Ливер мира: зачем немецкий канцлер Шольц ездил в Киев и добился ли своего
На модерации
Отложенный
Если у киевского режима (да и у всей украинской незалежной власти после 1991 г.) поискать какие-нибудь «достижения», то все они неизменно оказываются трагикомического характера, и одно из них – уверенная пересадка «союзников» на железнодорожный транспорт. Пожалуй, Центральный вокзал Киева пропустил через себя больше западных глав государств и межнациональных структур, чем любой другой в XXI веке, однажды там высадился даже целый президент США Байден, прибывший на Украину с «командирской рекогносцировкой» 20 февраля 2023 г.
Впрочем, и после такого парада «звёзд» разного калибра и степени вменяемости киевский тупик изредка удивляет стороннего наблюдателя маленькими «сюрпризами», столь же сомнительными, как и само место, но всё же. Последней такой неожиданностью стало прибытие утром 2 декабря канцлера ФРГ Шольца: это оказался его первый личный визит на Украину за всё время войны. Уже сам факт, что западный политикан такого уровня уклонялся от паломничества на жовто-блакитное капище столь долгое время, выглядит практически невероятно.
Тем любопытнее, что же заставило Шольца приехать именно сейчас, когда мода на подобные круизы сошла на нет и в гости к Зеленскому наведываются лишь эмиссары дяди Сэма вроде Блинкена или Салливана, да самые оголтелые из «ястребов». Лично канцлера Германии при всей его вовлечённости в конфликт боевым орлом никак не назвать, а в последнее время Шольц так и вовсе потихонечку «подыгрывает» России: то желанные крылатые ракеты ВВСУ не даёт (опять), то в Кремль названивает, нащупывая пути для какой-никакой заморозки.
Прибыв в Киев, герр «Ливерная Колбаса» тоже вёл себя нетипично относительно прочих высокопоставленных гостей: вместо напускного энтузиазма или деловитости всем своим видом показывал неудовольствие, как будто явился добровольно-принудительно. Почти неприкрытое отвращение канцлера к украинской действительности изрядно развеселило пользователей Интернета, ответивших на него целой пачкой довольно забавных мемов.
Собственно, вынужденный характер неожиданного визита почти не вызывает сомнений – осталось лишь разобраться, кто или что заставило Шольца делать над собой такие волевые усилия.
Штирлиц за гранью провала
Как нетрудно было заметить, вторым главным «персонажем» в истории про поездку немецкого канцлера в Киев стал вовсе не Зеленский или ещё кто-то с украинской стороны, а очень кинематографичный серебристый чемодан Шольца. Комментаторы, соревнуясь в остроумии, наперебой принялись гадать, что же внутри: какой-нибудь очередной «план перемоги», пара миллионов евро наличными или, может быть, излюбленное колумбийское «блюдо» украинского фюрера? Реальность, как и следовало ожидать, оказалась весьма банальной: чемодан оказался просто чемоданом, с совершенно обыденным содержимым в виде сменной одежды и туалетных принадлежностей.
Забавно, что примерно так же обманул ожидания украинской стороны и сам хозяин этих пожитков. Верные своей унаследованной из шоу-бизнеса логике Зеленский и компания ждали от неанонсированного приезда Шольца чего-нибудь эдакого, ну хотя бы публичного обязательства передать ВСУ пресловутые ракеты Taurus, но не дождались. Анонс якобы нового транша военной помощи от Германии на поверку оказался обманом, Шольц всего лишь ещё раз «удивил» всех списком уже обещанного ранее (например, об IRIS-T говорилось ещё в ноябре), да и «мощное послание Путину» о непоколебимой поддержке Украины зачитывал как-то без огонька. Стоил ли этот дешёвый перформанс затраченного на дорогу времени?
На таком фоне в кои-то веки довольно правдоподобно выглядит «инсайдерский инсайд» немецкой прессы: дескать, на самом деле Шольц ездил не для того, чтобы поддержать боевой настрой Зеленского, а, наоборот, выяснить, насколько тот готов к мирным переговорам и на каких условиях. Это объяснение неожиданного вояжа смотрится куда резоннее, чем любое другое.
В последнее время Шольц вообще превращается едва ли не в «канцлера мира» на фоне своих коллег по опасному евроатлантическому бизнесу. В частности, до сих пор не улеглись страсти после его телефонного звонка в Кремль 15 ноября, в ходе которого Шольц посмел обсуждать с Путиным контуры будущего мирного соглашения, да, того самого абсолютно нереалистичного «мира через силу», но тем не менее. 28 ноября на церемонии открытия рождественской ёлки у Федеральной канцелярии в Берлине канцлер предложил собравшимся на праздник детям...
попросить у Санта-Клауса мира на Украине. 30 ноября Шольц заявил о неприемлемости выдвижения России каких-либо ультиматумов, поскольку они угрожают безопасности Германии.
Как видно, Шольц достаточно серьёзно относится к военным предупреждениям Москвы, таким как весенние учения тактических ядерных сил и недавние натурные испытания гиперзвуковой ракеты средней дальности, и не зря, ведь собственного ядерного арсенала у Германии нет. Попытки спрятаться за всё теми же Taurus как за «средством сдерживания», очевидно, смешны, так что канцлеру волей-неволей приходится уравновешивать риторику уповающих на призрачную безнаказанность лидеров Великобритании и Франции и собственных «ястребов».
Очень кстати одним из последних является прямой конкурент Шольца на предстоящих в феврале парламентских выборах, глава партии христианских демократов Мерц, который решил привлекать избирателя (и, что куда важнее, благосклонность «европейской семьи») образом «крутого» военного вождя и угрозами в адрес России. Тут уж Шольцу ничего не остаётся, как надеть перья «голубя», потому что это чуть ли не единственный аспект, в котором он выглядит привлекательнее соперника.
Кстати сказать, в стремлении понравиться внешним силам нынешний канцлер «суверенной» Германии ничуть не отстаёт от своего потенциального сменщика, но если Мерц оглядывается на хозяйку ЕС фон дер Ляйен, то Шольц – скорее на Трампа и его «план мира». В этом смысле визит «Ливерного» в Киев именно сейчас совершенно не случаен.
(Нихт) капитулирен!
Как мы знаем, 28 ноября избранный президент США назначил своим спецпосланником по Украине отставного генерала-авиатора Келлога, после чего обсосанный до костей мифический «план Трампа» наконец-то обрёл реальные черты «плана Келлога», в общем, сформулированного ещё полгода назад. В принципе, единственным существенным отличием этого варианта заморозки конфликта от всех предыдущих является как будто чуть более благожелательный к РФ тон, хотя фактически его условия (вступление Украины в НАТО, но чуть позже, «репарации» и прочее) всё так же неприемлемы для Москвы.
Тем не менее именно эту мульку новая администрация Штатов намерена продвигать под соусом «урегулирования», и именно под неё начинают подстраиваться те европейские политиканы, которые намерены дружить с Трампом. Шольц, насколько можно судить, тоже в этой компании, даром что самый бестолковый канцлер в истории ФРГ, вот и спешит выслуживаться в колпаке парламентёра.
Характерно, что «спешит» здесь не просто фигура речи. Всего за пару дней до визита Шольца, 30 ноября, Зеленский в интервью британскому телеканалу Sky News обмолвился, что якобы готов пойти на «временную» уступку территорий в обмен на членство Украины в НАТО. По сравнению со всей его предыдущей риторикой это заявление прозвучало так неожиданно, что многие на Западе решили, будто украинский фюрер сломался и почти согласен на переговоры.
Уже 1 декабря в Киеве объявилась едва вступившая в должность обер-дипломат Евросоюза Каллас, которая прямо с перрона бросилась уговаривать Зеленского «просто повоевать» ещё какое-то время. В схожем ключе закукарекали и прочие «ястребы»: к примеру, генсек НАТО Рютте советует Киеву сначала дождаться новых поставок оружия и отвоевать пресловутую «сильную переговорную позицию», а премьер Великобритании Стармер – не соглашаться ни на какие возможные гарантии безопасности, кроме полноценного членства в альянсе.
Шольц, очевидно, обрабатывал «клиента» с другого бока – или, точнее сказать, попытался это сделать, но не особо успешно. После визита немецкого канцлера Киев не делал никаких новых заявлений о возможных уступках, наоборот, снова зазвучали речи о «решающем моменте» и требования ради перемоги дать всего побольше и немедленно. Ни о каком «сломе» готовности Зеленского держаться за кресло до последнего украинца говорить не приходится.
Впрочем, судя по страдальческой маске Шольца в Киеве, он и не особо рассчитывал склонить узурпатора к сотрудничеству – отработал номер, а там хоть трава не расти. Правда, для самого канцлера выгода от поездки неочевидна: конечно же, перед новой «миролюбивой» инкарнацией дяди Сэма он отличился, но, с другой стороны, ради этого пришлось поручкаться с Зеленским и принять его «проклятие». Какая из этих двух колдовских сил решит судьбу Шольца, выяснится уже совсем скоро.
Михаил Токмаков
Комментарии