выбора. Москве же, хочет она того или нет, придётся определиться. Осталось подождать месяц.
Георгий Филин
Комментарии