Комиссар Мегрэ на связи: «Анна обязательно вернётся!»

На модерации Отложенный

Игорь ФУНТ

Там смещаются миры…

Фильм «Озеро Каддо»-2024, Caddo Lake. Платформа Max, США

Жанр: триллер-драма-детектив
Слоган: «Ты всегда была трудной!»

Режиссёры: Логан Джордж, Селин Хелд
Сценарий: Селин Хелд, Логан Джордж
Продюсер: Кара Дюрретт, Джош Годфри, Ашвин Раджан
Оператор: Лоуелл А. Мейер
Композитор: Дэвид Балош
Художник: Дебби ДеВилья, Кэти Флеминг, Бегония Берхес
В главных ролях: Дилан О’Брайен, Элайза Сканлен, Кэролайн Фальк, Лорен Эмброуз, Сэм Хеннингс, Диана Хоппер, Эрик Ланж, Дэвид Мальдонадо

«Мне надоело чувствовать вину за маму». 
Фраза из фильма

Пробежимся сначала по этимологии о. Каддо

Это реальное американское озерцо, разлившееся меж Луизианой и Техасом. Довольно большое: сотка квадратных километров — не хухры-мухры. Затеряться в его папоротниковых зарослях — два пальца об асфальт. Неглубокое: два-четыре метра максимум. Природоохранная зона к тому же. Названо так давным-давно — в начале XIX в. — индейцами племени Каддо, обитающими там издревле. Здесь же уточним для знатоков: достославный Чингачгук — не из Каддо — из Могикан. Но всё равно тут же вспоминается звенящий свист стрел из далёкого детства. И таинственные заросли лопухов, — где мы, индейцы, прятались от проклятых янки: лук наготове, пли!! — Это вот крайне напряжённое ощущение издетства: потерянности, поиска выхода, желание спрятаться от чего-то неизвестного — вполне воплощено в фильме. К тому же главные герои там — юная леди Элли (Э.Сканлен) и её неродная (но горячо любимая) сестра Анна (К.Фальк). Вокруг них и развивается-заплетается сюжетный клубок. 
Там ещё Пэрис, но о том чуть позже…

 

Озеро издавна использовалось бизнесом в нефтянке, за него шли постоянные споры меж корпорациями — претендовали на доли в ресурсной делёжке военные, те же нефтяники, горняки, «зелёные» охранительные службы... Собственно, знаменито Каддо реликтовым кипарисовым лесом, — к тому же красивейшим, — вполне отражённым в картине символом непрекращающейся мистики и… ужасных экзорцистских событий как из настоящего, так и из прошлого. (Слышится свист в ушах.)

Сюжета нет, есть — антураж

Не будем расписывать сюжетные фиоритуры ленты — смысла нет — настолько она необычна, нестандартна. Рванём с ходу — с места в карьер! — Что будет вразумительней читающему: без рассусоливаний и авторских «киношных» предрассудков.

На озере вечно творится что-то странное:

  • Пропадает звук;
  • Вдруг находятся сто лет назад пропавшие вещи, кулоны, старые фотки;
  • Давно вымершие представители древней фауны — внезапно оживают! (Наподобие редчайших четырёхглазых мотыльков.); 
  • Самопроизвольно трясутся руки, вызывая панический страх;
  • Наступает припадочное состояние или похожее на то…;
  • У кого-то — пропадает память.

Но — изменённые те состояния не акцентируются режиссёром — то происходит как бы исподволь: явно без желания участников фантасмагорического действа. 
Там, на таинственном озере, день и ночь — и свет, и тьма — могут присутствовать одномоментно. Также одномоментно — сменяются эпохи, года, месяцы-дни: перепрыгивая оттуда сюда и наоборот. Как сие возможно? 
Попробую объяснить с точки зрения необразованного зрителя-дилетанта…

Я — в роли комиссара Мегрэ

Мы многого не понимаем в работе мозга. Тому есть как научно-практические, также и конспирологические, вплоть до фантастических — версии. И гениальность непосредственно сценарно-режиссёрской команды — именно в аккуратной, въяве незримой, не ощущаемой коллаборации сегодняшней реальности — с инопланетной, вечной... Наподобие того как Стругацкие или В.Орлов — вшивали потустороннее в тривиальный незамысловатый советский быт. Оттого оставшись в веках…
Так же и тут. Один из главных героев Пэрис (О’Брайен) пытается разобраться с тяжёлой нервической болезнью погибшей (утопшей в машине) матери, пытаясь втемяшить самому себе причину их крушения в автомобиле, грохнувшегося со старой обветшавшей плотины, сооружённой аж в 1914 г.!

Но — я так и не уяснил по фильму сей линии. Не объяснено ни то, почему они свалились с верхотуры, как свалились, что было причиной катастрофы? Отсюда — очень туманно: зачем же Пэрису было разгадывать мамины симптомы болезни? Зачем он дёргал по сему поводу абсолютно равнодушного к проблеме отца? Но это — не единственный недостаток кино: неявный, зашоренный, тем не менее от взора комиссара Мегрэ — не скрывшийся. (Закуривает сигару.)

Повествование идёт неспешно, даже слишком

Да, для ужастика — «медлительная» пауза довольно существенна и — не до конца сценарно разжёвана. Пусть и реабилитирована в финале плотной «интерстелларовской» движухой, но для острого взгляда критика — непонятна. 
Суровый кипиш начинается на двадцатых-тридцатых минутах. (Поздновато!) Девушка Элли в расстроенных чувствах (из-за непрекращающихся семейных драм) убегает из дома приёмного отца. На улице вечереет, она берёт отцовскую лодку, едет в сторону озера, не рассчитав времени. Становится темным-темно… Вот! — в этом месте ломается континуум: Бац-ц-ц-ц!!!

Слом кино-парадигмы незаметен зрителю: видимо, рассчитан совсем уж на пристрастного критика — потому что Элли через секунду показана у своей подруги Клэр — ну, типа будто и не случилось ничего. Но комиссар Мегрэ сразу понял — наконец-то началось… (Факинг-шмакинг)
И действительно. Отсюда, с сего мгновения — сюжет попёр локомотивом: тут вам и триллер, и ужастик, и фантазмы в одном флаконе. Все заявленные в пресс-релизе фантомные чудеса повыпрыгивали из секретного сундучка один за другим. Младшая сестра Анна срывается из дому вслед за старшей. И — пропадает. Её ищут всем посёлком. Подключены федеральные силы: катера-вертолёты-полиция-волонтёры. 

В фильме три основные мнемонические линии:

  • Поиски Анны.
  • Разыскивание Пэрисом истории маминой болезни.
  • Отношения Пэриса с отцом — тот не хочет ничего рассказывать о тяжёлом недуге супруги. Считает это «тухлым» бесполезным делом. 

Из этих трёх линий очевидно вычерчена одна — первая. Две других — крайне размыты, незначащи (почему-то). Так же как несущественны оказались сведения, дескать, когда озера мельчало, у мамы Пэриса прогрессировали приступы. К чему это? Зачем? — не растолковано. Комиссар Мегрэ в шоке — слишком много неувязок. Слишком… (Наливает в бокал вискаря.)

Мужчина Пэрис и девушка Элли, бродящие всю вторую половину кино по лесу и зарослям, окружающим озеро, — вроде бы не пересекающиеся персонажи. Но — у них есть одно общее (опять необъяснённое) явление — одинаковая нервическая реакция на Озеро. И по итогу одна находит живую сестру. А второй находит её же… только… только в… 1952 году. А-а-а-а-а-а… э-э-э-й, ребята, вы где?

Спойлеры. Анна вернулась…

P.S. Завязка фильма — авария. Пэрис с матерью улетают с плотины в воду. Пэрис выбирается из воды, не в силах освободить из авто захлёбывающуюся мать. Потом он всё время корит себя за тот случай, выискивая у матери причину недуга, которым она страдала. Это — чрезвычайно не(!) проработанная линия в фильме. При чём, ну при чём тут болезнь матери и её смерть?!
А вот при чём, оказывается… 

P.S.P.S. Пропавшая 8-летняя девочка Анна — это мать Пэриса, который грохнулся с ней с плотины в увертюре фильма. Элли находит Анну в… 2004 году — та уже взрослая, у неё семья, работа, счастливая жизнь. Но как показали поиски, Пэрис — оказался отцом — о-о-о-о… — самой Элли, которая всю жизнь хотела найти своего папу. Но мать сказала, мол, он их бросил. На самом деле — он их не бросал. Просто путешествовал по времени, чтобы каким-то удивительным образом найти свою мать Анну — и не дать ей погибнуть. Так и получилось. Мама — не погибла. Погиб, прыгнув с той самой несчастной плотины на озере, — её сын Пэрис. Продолжать? Или не надо?..

Там ещё полкрокодила нашли.

Гы-ы-ы…


Официальный постер