White Lives Matter. Тестостерон через край…

На модерации Отложенный

Игорь ФУНТ

Провинциальный сеттинг под разрыв ушных перепонок

Фильм «Безмолвное братство»-2024, The Order18+. США-Великобритания-Канада

Жанр: триллер-драма-криминал
Слоган: «Вернём себе право первородства!»

Режиссёр: Джастин Курзель
Сценарий: Зак Бэйлин, Gary Gerhardt, Kevin Flynn
Продюсеры: Стюарт Форд, Bryan Haas, Джастин Курзель
Оператор: Адам Аркпоу
Композитор: Джед Курзель
Художники: Карен Мерфи, Джастин Людвиг, Dale Marushy
Монтаж: Ник Фентон
В главных ролях: Джуд Лоу, Николас Холт, Тай Шеридан, Марк Мэрон, Джордж Чертов, Daniel Yip, Дэниэл Доэни, Себастьян Пижотт, Джон Варкентин

«Братья и сестры! Неприлично гордиться своей расой!» 
Нацистский манифест из фильма

Ну вот, дождался. Как говорится: моё — так уж в натуре моё. Стэтхемовское. Тут всё: экшн, стрельба-динамика, саспенс, драки, напряжение. Всё, что было у режиссёра Курзеля до того — сделано по следам реальных преступлений, реальных людей и банд. Уж где-где, — но в ролевой модели по невыдуманным событиям — пуд соли точно съеден: «Нитрам»-2021, «Подлинная история банды Келли»-2019. [Не путать с джордановской «Бандой Келли»-2003, хотя из той же крутющей серии.] Также «Сноутаун»-2010. Можно сказать, что подоплёкой и причиной всем бедам, обрисовываемым в картинах Курзеля — вполне тривиальное для Америки действо — чрезвычайная доступность огневых средств поражения, вот и всё: отсюда всяческие «колумбайны», взрывы синагог etc.

Предварим обзор тем, что — первое: — триггером к созданию картины послужил жестокий «штормовой» штурм Конгресса 2021 года. Это и в титрах упоминается. Второе. Неонацистская библия красного цвета: пирсовский бестселлер «Дневники Тёрнера», несколько раз пролетающий в ленте 25-м кадром, — по сегодняшний день не потеряла актуальности у «смятенных» подрастающих поколений. Сколько ещё будет заражённых гитлеризмом поколений «МайнКампф»? — Об этом — фильм. О том — размышления режиссёра, пусть и в крайне достоверной, не размытой, с неприкрытым ужасом кровавых мизансцен — картине. 


Джуд Лоу, Джерни Смоллетт и Тай Шеридан


В основе фильма: роман-расследование «Орден» авторства Г.Герхарда с К.Флинном. Там повествуется о, скажем по-нашему: безбашенных (тупых) нацболах 1980-х гг. Драматургия кино, — в общем-то, предсказуема для подобного «одноактового балета» – сквозного жанра-«стрелялки». К тому же была уже снята документалка «Братство убийств»-1999 с У.Болдуином в главной роли.
Возрастной… нет, лучше изречь: задёрганный жизнью, но — донельзя прожжённый фэбээровский агент Хаск в исполнении оскароносного Дж.Лоу с колинфарреловскими усами десятилетней давности (из «Настоящего детектива»), — связывает сложную цепочку преступлений на почве национальной ненависти. Для чего забирается в «дикие края» на Западном побережье: там явно происходит что-то необычное, несовместимое с христианскими заповедями. Хотя и с накинутым для вида церковным саваном под названием «Церковь для белых». Где прямо под крылышком туземного шерифа радикальные отморозки, вооружившись, занимаются террором, вымогательством с грабежами, владея всеми принципами «достославного» в кавычках фашизма: антисемитизм-расизм-шовинизм. Притом что доселе в сей местности максимум — разве что штрафовали за пересечение сплошной двойной. Видно, то благословенное время прошло…


Николас Холт


Лидер банд-группировки в исполнении Н.Холта — тому порука. Уж слишком он обаятелен и харизматичен, — ну, всё по правилам жёсткого безапелляционного боевика с коллизией: Симпатичный бандит & Уставший полицейский. Взявший на подмогу «всё, что было» в городке — двух молодых помощников: «салагу» в исполнении Тая Шеридана, обречённого на восхищение «клинтиствудовским» шефом. [Не путать с культовым реж. Тейлором Шериданом.] И — бывшую симпотную напарницу детектива — в исполнении Д.Смоллет. 
Тут нехотя проскакивают нотки из вышеупомянутых лопесовского «Настоящего детектива», также от Тейлора Шеридана («Ветряная река»).

Где во главе угла стоит неистребимая тяга настоящих грубых мужиков — с неуютной грустинкой в уголках глаз от постоянного соприкосновения со смертью: — к справедливости любой ценой!! — Ну, и одержимость, несомненно. Вкупе с космическим великолепием горных массивов и резкими операторскими переходами от ураганного грома перестрелок к… внезапно-прозрачной речной тишине. Пора считать трупы, бро. 

Далее. Прочерчивается линия гражданской ущербности, нищеты и несостоятельности — откуда и выползает националистическая идея к объединению во имя… увы и увы, обогащения любой ценой, да. 
Но и тут режиссёр не даёт однозначного ответа: дескать, вот оно, Зло! — Нет. Радикализация ОПГ подвержена идеологическим (схоже религиозным) нарративам — навроде гитлеровского «земного рая» на освобождённых территориях. 
Неонацисты представляют из себя сплочённое в болоте капиталистической бесперспективности боевое братство. Провозглашая святость семейных ценностей и беспрекословную дисциплину — отчего пока всё «идёт по плану»: страшные убийства, поджоги порнокинотеатров, расклейка призывов-манифестов, — что доводит их до состояния послушных, но абсолютно бездушных, свирепых питекантропов в балаклавах. 


Джуд Лоу в роли Терри Хаска на кадре из фильма «Безмолвное братство»


Сценарный инструментарий:

  • Лаконичная драматургия
  • Простота сценарных решений оскароносного З.Бейлина
  • Скупость деталей
  • Противоборство ясности, понятности Зла — с некой туманностью, недосказанностью портретов копов: фирменная режиссёрская фишка.
  • Эпизодическая немногоплановость. Фильм — чистейший пример детективного триллера — без жанровых изысков. 
  • Экшн-сцены — на высочайшем операторском уровне. Что бесспорно ставит ленту в ряд культовых работ: паркеровской «Миссисипи в огне»-1988, джуисоновской «Полуночной жары»-1967.

В итоге становится понятно, группировка «Братство», постепенно крепчая и набираясь сил: — от расклеивания листовок и погонь за инкассаторами, — закономерно приходит к мысли о захвате(!) власти в стране. А почему нет? — Этим посылом автор однозначно отфутболивает зрителя к сегодняшнему «антитрамповскому» дню (хотя лучше сказать «дну») — ненавязчиво, аккуратно: «Make America Great Again!» — То есть их Большая (и рассеянная поначалу) идея приобретает наконец Большой и чёткий резон: «Мы грабим не просто так, а — чтобы совершить революцию во имя белого человека!» — White Lives Matter.

Между делом не грех и поругать малёхо:

  • Чересчур гипертрофированная мускулинность.
  • Признанные типажи «героических героев» вроде молодых М.Манна и Жд. Хэкмена плачут в сторонке над чрезмерно трагическими усами Джуда Лоу вперемежку со шрамом на заросшей груди, — что явно попахивает Николасом Кейджем — в его лучших «шекспировских» полукомичных ипостасях. Но это, думается, уже чисто профессионально-физиогномичное (шутка). 
  • Плюс — перебор с употреблением детективом Хаском веществ, курением-питием. В общем, весь вестерновский набор крутого «железно-несгибаемого» рыцаря с кольтом наперевес. 
  • Внимательный зритель отметит некие жанровые клише: сочетание роскошной природы с неудобоваримым ужасом убийства. (Избитый приём) Также «случайно»-замыленная встреча в лесу двух антагонистов на фоне оленя, что кончается… Всецело по-бандитски, не будем спойлерить. («Бригаду» смотрели?) 
  • Хорошо читаемая зрителем контроверза добротной семьи у главного фашизоида — с семейной неопределённостью «усталого», но непреклонного полицейского.

Итак, сверхэкспрессивный качественный боевик. Не без раскрытия душевных струн — с той и другой стороны баррикад. Ненависть нациста Метьюза ко всем «некачественным» инородным массам — расам. Ненависть федерала Хаска — к беспорядкам и противлению великому Закону great USA. Вечный антагонизм бесконечного голливудского триллера — в неописуемой красоты штате Айдахо: — под названием «Грязная жизнь Среднего Запада». Как предупреждение потомкам — нам. 


Официальный постер фильма