Лучшие Картины Николая Рериха. Наш выбор. Часть 2

На модерации Отложенный

Лучшие Картины Николая Рериха. Наш выбор. Часть 220 минут1664 прочтения2 дня назад

Если кто-то вдруг пропустил первую часть обзора картин российского художника Николая Рериха, он может начать изучать его биографию и искусство вот на этой странице.

Николай РерихНиколай Рерих

9 картина. «Сжигание Тьмы»

«Сжигание Тьмы»«Сжигание Тьмы»

  • Дата создания: 1924 год
  • Размеры: 88,5 х 117 сантиметров
  • Место нахождения: Музей Николая Рериха (Нью-Йорк, штат Нью-Йорк, США)

Картина, выполненная в характерной для Рериха манере, представляет собой горный пейзаж с группой людей в длинных одеяниях. Могло бы показаться, что эта местность фантастическая, выдуманная, но есть свидетельства, что изображение точно воспроизводит очертания ледника неподалёку от Джомолунгмы. На полотне запечатлена ночь – всё вокруг объято синей мглой. На тёмном небе отчётливо видны яркие точки звёзд, но они совершенно не рассеивают окружающую темноту. Находящиеся вдалеке горные вершины практически сливаются с небом, они изображены одним с ним цветом, и только тёмные контуры и более глубокие фиолетовые тени делают их рельефными и заметными на фоне спящих небес.

Ледник весь изрезан острыми шпилями из синего и голубого льда. Верхние его части «подсвечены» зеленовато-жёлтым лунным сиянием, но самого ночного светила на небосклоне нет. Всё спит, погружённое в темноту бессознательного. Из-за поворота ледяной скалы, словно материализуясь из ниоткуда, из мифической Шангри-Ла, появляются люди в длинных, светлых одеяниях. В руках у их предводителя небольшой предмет – ларец, излучающий яркий, белый свет. Это сияние мудрости, любви и красоты, которое призвано рассеять тьму окружающего мира. Оно прогонит холод, растопит льды и вернёт людям яркость утраченных красок.

Если внимательно присмотреться, то за спинами выходящих людей можно увидеть высеченные в скале ступени. Они круто поднимаются вверх и уходят в глубокую тёмную пещеру, высеченную в монолитной скале. Если учесть предполагаемое место действия и пристрастия художника, можно предположить, что в виде этой пещеры в горах изображено не что иное, как легендарная Шамбала. Люди, несущие Свет Истины, заключённый в ларце – это Великие Учителя, которые пришли из загадочной страны, чтобы рассеять тьму, царящую в нашем мире. Это метафорическое обозначение темноты в человеческой душе, которая так нуждается в ярком и чистом свете любви, справедливости и участии.

Несмотря на использование практически монохромной цветовой гаммы и сдержанных изобразительных приёмов, картина не выглядит плоской или невыразительной. Она отличается очень насыщенным, сочным светом, а чёткие, почти геометрические контуры скал и ледника придают ей необходимую динамику. Это полотно впечатляет глубиной содержания при сдержанных способах изображения и высокой духовной идеей, заключённой в простом прямоугольнике картины.

10 картина. «Небесный Бой»

«Небесный Бой»«Небесный Бой»

  • Дата создания: 1912 год
  • Размеры: 66 х 95 сантиметров
  • Место нахождения: Государственный Русский Музей в Михайловском Дворце (Санкт-Петербург, Россия)

На этом полотне противопоставляется тихий, спокойный и пасторальный облик земли с бурным, покрытым объёмными облаками небом. Если на земле всё течёт гладко и мирно, то на небесах происходит настоящее сражение. Облака клубятся, свиваются, борются друг с другом, стремясь вытеснить одно другого с небосвода. Там явно дует сильный ветер, что заметно по ярко выраженным, почти горизонтальным полосам. Но даже сильный ветер не может справиться с мощными клубами туч. Они закрыли всё небо полностью, только у самого горизонта видна тонкая его полоска, но и она не совсем чиста – на ней тоже собираются тучи. Они пока небольшие, слабенькие, но скоро и они накроют собой весь небосклон над землёй.

А на земле в это время полная тишина. Безлюдная деревня, состоящая из небольших домиков под соломенными крышами, мирно дремлет над тихими водами светло-голубого озера. Вдалеке виднеются изумрудные холмы и далёкие синие горы, тоже тихие и безмятежные. В период написания картины Рерих увлекался стариной, поэтому становится понятным изображение непривычных, явно несовременных хижин на сваях. Это далёкое, очень далёкое прошлое человечества, когда вокруг всё решали боги, а простые и понятные нам сейчас силы природы вызывали в людях панический ужас.

Деревня обезлюдела от первобытного страха перед разыгравшейся стихией. Легко представить, как в каждой из этих крошечных хижин дрожат от страха наши предки, забившись в тёмные углы. Их явно пугает то, что сейчас происходит на небе, это буйство стихий, которое они принимают за гнев своих богов. Вся картина выдержана в достаточно ярких, но не интенсивных тонах. Здесь много оттенков голубого, синего, фиолетового, зелёного и жёлтого, но все они гармонично сочетаются, не вступая в противоречие друг с другом. Полотно выглядит цельным и органичным за счёт использования полутонов и смешения красок. При статичности изображения земли покрытое тучами небо смотрится исключительно динамично. Кажется, что можно почувствовать дующий с картины ветер и запах влаги, если подойти к ней достаточно близко.

Учитывая близость начала Первой Мировой войны и общую грозовую обстановку, царившую в то время в Европе, можно найти в картине и признаки другой надвигающейся катастрофы. Тогда бурное, с клубящимися облаками небо может показаться символом приближающейся войны, которая вот-вот поглотит ни в чём не повинную мирную деревеньку, отстроенную на берегу озера.

11 картина. «Заморские Гости»

«Заморские Гости»«Заморские Гости»

  • Дата создания: 1901 год
  • Размеры: 85 х 112,5 сантиметров
  • Место нахождения: Государственная Третьяковская Галерея (Москва, Россия)

За два года до создания этой картины художник совершил путешествие по водному пути, который древние русичи называли «из варяг в греки». Посещение Великого Новгорода и его окрестностей поразило воображение Рериха и нашло отражение в серии картин, посвящённых легендарным историям этого северного края. В результате родилась картина, в которой отобразились полусказочные, полуфантастические представления о прошлом Руси.

На полотне запечатлён водный пейзаж с караваном пышно украшенных ладей. На них плывут «заморские гости» – купцы из далёких стран, везущих на продажу разные диковины. Это суда викингов, которых на Руси звали варягами. Они были не только бесстрашными и опасными воинами, но и талантливыми, предприимчивыми торговцами. Благодаря водным путям связи древнего Новгорода и других городов поддерживались не только со странами Восточной и Западной Европы, Скандинавии, но и с такими далёкими и экзотическими государствами, как Индия и Китай.

В картине Рериха нашло отражение народное, сказочное представление о том, как выглядели торговые суда богатых «гостей» – заморских купцов. Их ладьи украшены резными фигурами, богато и ярко раскрашены, идут под красивыми цветными парусами. Но они не беззащитны – их борта увешаны большими каплевидными щитами, а внутри ладей сидят люди, с ног до головы закованные в прочные металлические латы. Плавное скольжение судов по водной глади подчёркивают разбегающиеся от них волны и отражающиеся в ней сочные цветовые пятна от красочных узоров на ладьях. Море спокойное, тёмно-синее, над ним приветственно кружат стаи крупных белых чаек с эффектными чёрными кончиками крыльев.

На дальнем плане творения виден небольшой остров, чьи очертания сильно напоминают два вулкана, которых нет на русском севере. На самом горизонте виднеются ещё две ладьи, и становится понятно, что к берегам движется очень крупный и богатый караван купцов из дальних стран. А сбоку раскинулась гористая земля, может быть, это крупный остров. На одной из вершин можно рассмотреть типичный город эпохи раннего средневековья – посад, несколько домов, огороженных защитной стеной. Во всей картине ощущается дух сказочной старины, как на иллюстрации к былинам, немного лубочный, очень позитивный и жизнерадостный. Это поэтизированное и очень лирическое изображение старины, создающее собой эффект очень стильной и модной настенной росписи.

12 картина. «Капли Жизни»

«Капли Жизни»«Капли Жизни»

  • Дата создания: 1924 год
  • Размеры: 74 х 117,5 сантиметров
  • Место нахождения: Музей Николая Рериха (Нью-Йорк, штат Нью-Йорк, США)

Как и все остальные произведения в творчестве Рериха, сия картина глубоко метафорична. Она несёт подспудный смысл и имеет глубокое философское толкование. За кажущейся простой житейской сценкой скрываются чувства художника, которые он испытывал по отношению ко всему живому. Полотно отражает его философию, понимание тайны бытия, стремление познать которые и привело его в Индию – в Гималаи. Основную площадь картины занимает собой изображение гор. Оно подано таким образом, что зритель словно смотрит на них со значительной высоты. Это придаёт полотну перспективу и наполняет его обширным пространством, воздухом. Заснеженные горы покрыты льдом. В холодном свете они переливаются всеми оттенками синего, голубого и лавандового цвета. Изображение гор делает картину масштабной, даже монументальной.

Между тем та часть, которая и является основным сюжетом полотна, занимает самый край, нижний угол картины. При всей простоте художественного метода, этот фрагмент наполнен глубочайшим смыслом. По контрасту с основной частью полотна, выполненного в холодных красках, в этом фрагменте мастер использовал более насыщенные, «плотные» и выразительные оттенки. В изображении преобладает чёрный и жёлтый (золотой) цвет, который дарит богатые рефлексы и превращает «глухой» и «плоский» чёрный в более тёплый и живой цвет. Если присмотреться к картине, можно увидеть весьма скромное добавление тёмно-зелёного, изумрудного оттенка, что разнообразит цветовую гамму и усиливает контраст с основным изображением гор.

Этот выразительный элемент картины представляет собой крутой уступ горы с находящимся на нём источником жизни. Художник даёт зрителю понять, что люди уже знакомы с чудодейственной силой воды, ведь она стекает по рукотворному деревянному желобку. На уступе сидит молодая женщина, одетая в ярко-жёлтые одежды. За её спиной находится большой глиняный кувшин, в который стекает волшебная влага. Женщина глубоко задумалась, в то время как капли мудрости, знания и самой жизни постепенно наполняют сосуд бытия.

Можно по-разному толковать смысл картины, но большинство исследователей сходится в том, что вода здесь символизирует всё самое ценное для человеческой жизни, а сосуд во всех религиях служил символом человека: чем сможешь заполнить его, такого человека и получишь. Чистейший, ничем не замутнённый горный источник – это возможность получения самых сокровенных и важных знаний, способных в корне изменить человеческое существование.

13 картина. «Святой Сергий Радонежский»

«Святой Сергий Радонежский»«Святой Сергий Радонежский»

  • Дата создания: 1932 год
  • Размеры: 153,3 х 107,2 сантиметров
  • Место нахождения: Государственная Третьяковская Галерея (Москва, Россия)

Николай Константинович Рерих крайне неординарная личность. Он хорошо известен как философ, публицист, мистик, историк, путешественник и, конечно же, как учёный. Такая многогранность и неоднозначные взгляды на мироустройство не могли не повлиять на его произведения. Рерих и его супруга любили путешествовать по миру в поисках «мест силы». В начале XX столетия семья Рерихов начала масштабную поездку по русским землям. Чуть позже они совершили экспедицию в Центральную Азию, где на них повлияли разнообразные восточные духовные практики. Так начался особый период в творчестве мастера. Картина «Святой Сергий Радонежский» написана в 1932 году. Полотно уникально в стилистическом аспекте. Его невозможно отнести к конкретному жанру. Здесь проскальзывают средневековые мотивы Андрея Рублёва, восточный мистицизм и модерн.

Характерными чертами творений художника является темперная техника и экспериментальный подход к колористике. Это проглядывается и в данном творении. На первый взгляд традиционная фигура святого выполнена в абсолютно неканонической цветовой гамме. Внимание зрителя акцентировано на синих и розовых оттенках. Николай Константинович считал, что передать настроение на изображении можно только смелым сочетанием цветов. Мастер, увлечённый синкретическими духовными учениями, также легко сочетал разные художественные стили.

На изображении Преподобный Сергий Радонежский покровительственно держит православный храм. Русские люди, и в частности сам Рерих, считали святого защитником родной земли, которую по преданиям он неоднократно защищал. Сам Рерих со временем заявлял, что святой Сергий оберегал картину, что была передана Русскому Культурно-Историческому Музею в Праге.

В своё время музею был нанесён существенный урон из-за нападения войск нацистов, но само полотно Рериха чудом уцелело.

14 картина. «Властитель Ночи»

«Властитель Ночи»«Властитель Ночи»

  • Дата создания: 1918 год
  • Размеры: 71,8 х 79 сантиметров
  • Место нахождения: Музей Николая Рериха (Нью-Йорк, штат Нью-Йорк, США)

Николай Константинович Рерих искренне верил в сакральное женское начало. Он считал, что XX век – это новая эра мироздания, или же век Матери Мира. Это эпоха признания женщины и её созидательной миссии в мире. Опираясь на постулат святости женской энергии, Николай Константинович во всём советовался со своей вечной спутницей и женой - Еленой Ивановной Рерих. Такое мировоззрение отобразилось и на его произведениях. Была создана целая серия «женских картин», среди которых и «Властитель Ночи» 1918 года написания. В тот период Рерих занимался просветительской деятельностью в США. Он хотел преподнести русскую культуру широким массам за границей. В Америке его творчество было принято тепло и картина «Властитель Ночи» до сих пор хранится в Нью-Йорке.

В шатре находится девушка, стоящая на коленях обернувшись к зрителю спиной. Она как будто ожидает кого-то или призывает. Сумерки сгущаются, и, кажется, будто в гости должен войти загадочный «властитель ночи». Какое предназначение этого невидимого гостя? Что имел в виду автор? Возможно, это дальневосточный дух, может персонификация ночи, а может символ мужского начала, в котором нуждается женская энергия. Художник решил оставить это в тайне, но учитывая его любовь к мистицизму, вполне вероятен особый подтекст картины.

Удивительно, как мастер передал сочетанием всего двух основных цветов такую богатую многоуровневую композицию. Весь шатёр и силуэт девушки полностью изображены в золотистых тонах. Игра со светом позволила создать лоснящуюся фактуру золотой ткани. И только выход наружу окутан синим туманом. Эти два цвета сильно оттеняют друг друга, кажется, будто вход в жильё ведёт в другой мир. Стоит также заметить, что зрителю плохо видно, на чём стоит шатёр, так как земли почти не видать, будто небеса заняли всё пространство, отчего кажется, что он буквально парит в воздухе. Также и с горизонтом, его линий не видно, небо сливается с водной гладью в единую субстанцию.

15 картина. «Матерь Мира»

«Матерь Мира»«Матерь Мира»

  • Дата создания: 1924 год
  • Размеры: 117,1 х 88,6 сантиметров
  • Место нахождения: Музей имени Николая Константиновича Рериха (Москва, Россия)

Для Николая Рериха и его жены Елены Ивановны 1920-ые годы стали периодом центрально-азиатского паломничества. Художник продолжал соединять культуру индуизма, шаманизма и буддизма с традиционными православными мотивами в своих философских трудах и изобразительном искусстве. Тема восточных мудрецов и космической важности женской энергии побудила его в 1924 создать произведение «Матерь Мира», которое затем вошло в цикл его работ под общим названием «Знамёна Востока».

Называть картину в единственном числе будет некорректно, ведь существуют две версии Матери. Оба варианта очень похожи друг на друга – у них один мотив и единая цветовая гамма. Обе версии изначально находились в Нью-Йорке, но первый вариант позже был выкуплен для Московского Музея имени Рериха. Среди визуальных различий можно сказать, что первая более сдержанная, в то время как вторая содержит в себе больше декоративных элементов. Также мастер применил в нём больше художественных приёмов, что позволило изобразить игру света.

Мастер использовал свою любимую палитру: фиолетовый, аквамариновый и золотой оттенки. Женская фигура исполнена в интересном стиле. В ней можно уловить что-то от Богородицы из православных икон, Мадонны из эпохи Возрождения и азиатскими богинями. Наверное, этим Рерих хотел отдать должное нашим предкам, что тысячелетиями чтили культ богини-матери. Эта сверхженщина восседает на троне, что размещён на острове, окружённом рекой жизни, он как будто светится от животворной силы. На переднем плане полотна изображён еле заметный элемент, то ли крест, то ли ведический символ Ак-Дордже. Вокруг алмазного нимба можно увидеть маленькие фигурки «учителей востока». Притягательность образа владычицы дополняет то, что её лицо скрыто, позволяя нам пофантазировать над её божественным обликом.

16 картина. «И Мы Трудимся»

«И Мы Трудимся»«И Мы Трудимся»

  • Дата создания: 1922 год
  • Размеры: 71 х 101,5 сантиметр
  • Место нахождения: Музей имени Николая Константиновича Рериха (Москва, Россия)

Это творение входит в художественный цикл Николая Рериха с названием «Санкта», описывающий жизнь русских святых. Картина была создана в 1922 году, когда мастер проживал в Нью-Йорке. Он был вдохновлён идеей донести до американцев русскую культуру, искусство и философскую мысль. Идея увенчалась успехом – выставки Рериха пользовались колоссальной популярностью. На картине «И Мы Трудимся» изображены три старца. Мы не видим их лиц, фигуры изображены крайне схематично, но зритель чувствует их покорность, благочестивость, миролюбие и сосредоточенность. На их плечах лежат тяжелые коромысла, от чего их силуэты согнуты. Но очевидно, что праведники не сторонятся тяжёлой работы, а исполняют её со смирением. Автор будто говорит, что гармонию в человеческой жизни можно достичь лишь благодаря кропотливому труду. Это отсылает нас к учению Блаженного Сергия Радонежского, которого Николай Константинович почитал и неоднократно изображал в своих произведениях.

Отдельное внимание стоит обратить на пейзаж картины. На заднем плане полотна видно холмы, на которых возвышается монастырский комплекс, окружённый деревянными смотровыми башнями. Снизу находится река, к которой направляются трое монахов. Интересно, что река постепенно сливается в единое пространство с землёй и небом, что создаёт иллюзию бесконечности небесных сфер, подчёркивая святость сего места. Элементы полотна не содержат в себе острых углов, также здесь нет резких цветовых переходов. Композиция выдержана в золотистых, коричневых и чёрных тонах с мягким градиентом. Такого эффекта игры света Рерих добился благодаря своей любимой технике темпере.

17 картина. «Три Радости»

«Три Радости»«Три Радости»

  • Дата создания: 1916 год
  • Размеры: 130 х 175 сантиметров
  • Место нахождения: Государственный Русский Музей в Михайловском Дворце (Санкт-Петербург, Россия)

Картина «Три Радости» – это произведение русского художника Николая Рериха. На картине изображён славянский терем, который служит символом славянской культуры и национальной идентичности. Это произведение Рериха передаёт глубокий смысл и восхваляет русскую культуру и народные традиции. Произведение «Три Радости» является одной из самых известных картин в карьере Николая Рериха. Она передаёт глубокую любовь и уважение художника к своей родине и всему славянскому народу.

В центре картины видны славяне, которые находятся около своего терема. Они наслаждаются природой и общением друг с другом. Рерих изобразил их в красивых, нарядных одеждах, что символизирует богатство и красоту славянской культуры. Окружающая природа на картинах Рериха также имеет глубокий смысл. Небо на картине изображено голубым, что символизирует собой мир и гармонию. Золотые облака добавляют картине величия. Этот образ неба и облаков отражает внутреннюю духовность и высокие идеалы славянского народа.

Картина наполнена позитивной энергией, отражает радость и гармонию, которые присущи славянской культуре. Она вдохновляет зрителей на поиск красоты и духовности в своей жизни. На лугу видны святые, которые гуляют по лугу вместе с коровами и лошадьми, создавая атмосферу спокойствия и гармонии с природой.

Особое внимание уделяется работе на поле. Некоторые изображённые на картине святые заняты сбором урожая или пахотой земли. Рерих передаёт их усердие и преданность. Святые помогают простым людям в их нелёгком труде и оберегают их. Картина «Три Радости» отражает идеалы и ценности – гармонию с природой, свободу, радость от простых удовольствий и преданность труду. Рерих, используя яркие краски и символические элементы, передаёт эти идеалы и создаёт образ, который вдохновляет зрителей на осознание красоты и ценности своей собственной культуры.

18 картина. «Мохеган. Мэн»

«Мохеган. Мэн»«Мохеган. Мэн»

  • Дата создания: 1922 год
  • Размеры: 50,3 х 76,3 сантиметров
  • Место нахождения: Музей имени Николая Константиновича Рериха (Москва, Россия)

Картина «Мохеган. Мэн» художника Николая Рериха представляет собой потрясающий пейзаж, который воплощает в себе гармонию природы и духовности. Картина выполнена в традиционном стиле Рериха, который был известен своими яркими и красочными произведениями искусства. В этой работе он использовал яркие и насыщенные цвета, чтобы передать атмосферу заката и красоту природы. Зритель может видеть, как красное солнце медленно опускается за горизонт.

На переднем плане картины видно морское побережье. Это создаёт атмосферу тайны и загадочности, которая добавляет картине дополнительную глубину. Картина передаёт красоту природы и вызывает у зрителя чувство умиротворения и спокойствия. На заднем фоне произведения видны величественные горы, которые возвышаются над окружающей местностью. Их контуры чёткие и грандиозные, они кажутся бесконечными и неприступными. Горы символизируют собой мощь и величие природы, а также возвышенность и духовность.

Закатное небо восхищает своей красотой и яркостью. Оно наполнено различными оттенками красного цвета, от насыщенного красного до нежного розового. Это создаёт ощущение тепла и мягкости, а также придаёт особую атмосферу и эмоциональность. Закатное небо символизирует уходящий день, краткость и неповторимость момента.

Главным акцентом картины является красное солнце, которое занимает центральное место на холсте. Оно яркое и ослепительное, словно излучает свет и тепло. Красное солнце символизирует жизненную силу, энергию и надежду. Оно придаёт картине особую динамику и движение, словно солнце начинает садиться именно в тот самый момент, когда зритель смотрит на картину.

Внизу холста виден морской залив. Он создаёт ощущение гармонии и единства между небом и землёй. Морской залив символизирует бесконечность и вечность природы, а также её спокойствие и мир. Творение «Мохеган. Мэн» передаёт идею о величии природы, её бесконечности и неповторимости. Оно вызывает в зрителе чувство благоговения перед мощью и красотой мира, а также ощущение надежды и внутреннего спокойствия. Сия картина напоминает нам о важности сохранения природы.

19 картина. «Зловещие»

«Зловещие»«Зловещие»

  • Дата создания: 1901 год
  • Размеры: 12,3 х 18,5 сантиметров
  • Место нахождения: Государственный Русский Музей в Михайловском Дворце (Санкт-Петербург, Россия)

«Зловещие» – это картина, созданная известным русским художником Николаем Константиновичем Рерихом. Данное произведение искусства представляет собой потрясающий пейзаж, который захватывает зрителя своей мрачной и загадочной атмосферой. Работа отражает собой внутренний мир художника и его восприятие окружающего мира. Она вызывает у зрителя многочисленные эмоции и мысли о природе, смерти, загадочности и бессмысленности жизни. Она олицетворяет метафору человеческого существования и вечного стремления к пониманию тайн мира.

На первый взгляд, картина «Зловещие» представляет собой сцену, где чёрные, большие вороны сидят на камнях, расположенных у берега моря. Вороны, символизирующие смерть и тайну, создают впечатление угрозы и неизвестности. Их чёрные перья контрастируют с оттенками неба и моря, усиливая впечатление темноты и печали. Картина отличается своей реалистичностью и детализацией. Рерих смог передать перья птиц, каждый камень на берегу моря с невероятной точностью. Он использовал мягкие и тёмные тона, дабы создать в своём произведении глубину и таинственность.

В центре внимания картины находится не только сама сцена с воронами, но и окружающая птиц природа. Море изображено спокойным и безмятежным, что создаёт контраст с агрессивным и загадочным настроением тварей Божьих. Камни, на которых сидят птицы, также играют важную роль в создании общей атмосферы картины. Они выглядят грубыми и холодными, что добавляет полотну некую суровость и мрачность. Картина «Зловещие» погружает зрителя в атмосферу загадочности и тайны. Рерих сумел передать свои мысли и эмоции через великолепный пейзаж, используя символику птиц и окружающей их природы. Это произведение искусства оставляет глубокий след в сердце зрителя.