О «сталинских коровах» в послевоенной деревне
На модерации
Отложенный
Для многих деревенских старушек коза - это не только шерсть и молоко, но ещё и способ скрасить одиночество... Фото https://www.photoforum.ru. |
В 50-ые годы прошлого века чуть ли не треть жителей нашей деревни предпочитали держать в личном хозяйстве коз, в то время как во все времена основной кормилицей для деревенской семьи считалась корова, имевшаяся на каждом подворье.
Особенно это было характерно для одиноких деревенских старушек, оставшихся после войны без кормильцев в семье и вынужденных жить максимально экономно, обходясь минимумом затрат на обустройство своего быта. И дело здесь было вовсе не в подорванном здоровье или нежелании обременять себя лишними хлопотами по домашнему хозяйству - причина носила чисто меркантильный характер.
Не побоюсь сказать, что в сталинский период государство старалось душить измученных крестьян со всех сторон. И так - то при нищенских доходах в колхозах их жизнь мёдом не казалась, а тут ещё тяжким грузом давило непомерно высокое налоговое бремя. В первую очередь, так называемый прогрессивный денежный сельхозналог, взимавшийся по вменённой системе. Он имел ежегодную тенденцию к увеличению, которое власти обосновывали «ростом доходов колхозников от индивидуального подсобного хозяйства» и неизменно преподносили, как просьбу самих этих колхозников.
Проиллюстрировать грабительскую налоговую политику в отношении крестьян можно следующими примерами. Так, колхозница С. заплатила в 1950 году налог с коровы, 390 кв. метров огорода под картофель, грядок в 20 кв. метров и полутора гектаров арендуемых сенокосных угодий в размере 540 рублей. Спустя всего два года среднестатистический колхозник, имевший в хозяйстве корову, свинью, двух овец, 0,15 га земли под картофелем и 0,05 га грядок овощей, платил в качестве денежного налога уже более тысячи рублей. Тот высчитывался исходя из годовой нормы прибыли. На корову, к примеру, она в центральной части страны составляла 2540 рублей, соответственно, взимаемый налог составлял около 280 рублей.
Естественно, что при таких условиях содержать корову было просто невозможно, да и невыгодно. Именно поэтому среди крестьян была так высока доля хозяйств, полностью от них отказавшихся в 50-ые годы. Деревенские жители, чтобы хоть как-то выжить, всеми правдами и неправдами стремились снизить налоговую нагрузку, а потому вместо коров повсеместно заводили коз, налог на которых был вдвое ниже. Неслучайно коз в эти годы так и называли — «сталинская корова».
Но помимо денежного на них давил ещё и натуральный налог, являвшийся по сути оброком для крестьянского хозяйства и представлявший собой обязательные поставки мяса, шерсти, молока, яиц, картофеля и пр. Что любопытно, тут совсем не имело значения, имелась ли в хозяйстве какая-либо живность вообще. Это особенно любопытно, если учесть, что в 1950 году никакого скота не имели почти 15% деревенских жителей. Вот и получалось, что иного выхода, как приобретать мясо на рынке и сдавать его государству в счёт налога, у них просто не было...
Деревенская бабуля со своими «коровками».
Фото https://vk-look.com.
Даже если государство порой шло на некоторые послабления налогового бремени для крестьян, то даже при этом они иногда носили явно издевательский характер. Взять, к примеру, 50% скидку на сельхозналог для престарелых и нетрудоспособных членов семей: те получали её лишь в том случае, если прочие трудоспособные члены семьи не помогали им в ведении хозяйства (!). Выходило, что если сын помог своей нетрудоспособной матери вскопать грядки и выкопать картошку, то она лишалась положенных льгот. Интересно, а кто их «закладывал»? Неужто доброжелательные соседи?
Послабление (когда объёмы обязательных поставок были снижены) наступило лишь после смерти вождя народов. А окончательно оброк у советских крестьян был отменён в 1958 году.
Комментарии