Преступление и слава
На модерации
Отложенный
26-летний Луиджи Манджоне был арестован по подозрению в убийстве гендиректора страховой компании UnitedHealthcare Брайана Томпсона. В соцсетях его уже прозвали «современным Робином Гудом», интернет-пользователи собрали крупную сумму на адвоката для Манджоне, а его действия явно получили одобрение у американцев. Все потому, что он с оружием в руках выступил против системы медицинского страхования, которую критикуют многие жители США.
4 декабря на Манхэттене был убит 50-летний генеральный директор страховой компании UnitedHealthcare Брайан Томпсон. Он приехал к расположенному в центре района отелю New York Hilton, чтобы принять участие в ежегодной инвестиционной конференции UnitedHealthcare, и там в него выстрелили из пистолета. Бизнесмен был доставлен в больницу с тяжелым ранением, будучи в критическом состоянии. Спасти его не удалось. Что касается стрелявшего, он скрылся на велосипеде.
Поиски продолжались несколько дней, а задержание подозреваемого в убийстве Томпсона стало практически случайностью. Ранним утром молодой человек, чье лицо было закрыто медицинской маской, зашел в «Макдоналдс» на западе Пенсильвании. Он заказал картофельный оладушек, уселся за стол и достал ноутбук. Чтобы поесть, ему пришлось снять маску, и это его выдало. Один из посетителей ресторана отметил сходство молодого человека с изображением предполагаемого убийцы Томпсона, о котором говорили в новостях. В ресторан прибыли полицейские, и подозреваемый был задержан. Им оказался 26-летний Луиджи Манджоне – выходец из семьи итальянского происхождения, но гражданин США.
Благотворительность и «Лига плюща»
Интересно, что Манджоне – отнюдь не маргинал. Он родом из обеспеченной семьи, которая пользуется определенным влиянием в штате Мэриленд. Родственники стрелка связаны с медициной. В 1977 году они основали компанию Lorien Healthcare, специализирующуюся на уходе за пожилыми людьми. Среди других активов семейства – загородные клубы, медицинские учреждения, агентства недвижимости и даже радиостанция.
Манджоне управляют фондом с активами на 4,5 миллиона долларов и постоянно направляют пожертвования Университету Лойолы, который назвал в честь благотворителей свой центр водных видов спорта. Также фамилия семейства фигурирует в названии акушерского отделения Медицинского центра Большого Балтимора, которому оно пожертвовало 1 миллион долларов. Кузен Луиджи Манджоне является делегатом штата от Республиканской партии. Родные молодого человека узнали, что он задержан за убийство страховщика, из новостей, и известие стало для них настоящим потрясением.
В последнее время Манджоне страдал от сильных болей в спине и не так давно перенес операцию на позвоночнике. За несколько месяцев до убийства Томпсона он оборвал все связи с семьей и друзьями.
По данным СМИ, Манджоне учился в элитных учебных заведениях, окончил школу Гилмана в Балтиморе и Пенсильванский университет, получив степени бакалавра и магистра в области инженерии со специализацией в компьютерных и информационных науках, затем был старшим консультантом программы предуниверситетского образования в Стенфордском университете. Он работал дата-инженером.
«Эти паразиты сами напросились»
Сначала Манджоне попытался предъявить сотруднику полиции поддельные документы, но тот понял, что его пытаются ввести в заблуждение. После задержания у него нашли пистолет с глушителем. Оружие оказалось напечатанным на 3D-принтере – это пистолет-призрак, не имеющий серийного номера, который, в отличие от фабричного оружия, невозможно отследить. Также у Манджоне при себе оказался манифест на три страницы, в котором он объяснил мотивы, подтолкнувшие его к убийству Томпсона. В полиции указали, что в тексте манифеста присутствовала «некоторая неприязнь к корпоративной Америке». В документе его автор жаловался на дороговизну медицинских услуг и влияние, сосредоточенное в руках страховых фирм. Упоминалась там и компания UnitedHealthcare, которую возглавлял Томпсон – правда, в весьма нелестном свете. Манджоне написал о страховщиках: «Эти паразиты сами напросились». Он назвал себя первым, кто готов противостоять им радикальными методами.
В ходе слушаний по делу об убийстве главы UnitedHealthcare Брайана Томпсона обвиняемый в преступлении Луиджи Манджоне заявил, что невиновен. На заседание он явился с широкой улыбкой на лице.
Как оказалось, молодой человек проявлял интерес к идеям социального равенства. Более того, он частично разделял взгляды известного террориста Теодора Качинского, который рассылал по почте бомбы. Манджоне писал об Унабомбере: «В конечном итоге он, вероятно, прав. Когда все другие формы коммуникации терпят неудачу, необходимо насилие. Вам могут не нравиться его методы, но, если смотреть на вещи с его точки зрения, это не терроризм, а война и революция».
Как считает следствие, к преступлению привело негативное отношение Манджоне к индустрии медицинского страхования.
Об этом, помимо всего прочего, свидетельствуют и надписи на гильзах, которые, по данным СМИ, нашли на месте преступления: на них будто указаны термины «отвод», «отказ», «задержка» (depose, deny, delay), характерные для страховых фирм, отказывающих пациентам или затягивающим рассмотрение их вопросов.
В суде молодой человек отказался признать вину, отвергнув обвинения в свой адрес. Во время заседания он смеялся. Под залог его не отпустили. Новое заседание по делу об убийстве Томпсона назначено на 21 февраля.
Не преступник, а мститель?
Убийство Томпсона вызвало широкий общественный резонанс, а Манджоне неожиданно получил бурную общественную поддержку. В социальных сетях стали появляться многочисленные посты, авторы которых выражали солидарность с молодым человеком, называя его «современным Робином Гудом». Пользователи заявляли о своем разочаровании системой здравоохранения США. Некоторые юзеры предположили, что задержанный столкнулся с семейной трагедией, и кто-то из его близких мог пострадать из-за действий страховщиков.
Среди тех, кто поддержал Манджоне, оказались и медики – некоторые из них раскритиковали систему, которая допускает отказы в страховке умирающим пациентам, которые практикуются в США. Отметились и пациенты или их родственники, поделившиеся своими печальными историями. Так, например, одна из пользовательниц написала, что награда за информацию об убийце Томпсона была в девять раз меньше счета за 28 дней химиотерапии, выставленному за лечение ее мужа.
В соцсетях распространился хештег #FreeLuigi. Манджоне изображают как борца с элитами и восхищаются его поступком и внешностью, упуская из фокуса внимания преступление, в котором его обвиняют. В сети собрали сотни тысяч долларов на юридическую помощь молодому человеку, в продаже появились футболки с его портретом, а некоторые даже сделали себе тату с лицом Манджоне.
Если обратиться к данным опросов, действия молодого человека получили одобрение лишь у 10-20% респондентов, причем 40% из них – молодежь. Но опрошенные относятся к страховой индустрии и погибшему Томпсону еще хуже, чем к его предполагаемому убийце. Стоит отметить, что под его руководством UnitedHealthcare отказывала в оплате медицинских счетов примерно трети клиентов – это вдвое превышает средние цифры по индустрии. В 2023 году ее прибыль увеличилась до 16 миллиардов долларов.
Что не так с системой здравоохранения в США?
Недовольство американцев не связано только с UnitedHealthcare и ее главой – речь идет о негативе к системе здравоохранения и страхования в целом. 77% пациентов не удовлетворены американской медициной. Большинство жителей США сталкивались с теми или иными затруднениями при получении медицинских услуг. Большая их часть связана со страховщиками. Пациентов не устраивают высокие цены и непрозрачная схема ценообразования на услуги и лекарства. Примерно у 40% американцев есть долги по медицинским счетам, и это одна из главных причин банкротств.
Парадоксально, но США лидируют по расходам на здравоохранение в мире, но уступают другим западным странам по продолжительности жизни.
Часть американцев обеспечивается страховками за бюджетный счет, часть – за счет работодателей, остальные покупают частные страховки. Но позволить их могут себе далеко не все, поскольку это очень дорого. Страховщики стали вводить для людей с хроническими заболеваниями более дорогостоящие полисы или вовсе отказывать им в покрытии расходов. В 2010 году, в период президентства Барака Обамы, была проведена реформа Obamacare, призванная повысить доступность медстрахования. Страховщики стали получать субсидии, но их обязали принимать всех клиентов вне зависимости от их истории болезни. Это привело к снижению числа незастрахованных граждан с 45 до 26 миллионов человек. При Джо Байдене система субсидирования была расширена еще больше, но доступ к услугам здравоохранения по-прежнему есть не у всех.
Система здравоохранения крайне неэффективна – почти треть выделенных на эту сферу средств уходит на страхование и содержание администраций медучреждений. Из-за высоких цен профилактика заболеваний находится на низком уровне. Присутствует и дефицит специалистов, особенно в отдаленных районах. Есть проблемы и с лекарствами – они обходятся американцам почти втрое дороже, чем жителям других развитых стран. Примерно 90% рынка медстрахования контролируют пять крупнейших компаний. Ухудшает конкуренцию и то, что страховщики приобретают клиники, дома престарелых, аптечные сети и не только. Страдают от этого, разумеется, прежде всего пациенты.
Систему здравоохранения не раз пытались реформировать и создать общую государственную программу медицинского страхования, но всякий раз инициативы проваливались из-за протестов страховых компаний, больниц и врачебных ассоциаций, которые боялись потерять свои доходы.
Избранный президент США Дональд Трамп в рамках предвыборной кампании говорил, что у него есть некий план по реформированию системы здравоохранения, но подробностей не привел.
Вячеслав Буйнов
Комментарии