Определение большевизма

На модерации Отложенный

Академик Яковлев, бывший сам высокопоставленным функционером ЦК КПСС, дал оригинальное определение большевизма.

-2

«С точки зрения исторической,

большевизм — это система социального помешательства, когда были физически уничтожены крестьяне, дворянство, купечество, весь слой предпринимателей, духовенство, интеллектуалы и интеллигенция; это «крот истории», вырывший братские могилы от Львова до Магадана, от Норильска до Кушки; это основанная на всех видах угнетения эксплуатация человека и экологический вандализмэто — античеловеческие заповеди, вбиваемые с беспощадностью идеологического фанатизма, скрывающего ничтожемыслие; это — фугас чудовищной силы, который чуть было не взорвал весь мир.

С точки зрения философской

это субъективное торможение объективных процессов, непонимание сути общественных противоречий; это мышление категориями социального нарциссизма и рефлекторное неприятие любого оппонента; мегатоннаж догматизма, промежуточный и конечный результат потребительски-расчетливого отношения к истине.

С точки зрения экономической

это минимальный конечный результат при максимальных затратах в силу волюнтаристского отрицания закона стоимости; анархия производительных сил и бюрократический абсолютизм производительных отношенийконсервация научно-технической отсталости; нарастание застойных явлений; уравниловка как универсальный, может быть, единственный способ «винтикообразитъ» людей.

В международном плане

он является явлением одного порядка с германским нацизмом, итальянским фашизмом, испанским франкизмом, полпотовщиной, с современными диктаторскими режимами, каждый имеет свои особенности, но суть остается одной и той же».(с)

-----------------------

историк Д.Соколов корректирует данное определение :

"Приведенная характеристика не безупречна.

Не надо уравнивать большевизм (и его азиатские разновидности) с национал-социализмом, и тем более с другими европейскими диктатурами XX века.

При всех напрашивающихся параллелях с германским национал-социализмом (главным образом в отношении практикуемых методов), советский коммунизм имел одно существенное отличие.

При всей своей кровожадности и преступности, гитлеровская Германия не порывала с собственной исторической, национальной и культурной традицией и сохраняла преемственность с прежним политическим строем (Веймарской республикой), в то время как в основе коммунистической власти лежало последовательное отрицание старого.

Если германские национал-социалисты не практиковали тотальное уничтожение собственной национальной элиты, обратив агрессию на другие народы, то в основе утверждения власти большевиков лежало уничтожение прежнего элитного слоя (с последующей заменой его коммунистической антиэлитой), а также наиболее инициативных представителей среди других общественных групп.

В этом плане наиболее подходящей аналогией для «практики» советского коммунизма (особенно в первые годы) служат не злодеяния гитлеровцев в годы Второй мировой войны, а ужасы правления «красных кхмеров» в Камбодже.

Именно полпотовщина лает наглядное понимание того, что на заре своего становления представлял собой большевизм. Специфические отличия в проводимой политике, а также то, что в последние десятилетия суровость коммунистического правления в СССР заметно смягчилась, в данном случае не существенны.(с)

-3


112