Экономист Дмитрий Полевой: «9% инфляции не ожидал никто»
На модерации
Отложенный
Обвальное падение рубля, как и ожидалось, подстегнуло инфляцию. Некоторые экономисты говорят, что инфляционная картина — это катастрофа. Экономист Дмитрий Полевой в интервью «НИ» признает, что данные плохие. По итогам ноября инфляция ускорилась до 9,1%.
Фото: myfin.by. Эксперты прогнозируют инфляцию выше 9% в 2024 году
Елена Петрова, Татьяна Свиридова
Неделя с 26 ноября по 2 декабря вновь показала ускорение инфляции. Ноябрь 2024 года значительно опередил октябрь по темпам удорожания как продовольственных, так и непродовольственных товаров.
«НИ» поговорили с директором по инвестициям «Астра Управление активами» Дмитрием Полевым о том, что, кроме внезапного ослабления рубля, повлияло на рост цен в стране и поможет ли экономике повышение ключевой ставки до 25%.
Произошло фронтальное ускорение по продовольственным и непродовольственным товарам. Фото: Дзен
«Рост недельной инфляции впечатляет»
— Некоторые экономисты назвали инфляцию этой недели катастрофой. Вы согласны с такой оценкой?
— Катастрофой в полном смысле этого слова цифры назвать нельзя, но данные довольно плохие. Рост недельной инфляции с 0,36% до 0,50% действительно впечатляет. С начала года она составила уже 8,34%, а годовая инфляция ускорилась, по моей оценке, с 8,7% до 9,1%.
— Что повлияло на повышение цен в ноябре?
— Беглый взгляд на основные позиции говорит почти о фронтальном ускорении по многим продовольственным и непродовольственным товарам. Продолжается рост в общественном транспорте и бытовых услугах. Помимо влияния слабого рубля, причиной столь заметного ускорения могли также быть авиаперелеты. Интересно, что цифры по стоимости авиабилетов в этот раз пропали из таблицы Росстата. Я полагаю, что в эти недели рост мог достигать 8-13%.
Авиаперевозки и РЖД увеличили недельную инфляцию на 20%. Фото: Дмитрий Феоктистов/ТАСС
Индексация тарифов РЖД на перевозку пассажиров в поездах дальнего следования (+11,6%) и на услуги по пользованию инфраструктурой при пассажирских перевозках (+10,2%) с 1 декабря могли добавить от 0,03 до 0,06% к итоговой цифре инфляции.
И хотя ж/д перевозки явно не входят в недельный мониторинг, методология оценки недельной инфляции требует прямого учета этой информации в итоговой оценке. Вместе с «самолетом» это могло обеспечить до 0,1% из 0,5% роста инфляции.
— Как отличается рост цен в ноябре от октябрьских данных?
— Оценка за ноябрь получается около 1,5% роста м. м. или ~1,25% после устранения сезонности против 0,75% и 0,66% с. к. соответственно в октябре. За три месяца это даст рост с 8,6% до 11,3% с. к. г. (с сезонной корректировкой в годовом выражении) по всему индексу и с 8,9% до 9,1% с. к. г. по базовому.
Следует помнить, что фактор курса, тарифов на авиаперелеты и индексации тарифов РЖД по-прежнему накладываются на общую устойчивость внутреннего спроса.
Правительство принимает решения, ускоряющие инфляцию. Фото: kamchatka.ldpr.ru
«С инфляцией фактически борется один ЦБ»
— Почему вместо понижения или хотя бы стабилизации после повышения ставки до 21% в октябре 2024 года цены, наоборот, ускорились? Власти теряют контроль над ситуацией?
— Нет, говорить о потере контроля нельзя, просто сейчас на цены действуют факторы, в основе которых лежат прошлые параметры и политика ЦБ и бюджета. Политика ЦБ действует с лагом. Ждать, что повышение ставки сразу скажется на ценах, бессмысленно. Экономика и кредит замедляются, далее отреагируют цены.
— Вы ожидали 9% инфляции в этом году, и какую роль сыграла несогласованность действий ЦБ и правительства?
— Нет, 9% инфляции никто не ждал. Правительство «помогало» и «помогает» параметрами бюджета и динамикой расходов, сильным повышением тарифов ЖКХ и кардинальным пересмотром вверх параметров индексации в 2025 году, масштабной индексацией утильсбора на авто с 1 октября, регулярным повышением акцизов и других сборов, которые растут темпами, зачастую в разы выше целевой инфляции в 4%. С инфляцией фактически борется один ЦБ.
— Вы писали в своем телеграм-канале, что ставка может быть и 25%. Поможет ли она?
— Вопрос не в том, поможет или нет, — безусловно, поможет. Вопрос в том, как быстро мы увидим эти эффекты и какой ценой для экономики это будет достигнуто. Основной вывод прежний: ни единого признака замедления инфляции, причем можем уже видеть первые эффекты от ослабления рубля. Решение в декабре явно не будет простым.
Комментарии