Террористы "по вызову": Кто и как собирается вновь взорвать Северный Кавказ

На модерации Отложенный

09 Декабря 2024 02:00

Силовики предотвратили новую серию терактов в Дагестане, задержаны пять человек, все они — ваххабиты-радикалы. Частота обострений террористической угрозы на Северном Кавказе говорит о том, что работа по активизации там ячеек игиловского* и околоигиловского* бандподполья идёт скорыми темпами. Последние теракты, как летом в Махачкале и Дербенте, весной в "Крокусе", а также кровавый бунт в ИК-19 под Волгоградом зеков-исламистов якобы "за права ущемлённых мусульман" — тому подтверждение. Кто заказывает музыку и чего добивается?

Тонна взрывчатки в "схроне" под Кизляром

Не проходит и месяца, чтобы на Кавказе не было объявлено о задержании или разгроме очередной террористической ячейки, которая готовилась совершить кровавую акцию или в одной из республик СКФО, или в Центральной России.

И хотя ещё много лет назад было официально объявлено, что терроризм на Кавказе побеждён, уже и без особого анализа понятно, что это не так. Терроризм, радикальный исламизм и ваххабизм лишь набирают силу в регионе, и процесс такого масштаба должен не просто хорошо финансироваться, но и вообще иметь серьёзную координацию.

2 декабря стало известно о задержании в Дагестане ещё пятерых террористов, которые готовили теракты на территории республики. По данным Следственного комитета региона, силовики сначала вышли на след двоих боевиков, о чём сообщалось 27 ноября.

Скриншот страницы сайта dagestan.sledcom.ru

В сводке фигурирует село Куруш под Кизляром — именно в этом районе затем был обнаружен, пожалуй, самый масштабный "схрон" боевиков — целая тонна аммиачной селитры, которую террористы планировали использовать для изготовления взрывчатки. Силовики задержали пятерых боевиков — "хозяев" этого тайника.

2 декабря Советский районный суд Махачкалы избрал всем пятерым меру пресечения — заключение под стражу на два месяца. В отношении боевиков были возбуждены дела по статьям "Организация террористического сообщества и участие в нём", "Незаконное изготовление взрывчатых веществ", "Публичные призывы к осуществлению террористической деятельности, пропаганда терроризма" (по различным частям статей 205.4, 223.1, 30 и 33 Уголовного кодекса), по которым им грозит пожизненное заключение.

В СМИ назвали имя предполагаемого организатора данной ячейки — это некий 34-летний Ялимхан А. Он организовал группу, в которую вошли четыре человека, самому младшему из которых всего 19 лет. Отмечалось, что банда планировала совершить целую серию терактов в Дагестане, по косвенным свидетельствам, у них были найдены атрибуты ИГИЛ*. Источник Царьграда эту информацию подтвердил.

Однако в глаза бросается наличие обвинения по статье 205.3 УК "Прохождение обучения в целях осуществления террористической деятельности".

Эта статья предполагает состав преступления именно в виде обучения терроризму. Например, когда установлено, что фигурант ездил за границу, где его готовили к подрывной деятельности — как изготовить взрывное устройство, как закладывать, какова тактика отступления или же принесения себя в жертву. Если говорить о северокавказских ваххабитах, то нередко там речь идёт о Сирии, где осколки ИГИЛ* в виде отдельных группировок имеют даже собственные тренировочные центры и так далее,

— пояснил наш собеседник в силовых структурах.

Собственно, именно этот момент "роднит" случай с разгромом этой группировки (все члены которой, напомним, ещё не задержаны, так как вряд ли пять человек должны были "обработать" найденную тонну нитрита аммония) с другими громкими инцидентами, где совершенно точно были установлены связи бандподполья с заграницей. А конкретнее — с ИГИЛ*, СБУ и ЦРУ.

Дагестан — это лишь разминка

Летом 2024 года Дагестан сотрясли сразу несколько терактов, которые поставили перед руководством республики новые неудобные вопросы. 23 июня в Дербенте радикалы, действуя синхронно, напали на православную церковь и синагогу. В церкви Покрова Пресвятой Богородицы они убили 66-летнего отца Николая — старейшего в республике священника Русской Церкви. Вместе с ним был убит охранник. Параллельно с этим была совершена атака на синагогу Келе-Нумаз. Возле обоих зданий на улице дежурили полицейские, поэтому бандиты тут же открыли по ним огонь.

Возле синагоги боевики расстреляли одного полицейского и двоих прохожих. Синагогу забросали бутылками с зажигательной смесью, после чего она превратилась в факел. Бандиты скрылись на белом "Фольксвагене Поло".

Полчаса спустя (также скоординировано) другая группа боевиков уже в Махачкале расстреляли наряд полиции возле церкви на улице Мирзабекова. От выстрелов из автоматов погибли на месте четверо сотрудников МВД, ещё несколько были ранены.

Всего во время атаки боевиков в Дербенте и Махачкале погибли 15 сотрудников силовых ведомств, и ещё пять человек, включая отца Николая и охранника. Более десяти человек получили ранения.

Развязка кровавой бойни наступила вечером 23 июня, когда полиция блокировала группу боевиков рядом с рестораном "Встреча", в ходе перестрелки двое бандитов были ликвидированы. Ещё одна группа террористов была ликвидирована в одном из зданий рядом с рестораном Hayal. При перестрелке в Дербенте был смертельно ранен начальник отделения полиции города Дагестанские Огни подполковник Мавлудин Хидирнабиев.

Однако самое удивительное, что среди ликвидированных нападавших оказались сыновья главы Сергокалинского района Дагестана Магомеда Омарова — Осман и Адиль Омаровы. А также племянник экс-чиновника Абдусамад Амадзиев. Магомеда Омарова задержали в его доме и увезли на допрос. Он тут же подал в отставку.

Сейчас мы с уверенностью можем утверждать, что один из сыновей Омарова — Осман — не только занимался строительным бизнесом и владел кафе "Лимонад" в Избербаше, но и имел связи с Турцией,

— отметил источник в силовых структурах.

Этот теракт, а точнее — целая серия терактов, конечно, подняли вопросы о дагестанском бандподполье, которое "крышевали" люди во власти и даже в местном МВД. И тогда Царьград подробно разбирал вопрос о сращивании исламского криминала в республике с властью, отмечая, что данная проблема существует десятилетиями и так и не решена. Сергокалинский район превратился в своего рода "джамаат" со своими порядками, и исламовед Роман Силантьев тогда подтверждал, что радикалы даже открыли там свою мечеть, где не признавали муфтият Дагестана.

Как уверены наши источники, такой "вектор" религиозно-экстремистского отношения к исламу в республике — это не производная от имеющего место сращения бандитов-радикалов с властью, а фактор, занесённый извне — как раз из недр того самого "Исламского государства"* и его остатков в Сирии, а также в Турции. В пользу этой версии, впрочем, говорят и турецкие связи Омарова-младшего. В то же время сама цепочка "заказов на теракты в России" выглядит несколько сложнее.

Кто заказывал "террористов по вызову"?

Основным информационным и координационным каналом для радикалов в Дагестане был и, к сожалению, остаётся мессенджер WhatsApp (принадлежит компании Meta**, чья деятельность признана в России экстремистской). В телефонах боевиков силовики находили соответствующие чаты и диалоги именно в этом мессенджере. Чтобы как-то стабилизировать ситуацию, его стали "затормаживать" (официально, впрочем, это не подтверждалось).

Для того чтобы минимизировать риски, пришлось даже пойти на так называемое "замедление" WhatsApp, чаты которого чаще всего используются для координации террористических и прочих запрещённых ячеек. А обращения в адрес компании с требованиями о блокировке подобных чатов не дают эффекта: там их попросту игнорируют. Кстати, террористы в Махачкале и Дербенте использовали именно такие каналы связи,

— отметил наш источник в силовых структурах.

Эксперт по информационной безопасности Сергей Трухачёв, впрочем, полагает, что эти меры могут принести результат лишь в краткосрочной перспективе, не больше:

Если тезисно говорить, то никакого эффекта это не даст. Вот мы сейчас заблокировали — какой-то одномоментный результат может быть. Но если на дистанцию смотреть, никогда от этого особо не было пользы.

И логика тут понятна: ничего не делать с мессенджером, через который исламисты планируют взрывы и убийства, нельзя. Но и что именно поделать — тоже не очень понятно. Но ведь именно через WhatsApp и частью через Telegram акциями бандподполья, по данным наших источников в республике, дирижировали трое основных кураторов.

Эти люди признаны в России террористами и экстремистами и проживают сейчас на Украине. Источники между тем отмечают, что концептуальная разработка терактов ведётся на уровень выше этих кураторов — в британской MI-6 во взаимодействии с ЦРУ. Именно участие последних обеспечивает неприкосновенность для членов организации, признанной экстремистской и террористической во многих странах. Включая, разумеется, неприкосновенность и на Украине, которая стала для них фактически новой базой, где есть и выходы на Россию с её радикалами Кавказа, и оружие.

Первая фигура из числа таких украинских кураторов — Абакар Абакаров**** — идеолог и проповедник русскоязычного "Хизб ут-Тахрир аль Ислами"*** (или "Хизб ут-Тахрир"*), чьих последователей называют "хизбачами".

Он был управляющим экстремистским ТГ-каналом "Утро Дагестана", который администрация Telegram заблокировала после известных беспорядков в аэропорту Махачкалы осенью прошлого года.

Карточка на розыск Абакарова****//Источник: МВД России

В Незалежной Абакаров**** поселился в Одессе и очень быстро был привлечён спецами из СБУ к подрывной информационной деятельности на Кавказе.

Некоторые наивные, даже из числа экспертов, полагают, что ваххабитское подполье, которое сейчас опять активизировалось, возникло по некоей команде от западных спецслужб или украинских "безпеков" после 24 февраля 2022 года. Это не так. Создать сеть (а мы говорим именно о террористических и экстремистских ячейках в разных городах и районах Кавказа и не только) — это не дело пяти минут или даже года-двух,

— отметил наш источник.

Следующий координатор — Арслан Мирзаев****, он же "Али Чаринский" — блогер, внештатный агент СБУ. Ему 36 лет, он уроженец села Термез Республики Узбекистан, однако называет себя лакцем (одна из народностей Дагестана). Мирзаев**** пытался профессионально заниматься спортом, но больших личных успехов достичь не сумел. Зато стал известен как "исламский правозащитник", как он представлялся на разных мероприятиях.

Карточка на розыск Арслана Мирзаева****//Источник: МВД России

Ещё в середине 2016-го (отметим, насколько это задолго до начала СВО) он сбежал на Украину, в Одессу. Там, по его собственному утверждению, начал тренерскую карьеру, причём преподавал он джиу-джитсу и грепплинг для…  сборной несуществующего территориально-административного образования "Автономная Республика Крым".

Одновременно Мирзаев**** выполнял задачи по дестабилизации ситуации на Северном Кавказе, курировал сначала страницы экстремистских группировок в соцсетях, а потом, когда их поприжали, переориентировался на ТГ-каналы и YouTube.

Третий организатор медийного "подогрева" беспорядков и терактов на Кавказе — 36-летний Гасан Гаджиев****. Ранее проживал в Махачкале и, как и Мирзаев****, формально выступал как дагестанский правозащитник, а в реальности — являлся пропагандистом радикального течения, продвигая сепаратистские настроения, особенно в податливой молодёжной среде.

На этого персонажа — Гасана Гаджиева**** — карточку на розыск заводили дважды//Источник: МВД России

С тех пор как на Северном Кавказе завершилась крупномасштабная контртеррористическая операция, в ходе которой были разбиты и ликвидированы основные бандгруппы, их лидеры, выжившие экстремисты, затаились, ушли в подполье. И стали воздействовать на население исподволь. Продвигали две ключевые темы: спорт (поначалу борьба, а затем и ММА) и религию,

— объясняет эксперт, экс-оперативник госбезопасности, работавший много лет на Северном Кавказе, Александр К.

Гаджиев****, которого брали, а потом отчего-то выпускали на свободу силовики — за участие в несанкционированных митингах и прочих мутных делах, тоже успел вовремя "свинтить" на Украину. И он тоже получил прикрытие СБУ в качестве внештатного агента.

Вместе с Мирзаевым**** они ведут трансляции, где оскорбляют Россию и русских, подбивают дагестанцев на бунтовские выходки.

Оба беглых экстремиста-террориста участвуют в общем проекте, где провоцируют смуту и раскол в дагестанском обществе//Скриншот из ТГ-канала Али Чаринского

И — да, все трое, ещё раз акцентируем на этом внимание, являются руководителями русскоязычного сегмента организации "Хизб ут-Тахрир"**: это крайне принципиальная деталь.

Единый почерк

В принципе, имеющихся данных уже достаточно, чтобы констатировать зарубежную "режиссуру" терактов на Северном Кавказе, да и шире — во всей России. И в данную канву логически вмещается вообще практически вся экстремистская деятельность в России. Судите сами.

Один из самых страшных терактов в истории нашей страны — расстрел людей боевиками-радикалами в "Крокусе". Доказано, что кураторы находились за границей. На Украине и ещё дальше. И именно на Украину террористы пытались сбежать, но были пойманы в Брянской области.

21 июля 2023 года в центре Москвы прошёл масштабный марш мигрантов, которые шли сразу несколькими толпами и скандировали радикальные лозунги. Произошедшее вызвало шок у заставших это действо жителей. Информация с видео быстро заполонила ТГ-каналы. Понеслись горячие требования "разогнать" акцию, "выдворить" нарушителей вон. Но... правоохранители в этот марш мигрантов не вмешивались.

Позднее стало очевидным, что мы столкнулись с атакой на нас украинского ЦИПсО — об этом тогда доказательно высказался юрист Илья Ремесло. Мигрантов использовали как протестный ресурс в надежде, что в Москве начнутся массовые стычки полиции с приезжими, а дальше ситуация выйдет из-под контроля.

Тут-то к беснующимся мигрантам подоспело бы оружие или, скорее всего, уже заранее вооружённые боевые отряды. Устроители акции явно хотели, чтобы была пролита кровь. По мнению наших источников, за организацией "марша мигрантов" в Москве стоял всё тот же, ещё не заблокированный тогда канал "Утро Дагестана", о котором мы говорили выше.

Осенью 2023 года ФСБ с участием МВД и при силовой поддержке Росгвардии провела рейды по обнаружению подпольных "схронов" террористов и мигрантов практически одновременно в 53 регионах России, включая Москву, Петербург, Севастополь, ЛНР и ДНР, Крым, Северную Осетию, Забайкалье, Омскую область и так далее.

Всего было изъято 757 единиц огнестрельного оружия как отечественного, так и иностранного производства. Среди них — пистолеты-пулемёты, револьверы, гранатомёты, сотни артиллерийских снарядов, гранат, десятки килограммов взрывчатки, образцы времён ВОВ — например, немецкий пулемёт MG42, ППШ, а также наганы, АК-12, СВД, Uzi и другие.

Два "схрона" были обнаружены тогда в подмосковных Мытищах. Один из них — в скромно припаркованной на стоянке у "Ашана" на Осташковском шоссе "Газели". Там нашлись: ружьё, гранаты, несколько пистолетов (револьвер, Walther, ПМ с глушителем), сотни патронов, десяток заряженных магазинов, восемь газовых баллонов с пропаном, запалы, кобуры, подсумки. Интересно, что этот "схрон" силовикам сдал уроженец Азербайджана Вусал Алыгусейнов, владевший грузовым морским контейнером, в котором были найдены несколько пистолетов Browning.

"Схрон" боевиков в "Газели" на Осташковском шоссе//Скриншот поста в ТГ-канале "Многонационал", t.me/mnogonazi

Наконец, есть пример с трагедией в ИК-19 в Волгоградской области, где зеки-исламисты подняли бунт и убили людей. Несмотря на содержание в колонии, у террористов были флаги ИГИЛ**, мобильные телефоны, запрещённая экстремистская литература. На видео, которые они записывали в процессе бунта, они заявляли, что "мстят за униженных мусульман" и делают это "ради Аллаха", а также "против неверных". Оказался у них при себе и "пояс смертника", который, впрочем, благодаря снайперам они применить не успели.

Так вот перед тем, как они были ликвидированы, боевики-зеки вытащили на улицу группу заключённых, которых забили насмерть молотками и арматурой. Затем фото с телами убитых исламские паблики выдавали за то, что это "тела несчастных замученных мусульман", которых сотрудники колонии якобы "убили выстрелами в затылок". Цель всё та же — вызвать исламские протесты в России, пролить кровь.

Что с того?

Террористы в Дербенте и Махачкале, палачи "Крокуса", зеки в ИК-19 и мигранты, подпольно закладывающие в России "схроны" с оружием, — это звенья одной цепи. Радикальный исламизм, который на Кавказе уходит корнями ещё в 1990-е годы и даже раньше, при поддержке Запада и руками украинских кураторов поднимает голову.

Всегда есть соблазн остановиться на признании "локальных проблем" в отдельно взятой республике, которые там, конечно, есть. Но отрицать, что нашей стране грозит хорошо скоординированный международный терроризм, спонсорами которого являются зарубежные враги России, просто невозможно.

"Террористы по вызову" — это и есть цель таких врагов. Надо, чтобы где-то в ЦРУ или MI-6 после очередной демонстрации "Орешника" сняли трубку и "вызвали" теракт в России — в Дагестане или в Москве. И никаких ракет не нужно. Именно с этой целью ячейки исламистов закладываются заблаговременно, копится оружие, копится та самая тонна аммиачной селитры, раскачиваются религиозные настроения. И с этой крайне опасной для нашей страны ситуацией необходимо разбираться как можно скорее, а не тогда, когда наступят последствия.