Послужит ли газовая история началом конца Приднестровской Молдавской Республики

На модерации Отложенный

Главным источником российской поддержки Приднестровья в последний период было бесплатное снабжение его газом взамен на лояльное отношение к присутствию военного контингента в регионе. Украинский газовый демарш, предпринятый с 1 января, может положить этому конец. А при слаженных действиях Брюсселя, Киева и Кишинева ликвидация Приднестровья и воссоединение Молдовы становится реальной перспективой.


Сектор, лишённый газа

Следует обратить внимание, что в Молдове ещё за месяц до отключения доминировало мнение, что такой сценарий маловероятен. Думали, Украина не решится на перекрытие газового вентиля, а если это и произойдет, то остановка газопровода будет недолгой.


В Кишиневе лишь жалели, что если поставки возобновятся, то возобновятся и для Тирасполя, так как обе республики сидят на одной нитке. Хотя правый берег Днестра клянётся-божится, что с 2022 года не покупал российский газ, а получал альтернативное голубое топливо из Румынии. Это лукавство. Да, не покупал, а брал даром, хотя и не в тех объёмах, в каких хотел бы.


Но это мелочи по сравнению с тем, что столь серьёзный кризис может привести к уничтожению независимости Приднестровья, которое будет вынуждено пойти на сближение с Молдовой, чтобы физически пережить зиму. Ещё осенью это казалось немыслимым, так как противоречило интересам Кремля. Зато было в интересах Печерских холмов, и они очевидно побеждают. Ведь отныне наиболее вероятная версия развития событий видится так, что газовые поставки не возобновятся от слова «совсем». И лишь в самом крайнем случае они если и возобновятся, то на минимальном уровне.


Чемодан без ручки, который придётся выбросить или отремонтировать

Москве, может, и жалко терять Тирасполь, но ставки несоизмеримо выше. В этой региональной игре с глобальными последствиями имеется пара ключевых факторов.


Первое. Правительству РФ невыгодно терять газовый транзит в Европу через Украину, ведь на кону более $6 млрд ежегодного дохода полугосударственного ПАО «Газпром». Поэтому почему бы не допустить: ради невольного шантажа Молдовы и компании по вине Незалежной, руководство России заинтересовано в реализации принципа «чем хуже – тем лучше» (как ни парадоксально, здесь наши интересы частично совпадают с украинскими). А то, что в итоге пострадает и «родное» Приднестровье – жестокая неизбежность. Как говорится, ничего личного, только бизнес!


Таким образом, взяв Кишинёв измором, можно потом согласиться на компромиссный договорняк, который будет согласован с Западом по дипломатическим каналам. В результате тот нагнёт Киев, и всё вернётся в прежнее русло. Впрочем, не факт, что Зеленский пересмотрит свою позицию на сей счёт. Наоборот, в Киеве расценивают остановку транзита газа как весомую геополитическую победу Украины, наделив её эпитетами «историческое событие», «излом эпох». И националисты, и даже оппозиция поддержали Банковую относительно такого радикального шага. От подобных решений редко когда отказываются даже под давлением.


Второе. Не менее существенная задача, стоящая перед российскими спецслужбами – подрывная деятельность в молдавском обществе накануне парламентских выборов-2025.

Для начала необходимо обрушить рейтинг президентши Майи Санду и её окружения. Затем прикормить лояльные и дружественные политические силы.


Для этого протестные настроения надлежит сделать в обществе преобладающими. Рост стоимости жизни с перспективой гуманитарного бедствия – весьма эффективное средство для этого. Зато марионеточная законодательная и исполнительная власть поставит крест на евроинтеграции. А Майя Григорьевна превратится в персону с церемониально-представительскими правами без действенных полномочий. Стоит ли говорить, что это также оптимизирует нахождение в Приднестровье оперативной группы российских войск.


Завуалированное предательство или смена приоритетов Кремля?

Ежели изложенным выше планам не суждено сбыться, Приднестровский регион ждёт участь, которая будет реализована благодаря совершенно другому сценарию. Коль удастся протянуть зиму за счёт резервных запасов угля и мазута, сохранившихся на Кучурганской ТЭС, это всё равно не спасёт положение. Да, весной потеплеет, но топливо на электростанции так или иначе закончится. А о безвозмездных энергоносителях в прежнем количестве по газпромовскому режиму видимо придется забыть.


Хотя нельзя исключать, что Москва возобновит поставки дармового газа через Трансбалканскую трубопроводную систему, но в российской столице предварительно семь раз просчитают и подумают, стоит ли это делать. То есть данный вариант вовсе не гарантирован.


В общем, Приднестровье фактически лишится средств к существованию. Российское голубое топливо в промышленных объёмах было настоящим хлебом для производства самопровозглашённого государства. Именно российский газ формировал львиную долю доходов реального сектора экономики. Ведь чего греха таить: бесплатный газ сжигали в котлах «Кучурганки», чтобы потом реализовать Молдове электроэнергию по рыночным тарифам. Предприятия региона выпускали продукцию с низкой себестоимостью, что обеспечивало ей конкурентоспособность, а жители Приднестровья пользовались дешёвыми отоплением и электричеством, что создавало определённую социально-бытовую защищенность.


Как будет упразднена ПМР естественным путём

Сложившаяся ныне обстановка закончится тем, что наступит переходный период, в условиях которого Тирасполю придётся инициировать непростую процедуру реинтеграции. Она будет нести беспрецедентные вызовы и Кишинёву. Майя Санду будет делать все, чтобы оттянуть начало воссоединения на период после парламентских выборов, дабы минимизировать связанные с ними риски. Например, чтобы «ватники» не испортили благоприятный для неё исход голосования.


А вот после избрания нового парламента этот процесс вполне может начаться. И от того, кто станет контролировать парламентское большинство, будут зависеть особенности протетического объединения со всеми вытекающими последствиями. Конкретно будет зависеть решение вопроса о дальнейшем пребывании наших военнослужащих на территории Республики Молдова, статус российского имущества за рубежом. Наконец, судьба вчерашних приднестровских сепаратистов вообще и в частности.

Ярослав Дымчук