XXVI Всемирный Русский Народный Собор и эхо «Камертона»
На модерации
Отложенный
Игорь ШУМЕЙКО
27 ноября 2024 г. на писательской секции XXVI ВРНС редактор журнала «Камертон» Игорь Шумейко прочитал доклад, как и было объявлено, по материалом вышедшей накануне статьи «Русский мир под гнетом панславизма». Не повторяя содержание статьи, приведу лишь моменты — экспромтные, явившиеся «по ходу»: отражение полемики (атмосфера — писательских секций ВРНС всегда располагает к дискуссиям)...
Наблюдая давнюю инерцию славянофильства, в докладе я привел «не секретные», давно без меня известные подробности рождения в середине 19 века украинского национализма — в кружке киевских славянофилов (Нечуй-Левицкий, Гулак, Кулиш, Костомаров), поддержанных — увы — и московскими славянофилами. При создании книги «10 мифов Украины» (ЭКСМО, 2009 г., авторское название «Краш-тест Украины» было сохранено в одном из подзаглавий) — мне довелось перечитать тонны мечтаний о Великой Славянской Феде-Конфеде-рации со всеми этими… евро-славянами. Но каков был главный мотив «зазывал» у дверей «славянского кабачка»? Убрать ненавистную им Российскую империю, без которой русский станет наконец равным, равновеликим всем этим чехам, болгарам… Только отказавшись (предав) своих настоящих исторических братьев, НЕ-славян России, можно войти в этот «Слав-Союз», получить на шею бирку «Поляк 2 сорта», «недо-Чех», «Хорват 3 категории»…
Ангельское внутриславянское общежитие — представить несложно (см. войну 1885 года свеже-освобожденных болгар против сербов и дюжины прочих), но главное дело даже не в этом, а именно в отказе русских от своей Евразийской миссии, о которой мне довелось опубликовать немало книг, очерков. И поскольку доклад читал на секции — писательской, я припомнил образ.
Библейская Далила отрезала волосы (уничтожила силу) и сдала Самсона врагам.
После моего доклада было немало выступлений, одно из которых завершалось задорным манифестом: «Но мы попробуем спаять его любовью, / А там увидим, что прочней». — И многие в аудитории торжествующе кивали: «Да, попробуем, да, увидим!» — Знаменитое стихотворение Тютчева «Два единства» (1870 год) кроме обращения к славянам содержало и ответ прусскому канцлеру Отто фон Бисмарку, объединившему германские племена в империю (Второй Рейх) — «железом и кровью» («Blut und Eisen»):
Из переполненной господним гневом чаши
Кровь льется через край, и Запад тонет в ней.
Кровь хлынет и на вас, друзья и братья наши! —
Славянский мир, сомкнись тесней...
«Единство, — возвестил оракул наших дней,
— Быть может спаяно железом лишь и кровью..»
Но мы попробуем спаять его любовью, —
А там увидим, что прочней...
Более полутора веков этому «Славянский мир, сомкнись тесней», но инстинктивный «отзыв» на тот «пароль» — я видел и 27 ноября 2024 года. Воодушевление. Красивые строки, опровергать которые всё равно, что… «Я помню чудное мгновенье…». 154 года… «Увидим, что прочней?» — дважды разгромленный в Мировых войнах германский или… Ругать Тютчева и быть русским писателем — вещи несовместные, ответом может лишь вздох, продолжение кратчайшего формата. Буквально 1 (одно) слово:
Тютчев — 1870 год — «Попробуем любовью».
Россия — 2022 год — «Попробовали».
Комментарии