Кто заменит "Батьку"
На модерации
Отложенный
26 января 2025 года России предстоит выдержать серьёзное испытание – президентские выборы в Белоруссии, одной из важнейших для неё стран. Она традиционно была нашим «щитом», о который неизменно «тупились вражеские мечи», нацеленные на Москву. Кроме того, союз с Белоруссией служит Кремлю идеологическим символом исторического славянского единства.
Россия и Беларусь тесно связаны и экономически.
Минск имеет особое значение в насыщении рынка РФ продовольствием, когда российские сельхозпроизводители выкручивают Москве руки, повышая цены на свою продукцию, а поставки нам белорусской техники от тракторов до большегрузных машин минимизируют наложенные на РФ западные санкции, не допуская критического дефицита тяжёлой техники.
Белоруссия тоже тесно привязана к России. Для Лукашенко, также обложенного западными санкциями за подавление протестов 2020 года и поддержку российской спецоперации против Украины, РФ является спасительным каналом сбыта белорусской продукции и источником доходов.
С другой стороны, секрет конкурентоспособности белорусских товаров на мировом рынке также объясняется помощью России: Минск получает российские нефть, газ, электроэнергию по ценам ниже рыночных, благодаря чему белорусские товары заметно дешевле западных аналогов и успешно конкурируют с ними в небогатых странах третьего мира.
РФ регулярно выделяет Минску на весьма льготных условиях многомиллиардные кредиты, которые Лукашенко возвращает крайне редко и неохотно (если вообще возвращает), считая их законной платой России за то, чтобы «в Беларуси не было НАТО».
Когда Батьке особенно требовались деньги, он, понимая свою значимость для России, пускался во флирт с Европой и США, демонстрируя «многовекторность» своей политики. Получив «помощь», Лукашенко делал столь приятные российской стороне заявления «об исторических связях России и Беларуси», чтобы потом вновь взяться за старое.
В общей сложности Москва подарила Минску многие десятки миллиардов долларов – с учётом поставок сырья и заниженных по сравнению с другими странами таможенных сборов с поставляемых в РФ белорусских товаров.
НЕПОТУШЕННЫЙ МЯТЕЖ
Александр Лукашенко бессменно правил Синеокой последние 30 лет, переизбираясь на президентский пост шесть раз. Однако августовские выборы 2020 года омрачили протесты населения, несогласного с официальными результатами относительно безоговорочной победы А. Лукашенко, получившего 80 % голосов. Оппозиционная же кандидат Светлана Тихановская заявила о своём выигрыше и о фальсификациях в пользу Лукашенко.
С итогами результатов президентских выборов в 2020 году согласились не все и по стране прошли массовые выступления
Белоруссию сотрясли массовые выступления. Забастовали многие трудовые коллективы, включая всемирно известные заводы БелАЗ и МАЗ. Далее недовольство выплеснулось на улицы. Массовые протесты переросли в столкновения с силовиками: с обеих сторон пострадали полторы тысячи человек, включая погибших (по данным оппозиции, от 4 до 12).
Подавить беспорядки, одним из лозунгов которых стало традиционное «Беларусь в Европу, Лукашенко в ж…!», удалось с невероятным трудом. Западные СМИ утверждали, что произошло это благодаря помощи, якобы оказанной Батьке Москвой.
Основные протесты развернулись в Минске
Свою роль сыграла и непреклонная позиция самого Лукашенко, появившегося в разгар событий перед защищавшими его резиденцию омоновцами с автоматом в руках и демонстрирующего готовность стоять до конца.
БУДЕТ ЛИ ПОВТОРЕНИЕ БЕЛОРУССКОГО АВГУСТА?
В результате оппозиционные выступления пошли на спад и в 2021 году прекратились вовсе. Впрочем, говорить о полном разгроме противников Батьки не приходится. Ведь никуда антилукашенковские настроения в стране не делись. И на то есть причины.
С одной стороны, многие белорусы банально устали от бесконечного «дня сурка» – бессменного вечного правления Батьки, который крайне жёстко подавляет оппозиционные настроения.
Имеется и финансово-экономическая основа протестов. Казалось бы, никто в Беларуси не голодает. Работа в стране есть, и даже в глубинке вроде Гродно редко кто зарабатывает в месяц менее 500 долларов. Более того – хорошо знакомые автору этой статьи недовольные Батькой белорусские граждане дважды в год отдыхают на заграничных курортах.
«Так чего же они хотят?» – раздражённо спросит читатель.
Дело в том, что многие белорусы считают уровень жизни соседних стран Евросоюза более привлекательным, чем на Родине. И потому работают в европейских странах, включая Германию, Австрию, Польшу и Чехию.
Соответственно, многие белорусы, особенно молодые, мечтают испить из «европейских молочных рек с кисельными берегами» и желают, чтобы их Родина «подтянулась» к стандартам жизни Евросоюза. Причину внешнего европейского благополучия они усматривают в сменяемости власти в странах ЕС, в отличие от Беларуси с её «вечным Лукашенко».
И хотя, на первый взгляд, положение дел в Беларуси и позиции Москвы в ней стабильны – оказанная Западом в 2020 году поддержка оппозиции, кажется, загнала многовекторного Батьку в угол, хотя полностью исключать возобновление им попыток политических манёвров с Западом нельзя.
После президентских выборов 2020 года, оппозиционный кандидат Светлана Тихановская вынуждена была покинуть страну и теперь призывает бойкотировать голосование в 2025 году
Не может не тревожить Россию и наличие почвы для возобновления протестов в столь значимой для неё стране. Особенно когда Москва оказалась скованной Украиной.
Напомним, что Евросоюз и вообще Запад не признали последние выборы. Тогда премьер-министры Польши и Чехии потребовали от Лукашенко проведения перевыборов, но он, по их версии, ответил: «пока вы меня не убьёте, новых выборов не будет». А раз так, то и нынешнее голосование Запад не намерен признавать. Например, 7 ноября парламент Чехии заявил, что поскольку на выборах 2020 года основные оппозиционные кандидаты оказались в тюрьме или эмиграции, выборы 2025 года также не могут считаться легитимными.
ПРЕДВЫБОРНЫЙ РАСКЛАД
Что же касается нынешних, седьмых по счёту для Лукашенко президентских выборов, то каких-то сенсаций не ожидается. Судя по всему, действующий глава государства традиционно победит в первом туре с решительным перевесом. Прежде он стабильно получал на выборах 75–83 % голосов.
«Непримиримая» оппозиция в лице Светланы Тихановской и Ко, находящаяся за пределами Беларуси, призывает бойкотировать голосование как «изначальный фарс в политическом театре Лукашенко», а другие официальные конкуренты Батьки на президентский пост являются выборными спойлерами, призванными украсить его победу. Среди них Олег Гайдукевич, председатель Либерал-демократической партии Беларуси, председатель фракции белорусских коммунистов в парламенте страны Сергей Сыранков и малоизвестные за пределами Синеокой Диана Ковалёва и Александр Хижняк.
Однако участие в выборах Анны Конопацкой, дочери первого «официального» долларового миллионера Анатолия Трухановича, теоретически способно «оживить» их.
Она не скрывает своих связей с Западом – бывает на слушаниях в Европарламенте по Беларуси, посещает штаб-квартиру НАТО как приглашённый гость, и, наконец, её дочь учится в Австрии. Причём ещё будучи депутатом белорусского парламента, она призывала разорвать связи с Россией и выйти из Евразийского экономического союза, СНГ, Организации договора коллективной безопасности (ОДКБ) и Союзного государства.
В 2020 году Конопацкая уже пыталась конкурировать на выборах с Лукашенко, но с треском провалилась, получив лишь 1,67% голосов избирателей. С поражением она не согласилась, назвав себя жертвой фальсификаций, и даже на словах поддержала вышедшую на улицы оппозицию. Что, впрочем, не мешает ей вновь пойти на выборы.
Действия Конопацкой за «подыгрывание режиму» резко критиковала претендующая на роль главной оппозиционерки Светлана Тихановская, считающая, что после августа 2020 года «участие в псевдовыборах Лукашенко равносильно добровольной службе ему».
А более радикальные оппозиционеры вообще намекали на связи Конопацкой с белорусским КГБ. Она, якобы участвуя в выборах, выполняет задание чекистов по вбиванию клиньев в ряды противников Лукашенко. Критики Батьки из представителей «непримиримой» оппозиции также утверждают, что реально опасные противники Лукашенко вроде Виктора Бабарико, снятого перед самым голосованием 2020 г., сидят в тюрьме или эмиграции и уж точно не участвуют в выборах.
Показательно, что самого Батьку Конопацкая критикует весьма дипломатично, явно не переходя границы дозволенного, но зато в отношении других оппозиционеров, особенно Тихановской, которая мешает ей «забороть тирана», не сдерживается.
ВЫБОРЫ–2025 КАК ВОЗМОЖНОСТЬ ДЛЯ РЕВАНША
Лукашенко опасается возможного повторения тех августовских событий в январе 2025 года. Тем более что сейчас пропасть между Минском и Евросоюзом гораздо глубже, чем в 2020 году. Поддержка Западом и Украиной действий оппозиции заставила Лукашенко изменить собственной «многовекторности» и поддержать российскую спецоперацию против Киева.
По версии белорусских властей, официальный Киев тогда не только резко осудил действия Минска, но и направил сотни украинских боевиков для участия в столкновениях на стороне оппозиции.
Не может не тревожить Лукашенко и активизация действий на Украине созданного при участии польских спецслужб «полка Калиновского» (объявлен официальным Минском террористической организацией) из белорусских мигрантов. «Калиновцы» воюют против российских военнослужащих и мечтают перенести боевые действия «против режима Лукашенко».
Это, в свою очередь, способствует сохранению Батьки в российской орбите. Лукашенко опасается попытки «украинизации» Беларуси и начала польской интервенции под видом захода на её территорию «калиновцев». Так уже было в начале 1920-х гг., когда из Польши в советскую Белоруссию проникали «савинковцы».
И президентские выборы 2025 года – очень удобный момент для повышения ставок в белорусской игре. В случае возобновления массовых протестов «калиновцы» могут попытаться зайти в Беларусь под предлогом оказания помощи «мирным демонстрантам, жестоко подавляемым узурпатором Лукашенко». Такой сценарий позволит Польше начать фактическую войну против Беларуси и свяжет действия России по защите своего белорусского союзника. Ведь в этом случае Польша останется «не при делах».
Одна из причин повышенного внимания официальной Варшавы к Беларуси – проживание в её Брестской и Гродненской областях около 287 тысяч этнических поляков. Это как бы даёт Варшаве основания вмешиваться в белорусские дела, что она уже и делает, раздавая ассоциирующим себя с Польшей так называемую «карту поляка», дающую возможности переехать в Польшу и трудоустроиться, особенно молодёжи (и не только этническим полякам).
«На выборах Евросоюз поддержит Канопацкую, – рассказывает «Совершенно секретно» доцент Российского государственного гуманитарного университета (РГГУ), специалист по странам Евросоюза и Восточной Европы Вадим Трухачёв. – Но она менее удачный кандидат, чем бойкотирующая голосование Тихановская. Дело в том, что в отличие от Тихановской Конопацкая открыто демонстрирует антироссийские настроения. Именно поэтому белорусские власти допустили Конопацкую на выборы. Она им нужна в роли пугала».
С одной стороны, Батька знает, что Конопацкая физически не может победить в стране со значительным процентом русского и пророссийски настроенного населения, а с другой стороны, своей риторикой она подстёгивает Москву поддержать Лукашенко. В любом случае, Запад оценивает её шансы «свалить» Батьку мирным путём невысоко. И поскольку другого оппозиционного кандидата нет, попытки устроить протесты возможны и ожидаемы.
«Впрочем, не восстановившейся после разгрома 2020 г. оппозиции даже с западной помощью вряд ли удастся раскрутить выступления до «августовского» уровня, – считает Трухачёв. – Поэтому Запад готовится к битве за Беларусь на среднесрочную перспективу, чтобы целенаправленно бросить вызов к 2030 г., когда Лукашенко точно уйдёт. Брюссель в качестве сменщика Лукашенко будет искать кого-то типа Цепкало или Бабарико – переметнувшихся людей из «системы». А уже им на смену попытаются привести более подконтрольные Западу фигуры – мужа Тихановской или подобных ему. Причём Польша, Чехия, Австрия и Швеция от имени ЕС и НАТО уже серьёзно взялись за это дело, чему отчасти способствует сам Батька. Столкнувшись с растущим против себя давлением, он пытается его ослабить заигрыванием с националистами-змагарами. Их, вероятно, будут постепенно вводить во власть».
Исход битвы за Беларусь во многом будет зависеть от итогов российской спецоперации, и если с точки зрения Минска наши действия не станут безоговорочной победой, его движение в сторону ЕС усилится.
Российские же перспективы в Беларуси пока весьма плохи, поскольку Москва не работает с гражданским обществом, и у РФ там нет своих кандидатов – вся ставка делается на Лукашенко. Когда в России по настоянию Администрации Президента Республики Беларусь дают эфир перекрасившимся белорусским националистам-змагарам Дзерманту, Шпаковскому и Марзалюку и почти не дают его действительно пророссийским деятелям, это свидетельствует об отсутствии там нашей системной работы.
Как результат – молодое поколение всё больше смотрит в сторону Польши и Чехии, которые, в отличие от России, работают системно. Они уже создали образ славянских государств, успешно вписавшихся в ЕС и НАТО со своими национально-культурными особенностями. И если польские власти ещё могут отталкивать белорусов своей избыточной антироссийской риторикой и неприятием православия, то чехи куда более гибки, и их предложение быть в рамках европейского пространства «правильными русскими» устроит многих белорусов.
«Против России работает и наша миграционная политика. Среднеазиаты, пользуясь безвизовым режимом между Москвой и Минском, проникают через территорию РФ в Беларусь, раздражая местное население. Против нас работает и ЕАЭС – когда в качестве альтернативы Литве белорусам предлагают чуждую ей Киргизию, это не найдёт отклика у белорусов», – уверен опрошенный нами эксперт.
Предположим, однако, что худо-бедно выборы 2025 года не без нашей помощи Лукашенко «вывезет», и с высокой долей вероятности российские интересы в Беларуси на ближайшие пять лет (до 2030 года) будут гарантированы.
Что будет дальше, когда в силу чисто физиологических причин Лукашенко (ему исполнилось 70 лет) придётся оставить власть – непонятно. Реального кандидата на его замену пока что нет ни у России, ни у Запада. А раз так, то внезапно может возникнуть вакуум власти с обострением борьбы за «белорусское наследство». И тогда России придётся экстренно вмешаться в ситуацию, чтобы не допустить прихода к власти в Минске недружественных сил.
Но пока никакой катастрофы нет. Время для решения обозначенных экспертом Трухачёвым проблем на белорусском направлении во избежание реализации «украинского» сценария имеется. Тем не менее готовиться к ожидаемому обострению следует уже сейчас и не только Москве.
Автор: Сергей БАЛМАСОВ
Комментарии