Бюджет, нефть, пенсии, инфляция, вклады и рубли

На модерации Отложенный

Экономика России дошла до точки. Пропаганда чайлдфри запрещена. Что происходит с нефтью. Как победить инфляцию. Что не так с индексацией пенсий. Украдут ли банковские депозиты и долларовые сбережения. Заговор «мировой элиты». Налоги на недвижимость меняются. Сливочное масло: цены и география.

Ян Арт,
главный редактор Finversia

1.

Российская экономика дошла до точки. Об этом на днях заявила глава Центробанка России Эльвира Набиуллина. По ее словам, экономика страны впервые «находится в ситуации, когда задействованы все ресурсы». Имеются в виду, прежде всего, ресурсы кадровые.

В эти же дни Госдума утвердила бюджет страны на 2025 год и, по традиции, бюджетный план на три года вперед. План мало интересен – он все равно ежегодно меняется настолько, что родная мать его не узнала бы (если, конечно, у бюджета есть мать). А вот параметры бюджета на будущий год теперь узаконены. Итак, доходы бюджета в новом году должны составить 40,3 трлн. рублей, расходы – 41,5 трлн. рублей, дефицит, таким образом, – 1,2 трлн. рублей, то есть всего 0,5% от годового ВВП. Структура расходов тоже известна: 13,5 трлн. рублей на оборону, 6,5 трлн. – на социальную политику, 4,4 трлн. – на экономику, 3,5 трлн. рублей – на национальную безопасность и охрану правопорядка, 3,2 трлн. – на обслуживание государственного долга, 2,5 трлн. – на общегосударственные вопросы, 1,9 трлн. – на здравоохранение, остальное – на все прочее.

В общем, с бюджетом все ясно. Но, как известно, «гладко было на бумаге, да забыли про овраги». Чтобы оценить возможные «овраги», нужно посмотреть не только на цифры самого бюджета, но и на то, какие предполагаются вводные.

Предполагается, что инфляция в новому году составит 4,5%, ВВП вырастет на 2,5%, среднегодовой курс рубля в будущем году будет 96,5 за доллар, а цена на нефть российских марок – $69,7 за баррель.

Министр финансов России Антон Силуанов назвал бюджет «структурно сбалансированным». Это он очень скромно выразился – с полным правом можно назвать этот бюджет «бюджетом оптимистов» или «бюджетом энтузиастов». Потому что рубль уже намного ниже 96,5 за доллар, нефть уже чуть дешевле бюджетного прогноза на будущий год, а инфляция – скажем так, немного выше.

Что касается роста ВВП, то не очень понятно, как этот прогноз коррелирует с утверждением, что экономика России УЖЕ задействовала все человеческие ресурсы, как сейчас сказала Набиуллина, и УЖЕ по полной загрузила все производственные мощности, как еще летом констатировали участники Петербургского экономического форума? На чем расти будет?

Эти вопросы остаются открытыми. С бюджетом ясно – с деньгами все более-менее в порядке. А вот что делать с кадрами и мощностями – это надо думать. Как говорил кот Матроскин, «средства у нас есть – у нас ума не хватает».

2.

Теперь посмотрим, что происходит по части каждой из вышеназванных «вводных» бюджета.

Сначала – о кадрах. Проблемой демографии озаботились еще полтора года назад. Краткий аудит предложений, прозвучавших за это время: девушкам пожертвовать карьерой и образованием ради рождения детей, вернуть советский налог на бездетность, обязать работодателей контролировать деторождение у подчиненных, запретить пропаганду идеологии бездетности. Последнее предложение недавно обрело силу закона: Госдума утвердила в ноябре запрет на публичную пропаганду идеологии чайлдфри. Как сообщается, «распространение информации, пропагандирующей отказ от рождения детей, будет запрещено в интернете, СМИ, кино и рекламе».

Что конкретно будет считаться пропагандой бездетности – не очень ясно. Но на всякий случай стоит воздержаться от того, чтобы постить в соцсетях сомнительные песенки вроде «У меня сестренки нет, у меня братишки нет». Мало ли…

Впрочем, брянское издание «Брянск Today» открыло свой рецепт решения демографической проблемы. Во всяком случае, если судить по сенсационному заголовку «Брянские сотрудники ДПС помогли девушке стать многодетной матерью». Впрочем, не стоит поддаваться магии заголовка – все проще, в самой публикации речь идет о том. что два сотрудника дорожной полиции помогли доставить беременную женщину до роддома…

Теперь – о нефти как одного из столпов бюджетных планов. Цены на нефть удается удерживать от прогнозируемого некоторыми экономистами падения: страны-участницы ОПЕК+ в очередной раз сумели договориться о добровольном сокращении добычи нефти хотя бы до конца этого года, чтобы поддержать уровень цен, Москва и Эр-Рияд заявляют, что намерены договариваться и в дальнейшем.

Эта история означает, что снижение нефтяных цен вовсе не предрешено.

А вот внутри России по части нефти есть вопросы. Недавно нефтяные компании, ведущие добычу в Западной Сибири, попросили помощь от казны в добыче трудноизвлекаемых запасов нефти. В переводе с профессионального на русский: снизить налоги с добычи части нефти.

И возникает три вопроса.

Первый: коль скоро доходы бюджета планируется увеличить, в числе прочего, за счет повышения налогов на самых обычных россиян и бизнесов, то насколько логично в этой же ситуации снижать налоги на нефтяных магнатов?

Второй: раз уже Россия вместе с ОПЕК+ договорилась СОКРАЩАТЬ добычу нефти ради поддержания цен и это уже давний процесс, так может именно в этот момент проще не налоги убирать, а не извлекать неизвлекуемое?

Ну и третий вопрос, риторический. Недра в России в основном принадлежат государству. Государство их отдает в концессию бизнесу, чтобы получать с этого доход. Так как же так получается, что государство должно отдавать недра бизнесу и еще доплачивать за их использование? Хотя, тут, понятное дело, логика может быть другой. И опять вспоминаем кота Матроскина: «Корова государственная. А все, что она дает, молоко или телят, наше!»

3.

Теперь по части инфляции, которая, согласно бюджетному плану, в новом году должна снизиться до 4,5%. Выступая в Госдуме, Эльвира Набиуллина сказала, что жесткая денежно-кредитная политика и высокая ключевая ставка должны помочь снизить инфляцию до 4,5-5% в будущем году и после этого можно будет говорить о снижении ключевой ставки. И пока мы находимся в (цитирую) «переломной точке». «То-то мы думаем, что у нас все ломит, особенно – ломят цены». – подумали догадливые россияне и робко поинтересовались, сколько еще нам находится в «переломной точке»? Потому что у некоторых эта «переломная точка» как началась в старшей группе детского сада, так и не кончается. А иные вообще полагают, что мы находимся в «переломной точке» примерно с февраля 17-го года (не подумайте, что этого века).

Вообще, глава ЦБ выступила предельно аккуратно, без заявлений о неизбежности победы над инфляцией и без однозначных обещаний уже скоро снизить ставку. За что ее, разумеется, уже критикуют присяжные критики.

Тем паче, что, как сообщает Russia Today, ученые из Российской академии наук нашли способ борьбы с инфляцией. Россияне бросились внимать и узнали следующее. Оказывается, России надо либо смириться с высокой инфляцией, либо (цитирую) «добиться ценовой стабильности путем полной остановки экономического роста» (конец цитаты). Переведем с научного на русский: ежели чего не шевелится, то оно и в цене не растет. Или (как вариант): прикинься ветошью и не отсвечивай.

А вот дальше – про непонятное: «Единственным фактором, который может снизить инфляцию в России в нынешних условиях, выступает расширение предложения», – заявили ученые мужи.

И вот тут возникает ненаучный вопрос: каким образом можно расширять предложение через полную остановку экономического роста?

Нет, можно, конечно, заявить, что расширять предложение надо не за счет своего производства, а за счет увеличения импорта, но с чего вдруг импортное предложение поспособствует стабильности цен, если рубль девальвируется, издержки на логистику и оплату товаров растут, обход санкций тоже стоит денег?

Так или иначе, ученые свое мудрое слово сказали. Страна пошла думать, как бы исхитриться и одновременно остановить экономический рост и расширить предложение.

4.

И еще один вопрос про инфляцию. Всю осень говорят то о рисках увеличения ее темпов, то о способах борьбы с ней. Констатировали, что годовые темпы инфляции достигли 9%, потом немного припали, но есть риск ускорения к концу года. При этом УЖЕ принято решение об индексации пенсий с 1 января 2025 года на 7,3%. На этот раз, к счастью, индексация коснется как неработающих, так и работающих пенсионеров.

Пенсия у нас, как известно, индексируется на уровне инфляции. Значит, уже ЗАРАНЕЕ известно, что все-таки по итогам года инфляция составит именно 7,3%? Или уже заранее известно, что статистику по инфляции ПОДГОНЯТ именно под 7,3%?

В общем, одно из двух. Либо инфляция составит именно эту величину и тогда нечего спорить и измерять. Либо уровень индексаций пенсий вызывает большие сомнения.

К чести депутатов Госдумы, там не стали закрывать глаза на эту нестыковку. Как заявил депутат Никита Чаплин, если инфляция окажется выше прогноза, встанет вопрос об увеличении размера индексации. Правда, будет ли этот вопрос решен – это еще не гарантировано.

Кстати, в российском Союзе пенсионеров предложенную индексацию пенсий раскритиковали. В интервью Газета.ру депутат Мособлдумы, председатель Союза пенсионеров Московской области Анатолий Никитин заявил, что «повышение пенсий россиян – это не про улучшение благосостояния пенсионеров, а лишь попытка догнать инфляцию». Причем именно, что «попытка», потому что рост цен на базовые потребности, например, на продукты питания или ЖКХ, превышает (иногда – намного) уровень официальной инфляции.

Вывод, который очевиден, как не старайся его прикрыть: несмотря на индексацию, пенсионеры в новом году станут жить еще хуже, чем в этом.

Так что у пенсионеров – всё тот же вопрос, опять же заданный котом Матроскиным: «А о нас кто подумает?! Адмирал Иван Федорович Крузенштерн?!».

5.

Во время упомянутого выступления в Госдуме глава Банка России коснулась витающей в облаках и интернетах версии о том, что высокие проценты по банковским вкладам – это ловушка, и что вклады либо конфискуют, либо заморозят (по ненаучному – сопрут). Этой теме был посвящен недавний эфир на канале Finversia. Набиуллина назвала разговоры о заморозке вкладов в банках бессмыслицей и заявила, что подобные сценарии в профессиональной среде не обсуждаются.

Так что оснований для беспокойства за рублевые сбережения, по мнению представителей этой самой профессиональной среды, нет. Другое дело – сбережения долларовые. В ноябре известный экономист Валентин Катасонов заявил, что (цитирую) «элита готовит невиданную и неслыханную аферу с деньгами». По его словам, руководство США «прошло точку невозрата» и мировое закулисье задумало нехорошее. Как говорит Катасонов, (опять цитирую) «единственное, над чем сейчас думают «хозяева денег», заключается в том, каким образом держателей доллара можно напоследок хорошенечко «кинуть». Они заставят менять бумажные доллары на цифровые и дадут такую возможность не всем.

«Вот гады!» – подумал в этом месте среднеозабоченный россиянин и бросился судорожно вспоминать, сколько уже раз его «кидали» именно те, кто командует долларами, а не рублями. Впрочем, те, у кого долларов нет, однозначно поддержат эту версию. Потому что для человека, у которого нет. долларов, нет ничего слаще, чем сознавать, что те, у кого они есть, – полные кретины и будущие лишенцы.

Кстати, Валентин Катасонов, не покладая рук, предупреждает о финансовом заговоре мировых заправил уже много лет. И летом этого года предупреждал, и весной. И в 2021 году, и в 2020-м. Россияне пока не все прониклись и некоторые продолжают копать себе могилу, по-прежнему держа доллары в качестве сбережений. Да, доллар за эти пять лет вырос вдвое по отношению к рублю, но ведь это только подчеркивает исходящую от него опасность. В данном случае – опасность цифровизации. На этом фоне даже как-то забывается, что с 1 июля будущего года цифровой рубль будет введен в оборот…

Но есть же и психологический аспект. Разве не приятно знать, что о тебе постоянно думает и про тебя злоумышляет не какой-нибудь сосед Вася из 5-го подъезда, а разбогатевшая несомненно, исключительно на твоих трудах, уме и талантах эта самая «мировая элита»? И не абы кто, а именно Рокфеллер с Ротшильдом только и мечтают, чтобы сделать тебе недоброе?

6.

Помимо сбережений и неминучей гибели доллара, есть новости и по части недвижимости. В Госдуму вносят законопроект в котором предлагается снизить срок владения недвижимостью для продажи без уплаты НДФЛ. Напомню, что сейчас, если вы унаследовали квартиру, то не должны продавать ее в течение 3 лет, а если продадите – обязаны заплатить 13% от цены продажи. Депутаты предлагают сократить этот срок до 1 года. А если речь идет о приобретенной квартире, то с 5 до 3 лет.

В эти дни, кстати, глава Совета Федерации России Валентина Матвиенко предложила вице-премьеру Марату Хуснуллину задним числом оплатить налоги за его дом. Так как 8 лет подключение к электроснабжению у вице-премьера было не оформлено, его дом считался незаконченным и налогов вице-премьер не платил.

«Поскольку вы публично признали, что вы восемь лет жили в незарегистрированном доме, придется вам задним числом налоги-то уплатить. Подать пример остальным», – заявила по этому поводу Валентина Матвиенко, А дальше цитируем Лента.ру: «Придется, если начислят», – со смехом согласился Хуснуллин».

По этому поводу автор вспоминает, как продавал унаследованную от отца половину двухкомнатной квартиры и прозевал срок уплаты налога, поскольку уведомление через гоуслуги или личный кабинет налогоплательщика не приходило. Пришлось оплачивать и сумму налога, и штраф за просрочку. И было совсем не до смеха. И вот теперь, благодаря слушаниям в Сенате, я узнал, что налоги МОЖНО платить задним числом и то, ЕСЛИ начислят. Возникает естественный вопрос: «А что, так можно было?!» Или это только больших чиновников касается?

Кстати, о недвижимости чиновников. Объединение «Ветераны России» выступило с предложением конфисковать у бывшего премьер-министра, а ныне внесенного в реестр иногагентов Михаила Касьянова 5-комнатную квартиру площадью 427 квадратных метров с панорамным видом на Москву-реку и Белый дом и интерьером стоимостью 700 млн. рублей. Эта квартира была предоставлена ему в бытность премьер-министром как служебная, а потом как-то незаметно приватизировалась.

Так что логика предложения вполне понятна. Смущает лишь ОДИН момент из обращения движения. Вот он: «Имущество, предоставленное государством в служебное пользование, не должно становиться средством личного обогащения людей, которые предали Родину».

Вот тут, на мой абсолютно необъективный и частный взгляд, требуется поправка. Чисто стилистическая. Уточнение «которые предали Родину» – лишнее. «Имущество, предоставленное государством в служебное пользование, не должно становиться средством личного обогащения людей» – точка. Потому что иначе можно сделать странный вывод: а если Родину не предали, то имущество государства МОЖЕТ служить средством личного обогащения?»

Впрочем, время сейчас бурное, иногда – не до логики.

7.

Российские кинотеатры давно жалуются на свое удручающее положение. Сначала коронавирусные ограничения, а затем массовое снятие с проката голливудских и европейских картин вызвали и усилили кризис кинопрокатного бизнеса в России. Как заявил член совета Ассоциации владельцев кинотеатров (АВК) Роман Исаев, кинопрокатный бизнес находится «в положении утопающего, который чуть голову может поднять и воздуха хлебнуть».

И вот – очередная ласточка перемен: на месте петербургского «Синема Стар» в торговом центре «Рио» открылся ресторан «The Бык». Так что старое присловье пора менять: теперь из всех искусств для нас важнейшим является вино…

И в завершение – о главном. Ассоциация компаний розничной торговли (АКОРТ) заявила, что рассчитывает на стабилизацию цен на сливочное масло. Так что будоражащая кровь тема масла постепенно сошла со страниц СМИ. Более того, правительственное агентство РИА помогло успокоить россиян, опубликовав сводку, сколько стоит масло в разных странах «Большой двадцатки». Выяснилось, что в пересчете на доллары самое дешевое сливочное масло в Индии ($1,37 за 200 граммов). Венгрии ($1,75) и Португалии ($1,9). На четвертом месте по дешевизне масла находятся США с ценой $1,94 за 200 граммов. В России в середине ноября 200 граммов сливочного масла стоили $2,09, это 8-е место в масляном рейтинге стран G20. Так что особенно волноваться незачем. Тем более, что в Дании 200 граммов масла стоят $4,27, в Болгарии – $3,98, а в Японии – $3,91.

В общем, хороший и объективный рейтинг для успокоения страстей. И, надеюсь, вас не смутит, что Венгрия, Португалия, Дания или Болгария вообще не входят в G20 – не придираться же к заголовку из-за такой ерунды?

Да и в конце-то концов: не маслом единым жив человек.