10 лучших фильмов 2024 года по версии Time Out
На модерации
Отложенный
Фото: архивы пресс-служб
Продолжаем подводить киноитоги 2024 года. Запомним его триумфальным возвращением Pixar, необычным соседством «Злой» и «Гладиатора 2» на манер прошлогоднего «Барбенгеймера» и другими яркими вспышками. Редактор рубрики «Кино» Time Out Дмитрий Евстратов выбрал 10 лучших фильмов уходящего года.
10 место — «Птица», реж. Андреа Арнольд
Главный спонсор нашего списка лучших фильмов 2024 года — Каннский кинофестиваль. Сразу несколько лент из программы смотра поразили, разделили аудиторию пополам или попросту влюбили в себя. К числу последних относится «Птица» постановщицы Андреа Арнольд — незабываемое сочетание британского реализма кухонной раковины и феллиниевского магического реализма.
Богатая бытовыми подробностями андеграунда история о сложной судьбе провинциальных детей к финалу расширяется до нежной сказки о брошенных людях. Арнольд критикует родителей, бездумно распоряжающихся жизнью детей, но в то же время наполняет пространство фильма любовью. Вышло светлое кино, в котором мы так остро нуждаемся в конце года.
9 место — «Другой человек», реж. Аарон Шимберг
«Другой человек» Аарона Шимберга участвовал в конкурсе Берлинале и завоевал награду за лучшую роль. Действительно, это кино и есть актерский бенефис. Сценарий картины, в которой нашлось место и смешному, и страшному, позволяет Себастиану Стэну продемонстрировать феерическое падение отвергнутого человека.
Сначала его герой, человек-слон Эдвард, подталкиваемый обществом, решается на внешнюю трансформацию, применяя своего рода «субстанцию», но не получает искомого без трансформации внутренней. И тут же видит пример — другой человек-слон живет полноценной жизнью, влюбляется, женится, а новый Эдвард, будучи красавцем, всего этого лишен. Как следствие — упавшая самооценка, зависть и попытка разрушить чужую жизнь. Кажется, актеры рождаются и живут ради подобных ролей. Стэн и вывел фильм в нашу десятку лучших по итогам 2024 года.
8 место — «Черный пес», реж. Гуань Ху
«Черный пес» был представлен на Каннском кинофестивале и получил главный приз секции «Особый взгляд». Лента посвящена вечному колесу Сансары: неговорящий парень выходит по УДО из тюрьмы, возвращается в родной город и устраивается в службу по отлову собак, где проникается чувствами к «самому безумному псу», в котором находит силу и поддержку двигаться дальше.
Основная особенность «Черного пса» — запоминающееся окружение и блестящее формирование пространства кадра, благодаря чему фильм наполняется массой визуальных метафор. Действие происходит в разрушающемся провинциальном Китае в 2008 году. Несмотря на практически уничтоженную или заброшенную инфраструктуру далекого от пекинской Олимпиады поселения, среди его жителей блуждает надежда, что когда-то их город вновь будет отстроен, дружба победит безумие, а жизнь одолеет смерть. Ощущение этой надежды — одна из самых светлых эмоций 2024-го.
7 место — «Семя священного инжира», реж. Мохаммад Расулоф
Картина тяжелейшей судьбы. Иранский режиссер Мохаммад Расулоф снимал ее тайно во время протестов и даже был приговорен к тюремному заключению и физическим наказаниям, но все же сумел сбежать и представить ленту в конкурсе Каннского кинофестиваля. Главные герои «Семени священного инжира» — семья судьи, неустанно клепающего обвинительные приговоры участникам митингов. Он — ярый сторонник системы, его две дочери находятся по другую сторону баррикад, а сомневающаяся мать старается лавировать между родными.
Отыскать в этом году фильм страшнее вряд ли удастся. Никаких хоррор-элементов здесь нет, зато есть ужасающий распад семьи на фоне падения моральных устоев. Система, не принимающая любое инакомыслие, как правило, разрушает себя изнутри, и Расулоф упаковывает этот крах в трехчасовую драму без визуальных метафор и необычных формалистских решений — есть только пациент, хирург и его скальпель.
6 место — «Конклав», реж. Эдвард Бергер
Режиссер оскароносной адаптации Ремарка «На Западном фронте без перемен» Эдвард Бергер вновь умудрился снять крайне актуальное кино. Казалось бы, что свежего может принести фильм о сотне собравшихся за закрытыми дверьми мужчин, которые бесконечно болтают, переливая воду из пустого в порожнее, чтобы выбрать нового Папу?
Однако «Конклав» поражает. Церковь для Бергера — уменьшенная модель мира, в котором разные голоса не могут прийти к согласию. Как итог — политический, религиозный, культурный и духовный кризисы.
Предложенные этому миру лидеры оказываются проходимцами, неспособными договариваться, а обществу остается надеяться лишь на невесть откуда взявшегося мессию. Параллелей с реальным миром в «Конклаве» гораздо больше, чем кажется.
Да и снята картина блестяще: камера в основном статична, на экране преобладают черные и красные цвета — эдакое смешение уже пролитой крови и темного взгляда в будущее, еще одна метафора глубочайшего кризиса.
5 место — «Головоломка 2», реж. Келси Манн
Студия Pixar, которая несколько лет не могла выбраться из полосы творческих неурядиц, остро нуждалась в большом и успешном проекте. Выручил сиквел «Головоломки», едва ли уступающий оригиналу и прекрасно его дополняющий. Райли стала взрослее, на ее капитанском мостике прибавилось эмоций, что отразилось и на проблемах в реальном мире.
Как и прежде, Pixar отчаянно хорош в деталях. Локации подсознания Райли визуализируют некоторые психологические теории, так что «Головоломка» все еще актуальна для практикующих специалистов: мультфильм наглядно объясняет непростые процессы взросления. Сиквел доказывает, что необычные идеи, если их умело подхватывать и креативно дополнять, могут жить долго. Успех в прокате тому доказательство — «Головоломка 2» стала самым кассовым фильмом года и мультфильмом в истории кино.
4 место — «Течение», реж. Гинтс Зильбалодис
А это, пожалуй, один из главных сюрпризов года. Латвийский мультфильм невероятной красоты, созданный сравнительно за копейки, представляет собой бессловесное путешествие животных по удивительному апокалиптическому миру. Зверюшки, как самураи, не имеют конечной цели, у них есть только путь — течение, несущее их неведомо куда. На этом пути они сталкиваются с преградами, обретают друзей и врагов и даже приближаются к Богу. Каждый герой обладает неповторимыми и запоминающимися чертами характера, которые обязательно проявятся в самый ответственный момент приключений.
«Течение» неожиданно заходит на территорию Миядзаки с его экоповесткой и постоянным метафизическим поиском добра в условиях разрушающегося мира и потому кажется поэтическим шедевром.
3 место — «Рецепт любви», реж. Чан Ань Хунг
Вероятно, самый магический фильм 2024-го. «Рецепт любви» может показаться очередной мелодрамой, одной из многих: повар-гений влюбляется в кухарку и намеревается завоевать ее сердце. Однако при ближайшем рассмотрении картина оказывается актом невиданного искусства.
Еда в «Рецепте любви» — не просто элемент сеттинга, а определяющая часть киноязыка, придуманного режиссером Чан Ань Хунгом. Герои используют ее вместо тысячи слов, с ее помощью признаются в любви, занимаются сексом, переживают боль утраты и находят новую надежду. Рассекретив таинство поэтики «Рецепта любви» и отдавшись ей полностью, вы наверняка никогда ее не забудете.
2 место — «Сотни бобров», реж. Майк Чеслик
Главное впечатление 2024-го: триумфальное возрождение жанра эксцентрической комедии, буффонада, каких давно не снимали, — гомерически смешное представление в духе немого кино Бастера Китона, гайдаевского «Пса Барбоса…» и веселой компьютерной инди-игры с интересными механиками.
Просто вообразите: на два часа вы проваливаетесь в черно-белый мир с ростовыми куклами енотов и бобров, где единственная ваша задача — не умереть со смеху. Задачка, правда, не из легких. Посмотри это кино столько же зрителей, сколько картины с Райаном Гослингом, бобры заполонили бы аватары в соцсетях.
1 место — «Субстанция», реж. Корали Фаржа
Ни один другой фильм в этом году не делил аудиторию на два противоположных лагеря так жестко, как «Субстанция». Сначала она взорвала тихую и спокойную конкурсную программу Канн, а потом так же рьяно ворвалась в прокат — лента Корали Фаржа стала самой обсуждаемой в интернете: мемы, споры, вновь и вновь появляющиеся мнения далеких от киноискусства деятелей. Это и есть признак большого кино, способного спровоцировать зрелого зрителя и запустить общественную дискуссию.
Впрочем, «Субстанция» прекрасна не только как резонансный кейс, это еще и вдохновенно снятый боди-хоррор, форменный эксперимент об извращенных требованиях общества к красоте, о растущей с возрастом нелюбви к своему телу и изначально обреченных на провал попытках продлить молодость. Картина устроена таким образом, что на первый план вместо диалогов выходят стиль, динамичный монтаж и физиологические трансформации главных героинь. В кадре преобладают кричащие ярко-ядовитые цвета и крупные планы. Соседство тошнотворного с гомерически смешным в главной провокации года — вот, чем точно запомнится 2024-й.
Комментарии