Стремительно наступающие в Сирии «бармалеи» гонят наши корабли из Тартуса
На модерации
Отложенный
В США полагают, что возвращение русской эскадры в Севастополь исключено. Ей придется отступать на Балтику
На фото: фрегат «Адмирал Флота Советского Союза Горшков». (Фото: Пресс-служба Минобороны РФ/ТАСС)
Сергей Ищенко
Утро 3 декабря началось с ошеломляющей новости из Сирии: моторизованные колонны боевиков, несколько дней назад атаковавших город Алеппо и одноименную провинцию в целом, уже всего в 35 километрах (21 миле) по прямой от российской авиабазы Хмеймим и причалов Тартуса, единственной опоры нашего постоянного оперативного соединения ВМФ в Средиземном море. Такие сведения, основываясь на своих источниках в разведке США, распространил американский специализированный интернет-канал Naval News.
А что такое в современной войне дистанция в 35 километров? Это уже в пределах досягаемости обычной полевой артиллерии. Про даже самые примитивные тактические дроны-камикадзе, наличие которых в своем арсенале наступающие «бармалеи» в ходе нынешних боевых событий в Сирии подтверждают едва ли каждодневно, и упоминать излишне.
Прорыв противника стал возможен после недолгих боев бандформирований с войсками Башара Асада за город Калаат аль-Мадык вблизи административной границы провинций Хама и Латакия. Как раз на территории последней Хмеймим с Тартусом и расположены.
Предпринятые 2 декабря нашей боевой авиацией попытки вмешаться в события под Калаат аль-Мадыком ракетно-бомбовыми ударами особых результатов не принесли. Расположенный большей частью на выгодных для оборонительных действий высотах, этот городок с 13-тысячным населением (по преимуществу суннитским) пал слишком быстро. Как, впрочем, до него за пару последних дней пали и десятки других больших и малых населенных пунктов Сирии. Откуда правительственные части в панике попросту бежали почти без сопротивления.
Таким образом, совершенно внезапно сформировалась новая явная угроза российскому военному присутствию не только в Сирии, но и в Средиземном море. Ведь в случае, если мы — не дай бог! — потеряем Хмеймим и Тартус, стратегическим интересам нашей страны не только в Средиземном море, не только на Ближнем Востоке, но даже и в Африке будет нанесен невосполнимый военно-политический урон. Поскольку слишком много кого и много чего очень существенного доставляется туда транзитом через эти наши военные базы.
Однако это «если» — о большой политике Москвы. Сейчас, как представляется, не менее насущным выглядит и другое. Если события в ближайшие дни уже на территории провинции Латакия станут развиваться в том же, просто катастрофическом для нас, направлении, раньше всего прочего придется думать о спасении из Сирии всего, что мы успели там накопить за последний почти десяток лет.
Чтобы понять, какого масштаба проблема в таком случае встанет перед Минобороны и Генштабом ВС РФ, просто бегло перечислим, чего и сколько у нас на этих двух базах. Со дня, когда Москва впервые после распада СССР решилась силой оружия вмешаться в события на Ближнем Востоке.
В открытом доступе отсутствует информация об общей численности нашей группировки в Сирии. По иноземным СМИ «гуляют» числа от 3 до 5 тысяч военнослужащих. На пике боевых событий в прошлом, как указывают те же источники, наших в тех краях бывало и до 15 тысяч. Основную часть группировки России в САР составляют наземные специалисты и летный состав Воздушно-Космических сил. А также специалисты по ПВО, логистике, разведке и инженерные войска, все минувшие годы постоянно участвующие в разминировании объектов.
Боевое управление действиями группировки осуществляется с территории аэродрома Хмеймим. Тут же меняющееся в зависимости от обстановки в стране пребывания и вокруг нее количество самолетов тактической и военно-транспортной авиации. Среди которых фронтовые бомбардировщики Су-34 и Су-24, штурмовики Су-25, многоцелевые истребители Су-30СМ и Су-35. Рядом стоянки вертолетов армейской авиации.
Все это от ударов с воздуха надежно, как считается, прикрыто зенитными ракетными комплексами С-400, С-300 и «Панцирь-С1». А на случай попытки атаки с моря вблизи Тартуса установлены береговые противокорабельные ракетные комплексы «Бастион» со сверхзвуковыми «Ониксами».
В распоряжении сухопутной части нашего гарнизона в тех краях, костяк которого составляют подразделения Сил специальных операций, морской пехоты и военной полиции, бронетранспортеры БТР-82А, танки Т-90 «Прорыв», бронеавтомобили «Тигр» и «Тайфун». А также самоходные артиллерийские установки различного калибра.
Понятно, что ради поддержания высокой боеготовности всего этого воинского «добра» мы после 2015 г. точно переправили в Сирию еще и тысячи тонн всевозможных грузов.
Понастроили ремонтных мастерских, столовых, казарм, полевых госпиталей и прочего. Вы только представьте, что будет, если ввиду вполне возможного неблагоприятного развития обстановки в районе российских военных базах, хотя бы все самое ценное приказано будет в считанные дни вывозить морем и по воздуху? Это же просто жуть какая-то!
А если не вывозить? Тогда нужно срочно собирать и, не мешкая, переправлять в Сирию военно-транспортными самолетами (иное, похоже, невозможно ввиду дефицита времени) внушительные подкрепления для обороны Хмеймим и Тартуса с сухопутного направления. С учетом происходящих на Украине боевых событий это определенно чревато крайним напряжением для наших Вооруженных сил.
Но — вы заметили? — пока мы ничего не сказали о перспективах кораблей и судов нашего постоянного оперативного соединения в Средиземном море. Если причалы Тартуса для него окажутся потерянными надолго или навсегда, положение может сложиться отчаянное. Да, скорее всего, оно уже складывается.
По сведениям все того же Naval News, российские корабли с понедельника уже начали выходить из Тартуса в неизвестным направлении. Утром 2 декабря от сирийского причала отошел черноморский танкер «Ельня». Еще раньше, как утверждает Naval News, базу покинули все имеющиеся у нас на сегодня в Средиземном море носители высокоточных дальнобойных ракет «Калибр»: новейшие фрегаты «Адмирал Горшков» и «Адмирал Головко» (Северный флот), «Адмирал Григорович» и дизель-электрическая подводная лодка «Новороссийск» (Черноморский флот).
Одно дело, если врага от Тартуса скоро удастся отбить. И нашим морякам, переждавшим опасности вторжения в открытом море, получится вернуться туда, откуда не по своей воле пришлось слишком быстро отходить. А если отбиться не удастся?
Откровенно торжествующе взирающий на эту печальную для нас картину Naval News вовсю старается накаркать России. По его мнению: «Теперь кажется возможным, что порт в конечном итоге будет атакован и вскоре вынужденно заброшен (русскими — „СП“). Ожидается, что их военные корабли отравятся из Средиземного в Балтийское море. Возможно, по пути им придется искать временную безопасную гавань в Алжире или Ливии».
И как при таких обстоятельствах самым горьким образом не пожалеть, что Москве до сих пор не удалось реализовать носившуюся год назад буквально в воздухе идею по созданию второй нашей военно-морской базы в Средиземноморье? А именно — в ливийском порту Тобрук.
По информации Bloomberg, предварительные договоренности об этом были достигнуты в сентябре 2023 г. во время встречи в Москве 79-летнего маршала Халифы Хафтара, главнокомандующего Ливийской национальной армией, с Владимиром Путиным. Взамен, пишут американцы, Хафтар хотел бы получить от России передовые системы ПВО.
Но дальше — ни слуху, ни духу. В чем оказалась загвоздка для нас с действительно отличным глубоководным ливийским портом Тобрук? На этот счет одни предположения. Но второй базы в Средиземноморье у России как не было, так и нет. Рассчитывать на Тобрук мы, скорее всего, можем лишь в варианте кратковременного делового захода для пополнения запасов топлива и воды. Не более.
Но почему Naval News уверен, что при худшем варианте развития событий путь отхода у нашего флота из Сирии единственный — на Балтику? Потому, пишут они, что курс от Босфора на Севастополь русской эскадре в состоянии преградить стаи украинских ударных катеров-дронов из Одессы и Очакова. Уже давно серией предыдущих серьезных ударов фактически загнавших корабли Черноморский флот из Крыма в Новороссийск.
«Если Россия вынужденно откажется от Тартуса, это будет иметь для нее труднопредсказуемые геополитические последствия», — заключает свои рассуждения американский военно-морской эксперт. И тут, хочешь — не хочешь, придется согласиться.
А еще одним свидетельством крайней обеспокоенности Москвы нынешней обстановкой в Сирии, вероятно, следует считать почти мгновенную отставку с должности командующего нашей группировкой в этой стране генерал-лейтенанта Сергея Киселя. Того самого, что в 2022 г. в роли командующего 1-й гвардейской танковой армией пытался освободить от украинских нацистов Харьков.
За серьезную и кровопролитную неудачу в той операции Кисель был освобожден от должности и отправлен дослуживать в Сирию. И там «дослужился», похоже. Поскольку уже через считанные дни после начала боев в этой стране стало известно, что бывший командующий группировкой отозван в Москву.
Как сообщают СМИ, на место Киселя выправлять ситуацию в Сирии срочно направлен Герой России генерал-полковник Александр Чайко. Прежде дважды побывавший в этой должности на Ближнем Востоке — с сентября 2019 по ноябрь 2020 года. И с февраля по июнь 2021 года.
Комментарии