Взрыв Храма Христа Спасителя в Москве
На модерации
Отложенный
5 декабря 1931 года в центре Москвы несколько раз прогремел жуткий гром.
«Ровно в 12 часов дня раздался первый взрыв: рухнул один из пилонов, на которых держался большой купол здания. Через полчаса другим взрывом был обрушен второй пилон, а еще через четверть часа и остальные. Последующими взрывами были обрушены внутренние стены и часть наружных», — писала газета «Вечерняя Москва» 6 декабря 1931 года.
Этот акт позорного вандализма по отношению к русской истории и культуре был осуществлён советскими террористами-варварами во исполнение разрушительной антинациональной политики большевиков по личному распоряжению Джугашвили (Сталина).
Взрыву предшествовала серьезная работа. С одной стороны – идеологическая: правительство поставило задачу доказать, что Храм Христа Спасителя новому государству не нужен, и академики архитектуры публично клялись, что он не имеет художественной ценности и не является произведением искусства. Храм Христа Спасителя стал систематически подвергаться невиданным нападкам со стороны центральных партийных и советских органов прессы. Некто Б.Кандидов, один из организаторов Антирелигиозного музея, опубликовал брошюру "За Дворец Советов", названия глав которой говорили сами за себя: "Ложно-историческая ценность Храма Христа Спасителя", "Сказка о художественной ценности Храма Христа Спасителя", "Храм Христа Спасителя на службе контрреволюции"».
Уже в 1918 году, в ходе реализации «Декрета о памятниках республики» (1918), гласившим, что «памятники, воздвигнутые в честь царей и их слуг и не представляющие интереса ни с исторической, ни с художественной стороны, подлежат снятию с площадей и улиц», был уничтожен памятник Императору Александру III, установленный в сквере возле Храма Христа Спасителя. А сам храм, в результате начавшихся вскоре гонений на Русскую Православную Церковь, оказался в руках обновленцев.
Храм-Памятник Великой Победе в Отечественной Войне 1812 года вызывал особую ненависть новоявленного интернационального правительства страны. Храм, создававшийся на всенародные пожертвования, в продолжение древнерусской традиции обетных храмов, возводившихся в знак благодарения за победу и в вечное поминовение о погибших.
Когда же в головах большевистского руководства вызрела идея возведения на месте Храма Христа Спасителя грандиозного Дворца Советов - нового языческого храма-памятника в честь образования СССР, Коминтерна и лично Ленина, встала вторая задача – техническая:
«Шел 1928 год, - писал архитектор Дворца Советов Б.Иофан. - Храм Христа Спасителя еще стоял посередине огромной площади у Москвы-реки. Большой и грузный, сверкающий своей позолоченной главой, похожий одновременно на кулич и на самовар, он давил на окружающие его дома и на сознание людей своей казенной, сухой, бездушной архитектурой, отражая собой бездарный строй российского самодержавия "высокопоставленных" строителей, создавших это помещичье-купеческое капище. Пролетарская революция смело заносит руку над этим грузным архитектурным сооружением, как бы символизирующим силу и вкусы господ старой Москвы».
Несмотря на протесты ряда деятелей культуры, в том числе академика живописи А.М.Васнецова, окончательное решение о разрушении Храма Христа Спасителя было принято 13 июля 1931 года на заседании ЦИК СССР под председательством М.И.Калинина в ходе утверждения места для строительства Дворца Советов - здания для проведения сессий Верховного Совета СССР, призванного стать главной московской высоткой и самым высоким зданием мира. Согласно проекту, Дворец Советов должен был представлять собой огромное многоярусное здание с обилием колонн и увенчанное грандиозной 75-метровой статуей Ленина, утопающей в облаках (также призванной стать самым гигантским памятником вождю революции).
Решение это было заготовлено уже заранее на заседании Политбюро ВКП(б) 5 июня 1931 года, посвященном проекту реконструкции Москвы, а 16 июня появилась резолюция «Комитета по делам культов» при Президиуме ВЦИК, которая гласила: «Ввиду отвода участка, на котором расположен храм Христа Спасителя, под постройку Дворца Советов, указанный храм ликвидировать и снести. Поручить Президиуму Мособлисполкома ликвидацию (закрытие) храма произвести в декадный срок... Ходатайство хозяйственного отдела ОГПУ о смывке золота и ходатайство строительства Дворца Советов о передаче строительного материала внести на рассмотрение секретариата ВЦИК».
Главную роль в сносе Храма Христа Спасителя сыграл Лазарь Каганович, непосредственно руководивший работой по составлению генерального плана реконструкции Москвы и архитектурного оформления «пролетарской столицы», в ходе которых было уничтожено множество памятников архитектуры, по мнению влиятельного большевика «засорявших» Москву.
Храм Христа Спасителя сначала попытались разобрать «вручную». Вот что пишет в своих воспоминаниях оператор Владислав Микоша, который снимал разрушение храма:«Все было настолько чудовищным, что я в изумлении стоял перед камерой и не верил глазам своим. Наконец взял себя в руки и начал снимать.Через широко распахнутые бронзовые двери — не выносили, выволакивали с петлями на шее чудесные мраморные скульптуры. Их просто сбрасывали с высоких ступеней на землю, в грязь. Отламывались руки, головы, крылья ангелов. Раскалывались мраморные горельефы, дробились порфирные колонны. Стальными тросами стаскивали при помощи мощных тракторов золотые кресты с малых куполов. Рушилась отбойными молотками привезенная из Бельгии и Италии бесценная мраморная облицовка стен. Погибали уникальные живописные росписи на стенах собора.
Несколько месяцев продолжались спешные работы по разборке здания, однако разобрать его до основания не удалось, и тогда было решено его взорвать. 5 декабря 1931 года было проведено два взрыва — после первого взрыва храм устоял. По воспоминаниям потрясённых свидетелей, мощные взрывы сотрясли не только близстоящие здания, но и ощущались на расстоянии нескольких кварталов».
Только для разборки обломков храма, оставшихся после взрыва, понадобилось почти полтора года. Как в случае с большинством советских "строек века", в СССР уже не было специалистов, способных вести такие работы, и к строительству новой "Вавилонской Башни" с гигантским идолом Ленина наверху были привлечены американские инженеры. Но строительству Дворца Советов, начатому в 1937 году, не суждено было завершиться, Господь не попустил: помешала Великая Отечественная война. От идеи строительства Дворца Советов окончательно отказались в 1956 году.
Мрамором из Храма выложили станции метро «Кропоткинская» и «Охотный ряд», скамьи из мрамора, украденного в Храме установили на станции «Новокузнецкая». Часть плит с именами героев Отечественной Войны 1812 года раскрошили и крошкой посыпали дорожки в московских парках. Мрамор из Храма Христа Спасителя применялся при отделке гостиницы «Москва», колонны из самоцветных минералов использовались потом при отделке высотки МГУ. Из колокольной бронзы храмовой звонницы были отлиты скульптуры революционных матросов, солдат, рабочих, комсомольцев и пионеров на станции метро "Площадь революции".
После многих лет пребывания на месте храма сначала горы обломков, потом долгостроя за глухим забором, долгое время, начиная с 1960 года, на месте взорванного Храма был открытый плавательный бассейн «Москва», гротескно и не к месту устроенный в историческом центре Москвы в котловане несостоявшейся вавилонской башни. В народе ходила присказка "Сначала был Храм, потом хлам, теперь срам" и легенда о том, что советская власть не сумела построить Дворец Советов потому, что фундамент постоянно затоплялся грунтовыми водами древнего ручья Черторыя, что в бассейне Москва гораздо чаще, чем в других бассейнах тонут люди и даже древнее присловье "Чертолье - чертям раздолье".
Круглогодичные испарения огромного массива подогреваемой хлорированной воды разрушали архитектурные памятники древнего центра столицы и негативно действовали на сохранность уникальной художественной коллекции Императорского музея изобразительных искусств, переименованного в советское время в Пушкинский.
«Кто же меня убедит в том, что взрывали его будто бы мудрые и культурные люди, заботящиеся о благе народа, страны, а не хулиганы, глумливцы, не бандиты, не варвары, не случайные захватчики власти, ненавидящие захваченную страну и подмявшие под себя одурманенный пустыми лозунгами народ? - писал о взрыве Храма Христа Спасителя замечательный русский писатель Владимир Солоухин. - Короток, ограничен человеческий век. Не дожить, не увидеть. Но легче было бы умирать, провидя, как на месте омерзительного, пахнущего хлоркой лягушатника, источающего в центре Москвы свои зеленые сернистые пары, рано или поздно опять поднимется сверкающая белизной и золотом громада храма. Что точно так же, как взрыв Храма Спасителя явился апогеем и символом разрушения и насилия, высшей степенью унижения русского народа, точно так же его возрождение на старом месте явится возрождением, воскресением России».
И в 1988 году появилось общественное движение за воссоздание храма Христа Спасителя. 5 декабря 1990 на месте будущего строительства был установлен гранитный Закладной» камень.
Храм Христа Спасителя был заново восстановлен в 1994—1997 годах.
Комментарии