"Мы с русскими - враги": Что творилось в Сирии и как работали пыточные Башара Асада?
На модерации
Отложенный
Заголовки западных СМИ уже пестрят всевозможными разоблачениями в отношении экс-руководства Сирии. Однако эта волна началась после захвата власти в республике оппозиционно-террористическими группами и турецкими прокси, пустившими предвзято настроенную западную прессу на ряд объектов в своих целях. Как выяснилось, о проблемах внутри страны давно предупреждала и Россия. Так что происходило в закулисье и как работали пыточные Башара Асада? Судя по всему, обращены они были и против нашего народа: "Мы с русскими - враги".
Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган рассказал о тюрьме "Сейднайя". Ранее не тиражировавшаяся информация появилась 21 декабря в интервью, данном турецкой газете Cumhuriyet. В материале подчёркивалось, что "Сейднайя" - это "база пыток режима Асада", которая существовала ещё со времён отца Башара. В эту тюрьму после госпереворота в Сирии прибыли специалисты турецкого AFAD - агентства по ликвидации последствий стихийных бедствий и ЧС. И можете не сомневаться, что всё найденное там было использовано против действовавших ранее властей.
Секретные тюрьмы
Как рассказал в беседе с "Первым русским" эксперт Российского совета по международным делам (РСМД) Камран Гасанов, турецкие политики начавшую всплывать информацию о тайных тюрьмах в Сирии после поражения Асада восприняли лишь как подтверждение своего мнения. Поскольку с точки зрения Анкары режим Асада был тираническим. Однако следует понимать, что и сами сирийцы о происходящем в секретных тюрьмах знали. Ведь они видели всё изнутри. Да, всей полноты картины не было (кстати, не исключено, что и Башар Асад в полной мере не интересовался этой стороной жизни Сирии, просто его вполне устраивал расклад), но понимание в любом случае имелось.
© Kremlin Pool/Globallookpress
Почему же не было разоблачения этой сети секретных тюрем? Потому что раньше это удавалось как-то компенсировать за счёт борьбы с терроризмом и гражданской войны. Но с каждым годом недовольство закипало, скрывать бесчинства становилось всё сложнее. Поэтому отчасти за Асада никто и не поднялся, да и армия оказалась к нему не настолько лояльна, как он думал.
За него просто уже люди не хотели воевать, и в том числе даже солдаты. И тогда, вероятно, иранцы поняли, что если сирийцы сами не воюют, то и они не должны за них воевать. Как говорил в своё время Путин, мы не можем быть большими сирийцами, чем сами сирийцы. И у Ирана тоже возможности подточились - из-за Израиля, который активно действовал во время конфликта в Ливане и столкновений с ХАМАС в Йемене. И Россия фактически осталась в одиночестве и не могла в одиночку спасать и прикрывать Асада. Да, мы могли оказывать поддержку, но не воевать вместо них. Плюс произошла недооценка ими своих военных возможностей,
- объяснил Камран Гасанов.
Русские тоже становились жертвами
Чаще всего в Сирии за решётку попадали по доносу, причём беспредел был таким, что люди оставались там без суда и следствия вплоть до своей гибели. Дело в том, что охрана иногда просто дожидалась, пока человек умрёт. А основанием для задержания становилось заявление, написанное от руки. Но и это ещё не всё. Известны случаи, когда за решётку попадали и заявитель, и обвиняемый.
Коллаж Царьграда
За что сажали? Например, если нашли у фигуранта доллары, следовало обвинение в незаконном обмене валюты. Военкор Олег Блохин, довольно долго работавший в Сирии, и сам попал в одну из подобных тюрем режима Асада. Он рассказал в беседе с Царьградом, как обвинения выдвигались даже в отношении русских союзников или просто пророссийских:
"Сейднайя" - одна из самых известных тюрем. А есть и в Алеппо, Хомсе, да вообще в каждой провинции. Были люди, которые сидели за сотрудничество с нами. Допустим, уехал человек в Россию, побыл какое-то время. И потом как переводчик устроился к нашим военным работать. А его - раз! - берут и арестовывают. Говорили, мол, так это мы сейчас с русскими друзья, а на самом деле - враги. Мне такое говорили дословно, так как полагали, что живым я уже оттуда не выйду,
- говорит Блохин. Заметим, что такие заявления поступали в тот период, когда Россия клала жизни своих воинов и кормила САР.
Военкору Блохину повезло. Он из тюрьмы выбрался за пару недель. Затребовал консула и о своём аресте успел сообщить товарищам, вероятно, поэтому военкора не избивали. Однако, по словам Блохина, были меры психологического воздействия: включали невыносимый звук, морили голодом, принося вместо еды гнильё. Некоторых, как он сказал, регулярно пороли плётками, сделанными из автомобильных покрышек. Но в основном старались, чтобы человек умер сам. Без следов физического воздействия.
По свидетельствам Блохина, достоверно известно о трагичной судьбе испанского журналиста, который просто сошёл с ума в одиночке. Судя по всему, картина с психологическим давлением вполне типична. Человека будят и забирают на допрос, чтобы запутать, сбить с толку и сверить с ранними показаниями. Бывают и пытки, изнасилования. И это не просто речь про отдельные тюрьмы, а так работал в стране целый аппарат, доставшийся Башару Асаду от Хафеза (отец Башара Асада, бывший у власти до него. - Ред.). И Башар Асад не вмешивался в это беззаконие, а даже пользовался тем, что тот или иной человек может там просто исчезнуть.
В полной версии расследования Царьграда доступны и другие примеры бесчинств. Читайте чуть ниже. Кстати, российские представители, получая информацию о секретных тюрьмах, обращались к властям Сирии за разъяснением. И каждый раз проблема забалтывалась собеседниками. Об этом мы также говорим в расследовании.
Комментарии