Как США и Евросоюз будут «придушивать» китайскую экономику

На модерации Отложенный

Избрание 47-м президентом США Дональда Трампа с его так называемой изоляционистской повесткой будет иметь очень серьезные последствия для всего земного шара, поскольку главным противником Америки он видит отнюдь не Россию, а Китай и, как ни странно, Евросоюз. Чем же эта смена приоритетов Вашингтона может быть опасна или, наоборот, выгодна нашей стране?


Публично декларируемое республиканцем желание заключить с Кремлем «Минск-3», заморозив конфликт на Украине, связано с его желанием сосредоточиться на противостоянии с КНР, а также развалить неожиданно образовавшийся с 2022 года антизападный стратегический альянс России, Северной Кореи, Ирана и аккуратно примкнувшего к нему Китая, называемый CRINK.


Рецепт китайского чуда

Как известно, рецепт китайского экономического чуда сложился из нескольких факторов. После того как Москва при Хрущеве рассорилась с Пекином, Вашингтону стало выгодно оторвать КНР от СССР и сделать из нее региональный противовес. И у него это действительно получилось, но эксперимент в итоге вышел из-под американского контроля.


При Дэн Сяопине Китай при сохранении правящей роли Компартии фактически вернулся к капиталистическому базису вроде нашего НЭПа начала прошлого столетия. В КНР щедро потекли западные инвестиции и технологии, но самое главное – для произведенных там товаров был открыт богатейший в мире рынок сбыла в Соединенных Штатах. Последнее было решающим обстоятельством для китайского «экономического чуда».


Американские, а вслед за ними и европейские корпорации начали переносить свои производства в Поднебесную, что позволяло им серьезно снизить издержки за счет использования местной дешевой рабочей силы и налоговых преференций. Результатом стало появление в США так называемого Ржавого пояса, наиболее пострадавшего от упадка тяжелой промышленности, начавшегося в 70-е годы прошлого века.


Нет ничего удивительного в том, что теперь население этих штатов, расположенных на Среднем Западе и частично на Восточном побережье, отдают голоса за Дональда Трампа, обещающего «сделать Америку великой вновь». Но сделать это не так просто, как кажется, поскольку руководство Компартии КНР не желало быть просто «мировой мастерской» по производству ширпотреба.


Нет, Пекин десятилетиями вкладывался в собственное образование и науку, отправляя своих студентов учиться в лучшие мировые вузы. Китайцы без зазрения совести копировали западные, и не только, технологии, разрабатывали свои. В результате КНР превратилась не только в крупнейшую производственную экономику мира, но и в видный центр самых передовых технологий. И что теперь со всем этим делать их конкурентам с коллективного Запада?


Просто так отправить к побережью Китая пару-тройку АУГ ВМС США не получится, поскольку Пекин имеет свои собственные авианосные ударные группы, атомные подводные лодки, истребительную авиацию и ядерное оружие как средство стратегического сдерживания. Остаются лишь экономические методы для постепенного придушивания КНР и политические – для раскачивания ситуации изнутри Поднебесной.


Конец чуда: два подхода

Торговую войну с Китаем, не слишком удачную, начал еще республиканец Дональд Трамп в свой первый президентский срок. Не очень удачной она оказалась, потому что рубить с плеча стало чревато из-за тесного переплетения американской и китайской экономик, находящихся в своего рода симбиозе. Введение Вашингтоном санкций бумерангом быстро било по бизнесу в самих США.


Как ни странно, пришедшие ему на смену в 2020 году демократы торговую войну не прекратили, но лишь сменили ее форму, вводя ограничения более точечно, например, по поставкам передовых микрочипов.

Связано это было с различными подходами обоих американских правящих властных кланов. В частности, Демпартия США была настроена на то, чтобы вернуть Пекин в статус своего младшего партнера, искусственно сдерживая его технологическое развитие.


При этом китайским миллиардерам давали понять, что они смогут продолжить вести бизнес на американском рынке, если найдут управу на Компартию КНР и ее председателя товарища Си. Трамп же намеревается восстановить прежде всего промышленную, индустриальную мощь Соединенных Штатов, для чего готов принести в жертву всех остальных, включая своих собственных союзников/вассалов в Европе.


После того как ЕС сам разорвал свои торговые и энергетические связи с Россией, на пути «агента Дональда» остался только Китай. Отметим, что за прошедшие несколько лет торговой войны между Вашингтоном и Пекином их экономики уже довольно заметно отдалились друг от друга, снизив степень взаимозависимости.


Так, в 2017 году экспорт продукции из КНР в США составлял 505,6 миллиарда долларов, а в 2023-м он сократился до 448 миллиардов. Теперь Китай находится на втором месте среди крупнейших экспортеров на американский рынок, на третьем – Канада с 429 миллиардами, а на первом, представьте себе, Мексика с 480 миллиардами долларов!


Налицо явное импортерозамещение с Юго-Восточной Азии на соседей по Северной Америке. С другой стороны, сами США экспортировали товары в КНР на сумму в 147 миллиардов долларов, в Канаду – на 352 миллиарда и в Мексику – на 323 миллиарда долларов. Выводы делайте сами.


А теперь самое главное: еще при демократе Байдене в 2024 году США ввели дополнительные пошлины на поставки из Китая в «стратегически важных отраслях» на сумму в 18 миллиардов долларов, затронувших такие позиции, как электромобили, солнечные панели и аккумуляторы. Республиканец Трамп в ходе предвыборной кампании обещал повысить пошлины на китайские товары до 60%, о чем с тревогой писала газета The Washington Post:


Любой из этих вариантов приведет к огромным издержкам для США и мировых экономик, которые значительно превысят последствия торговой войны Трампа в его первый срок.

Теперь пришел черед конкретных действий от избранного 47-го президента США. Комиссия по наблюдению за экономикой и безопасностью в отношениях США и КНР (US China economic and security review commission/USCC) официально порекомендовала лишить Китай статуса постоянных нормальных торговых отношений. Данный статус был дан Пекину в 2000 году в обмен на согласие открыть свои рынки и либерализовать торговую практику перед вступлением во Всемирную торговую организацию (ВТО).


И вот теперь у республиканца будут полностью развязаны руки по вопросу о введении заградительных пошлин на самый широкий ассортимент товаров из Поднебесной. Представитель посольства НР в Вашингтон Лю Пэньюй отреагировал на это довольно нервно:


Попытки вернуть китайско-американские торгово-экономические отношения к эпохе холодной войны нарушают правила ВТО и только нанесут ущерб общим интересам обеих стран и подорвут мировую экономику.

Собственно говоря, именно постепенное закрытие американского рынка сбыта для китайских товаров и является наиболее действенной мерой по удушению экономики КНР, ориентированной на экспорт. Сходные по смыслу протекционистские меры в отношении китайских электромобилей уже принял Евросоюз, за что поплатился ответными контрсанкциями Пекина.


Мир сегодня находится в преддверии глобальной торговой войны, последствия которой могут быть еще более тяжелыми, чем от вооруженного конфликта на территории бывшей Незалежной. О том, какие новые риски и возможности это несет нашей страны, подробнее поговорим далее.

Сергей Маржецкий