России грозит кризис по сценарию Ричарда Никсона
На модерации
Отложенный
В России завершается волна бурного экономического роста. Даже консервативные оценки Центробанка говорят, что в следующем году он будет немногим выше нулевой отметки. Инфляция перестала реагировать на повышение ключевой ставки и держится на уровне восьми–девяти процентов. Это два из трёх факторов, запускающих стагфляцию. Подобный кризис пережили США, потратив на выход из него более десяти лет.
Если ещё летом о риске стагфляции говорили лишь критически настроенные экономисты, то в последние дни о реальности этого сценария начали предупреждать системные эксперты. Один из последних докладов по данной теме выпустил Центр макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования, методики которого используются Министерством экономического развития, Банком России, Росстатом и другими.
Выступая на последнем пленарном заседании Государственной думы глава Центробанка Эльвира Набиуллина заявила, что не видит предпосылок для развития данного вида кризиса. Она пояснила, что в других странах он стал результатом «необоснованно мягкой денежно-кредитной политики, когда её надо ужесточать». И заверила, что жёсткая позиция регулятора позволит избежать такого сценария.
Однако Набиуллина может говорить лишь о части экономики, на которую способен своими инструментами влиять Центробанк. В неподконтрольной ему части события уже развиваются по пути, которым прошла единственная выбравшаяся самостоятельно из стагфляционной спирали страна.
Путём Ричарда Никсона
Стагфляция – относительно новое и ещё недостаточно изученное явление. Этот термин описывает состояние экономики, находящейся под воздействием сразу трёх факторов – высокой инфляции, торможения темпа роста или падения ВВП, а также роста безработицы. Учёные до сих пор спорят, какие из кризисов ХХ века можно отнести к стагфляции. Единственным хрестоматийным примером единодушно признаны события в США 1973–1984 годов.
Экономист Константин Селянин пояснил «Октагону», что события в Америке имеют общие черты с теми, которые происходят в России сегодня. Одной из причин запуска стагфляции в США в период президентства Ричарда Никсона стал ценовой шок. ОПЕК ввела против Вашингтона эмбарго, вследствие чего нефть подорожала в четыре раза, потянув за собой вверх цены во всех других секторах экономики.
37-й президент США Ричард Никсон (с 20 января 1969 года по 9 августа 1974 года). Фото: Public Domain
Второй причиной, по словам эксперта, стали непродуманные действия американских властей. Они заложили в основу своих действий теорию кейнсианства, обосновывающую вмешательство государства в экономику прежде всего за счёт бюджетного финансирования. Эти методы сыграли первоочередную роль в выходе страны из Великой депрессии, но в 1970-х привели к обратному результату. Излишняя денежная масса усилила эффект от роста цен на нефть.
К маю 1975 года уровень инфляции утроился и достиг девяти процентов. Запустилась так называемая «спираль стагфляции». Её развёртыванию поспособствовали и экономические эксперименты президента США Джимми Картера (1977–1981 года), который своими решениями замораживал уровень цен и зарплат.
Две экономики – две беды России
Селянин считает, что на сегодняшний день в России де-факто существует две экономики: Одна прямо или косвенно связана с оборонным сектором, вторая – с гражданским.
– Официальная оценка роста всего российского ВВП за 2023 год – 3,6 процента.
Это очень много. В экономике, ориентированной на ОПК, всё прекрасно. Её бенефициарами являются 30–40 млн человек – это порядка трети работающих россиян. А что со второй частью? Подробной статистики по ней нет. Оценочные вычисления позволяют предположить, что она показывает околонулевой рост, – говорит экономист.
Собеседник «Октагона» напомнил, что в базовом прогнозе ЦБ рост ВВП в 2025 году ожидается на уровне 0,5–1,5 процента. Другие структуры называют чуть более позитивные цифры. Заградительная ставка ЦБ поставит под сомнение рост производства и в оборонном секторе.
«Выполняющие госзаказ предприятия получают аванс в размере 40 процентов. Остальное им перечисляется после выпуска продукции. Но чтобы произвести продукцию, им нужно кредитоваться».
Константин Селянин
экономист, финансовый аналитик
Пока не даёт значимых результатов и развёрнутая Центробанком борьба с инфляцией. Несмотря на предпринимаемые регулятором усилия, она остаётся на уровне 8,5–9 процентов. Независимые источники при этом говорят о показателях на уровне 20 процентов.
– Есть вопрос лишь по поводу третьей составляющей стагфляции – уровню безработицы. Она не может расти, если в стране физически не хватает трудовых ресурсов, – отмечает экономист.
Можно ли предотвратить или остановить стагфляцию в России?
– Экономисты сходятся во мнении, что стагфляция циклически воспроизводит сама себя. Падение производства влечёт за собой рост безработицы. Снижение доли занятых приводит к падению платёжеспособности населения. При дальнейшем росте цен снова снижается спрос и производство и так далее, – объясняет Константин Селянин.
Выйти из усугубляющей в стране бедности и неравенства по «спирали стагфляции» крайне непросто. Властям приходится бороться с противоположными по своей сути явлениями. Пытаясь обуздать инфляцию, власть рискует ещё больше затормозить экономику. Попытки «разогреть» её с большой долей вероятности ведут к росту инфляции.
40-й президент США Рональд Рейган ( c 20 января 1981 года по 20 января 1989 года). Фото: Public Domain
США вырвались из порочного круга за счёт внедрения «рейганомики». Такое название получил комплекс антикризисных мер, реализовавшихся в период нахождения на посту президента страны Рональда Рейгана. Главными его шагами стали снижение налогов и принятие пакета антимонопольных мер. Эти действия спровоцировали предпринимательский бум и рост производства. Снизился минимальный финансовый порог для выхода предприятий на рынок. За короткий срок восстановился спрос на трудовые ресурсы, уровень инфляции упал до двух–трёх процентов, что соответствовало антикризисному уровню.
– Дальнейшее развитие событий в российской экономике будет зависеть от действий властей. Если Рейган в своё время снизил налоги, то в России налоги повышают. Рейган предпринимал антимонопольные меры. Будет ли российская власть разбивать действующие в стране монополии? Можем ли мы, например, сегодня представить деление Роснефти на несколько компаний? Напротив – поступают сигналы о возможности присоединения к ней других компаний, – анализирует эксперт.
Другие способы предотвращения или преодоления стагфляции в экономической науке не упоминаются.
Константин Джултаев
Комментарии