«Локотская альтернатива» и ее крах. Часть 2

На модерации Отложенный

Николай ВОЗНЕСЕНСКИЙ (Молдова)

ОКОНЧАНИЕ. НАЧАЛО ЗДЕСЬ

В то же время сводить жителей «Локотщины» исключительно к «беспринципным приспособленцам» тоже нет никаких оснований. А лучшее доказательство этому — как раз огромная численность той самой «Русской освободительной народной армии» — под 20 тысяч человек!

Конечно, откровенно «розовые пони» от ненавистников что «голимого совка», что «этой рашки» могут продолжать верить в «полную независимость Локотской республики» от немцев, — включая абсолютно самостоятельный выбор в размере своих «вооруженных сил». Но даже если на миг и допустить такую фантастику — с какой стати «мудрые и талантливые руководители Локтя вкупе с единодушно поддерживающим их народом» решили завести такое совершенно чудовищное по размеру «воинство»? Исходя из заявленных 600 тысяч населения (преимущественно женщин, стариков и детей — мужчины были мобилизованы в РККА еще до подхода немцев) — в 3 % от его общей численности! А от тех, кто способен носить оружие мужчин — на порядки больше. Ведь даже просто прокормить такую ораву оставшимся «гражданским» ой как не просто. Особенно в период неизбежного экономического спада из-за разрыва хозяйственных связей, поставок сырья, сбыта готовой продукции на промпредприятиях, радикального снижения механизации сельского хозяйства и т.д. А ведь, кроме трехразовой сытной кормежки эту банду, размером в добрый корпус, надо было еще снабжать оружием, боеприпасами, топливом — и так далее. Нет, понятно, что значительную часть этих забот взяли на себя немцы, пусть и за счет грабежа советских людей на оккупированных территориях, и не только Локотской округи. Хотя РОНА неплохо справлялась с таким грабежом и сама.

«Грабили население все, кто мог, начиная от рядового полицейского и кончая самим Каминским. За время существования бригады Каминского было истреблено только одного рогатого скота 5 000 голов, не меньше; плюс к этому уведено в Германию около 4 000 голов, не считая свиней, овец и птицы. Скот и птицу главным образом отбирали у семей партизан и лиц, связанных с ними. Обычно когда становилось известно о том, что тот или иной житель деревни находится в партизанском отряде или помогает им, то его семья подвергалась ограблению, забирали все: скот, птицу, продукты и даже одежду. Все вещи, награбленные у населения, хранились в специальном складе у Каминского, который выдавал их своим приближенным».

***

Но зачем вообще было содержать такую ораву вооруженных бездельников на протяжении почти двух лет?! Не только ж для грабежа — особенно если отнимаемое очень даже требовалось «Великой Германии»!? — Да в том то и дело, что бездельничать головорезам РОНА отнюдь не приходилось! Хотя и «освобождать Россию» в духе своего пафосного названия — не приходилось тоже. Во всяком случае — в отдалении от Локтя с окрестностями как минимум до бегства коллаборационистов с гитлеровцами на запад. Стало быть, «работы» всей этой публике хватало и на месте. И не только в виде грабежа мало-мальски ценного у населения «под соусом» «добровольного сбора налогов» — для этого хватило бы и достаточно малочисленных формирований «туземной полиции» по образцу других оккупированных территорий. Просто на территории края было более чем достаточно и советских партизан. Только на территории Орловской области их насчитывалось минимум 20 тысяч.
Вот для хотя бы их сдерживания (о полном уничтожении речь могла идти разве что в «хотелках» нацистов, пришлых и доморощенных) оккупанты и разрешали своим холуям-обербургомистрам завести и содержать со своей помощью крупные карательные силы. Да и то их явно не хватало, учитывая необходимость привлечения в помощь РОНА еще и подразделений как Вермахта, так и его союзников. А что до «тысяч убитых им партизан»… Ну, так киевская пропаганда с началом СВО тоже «убила» в своих сводках уже столько «кацапских орков»… Что по едкому замечанию экс-полковника СБУ Олега Старикова: «По сводкам мы уничтожили уже больше населения всей России, всех уже уничтожили, там никого нет. Я эти сводки уже не смотрю, я на эту глупость не могу смотреть».
Правда, если реальные партизаны куда чаще сами наносили чувствительные потери предателям Родины и их покровителям — то вот мирному населению действительно приходилось несладко. Карателями Каминского только весной-летом 1942 года было сожжено 24 деревни и 7 300 колхозных дворов, разрушено 767 общественных и культурных учреждений. Из одного лишь Брасовского района Брянской области на работу в Германию было угнано 7 тыс. человек. Расстреляно, повешено и замучено более 10 тыс. человек, в том числе сожжено заживо 203 человека. К слову сказать, при Воскобойнике, первом «унтер-фюрере» Локтя, которого часть авторов даже называют «склонным к больше убеждению, чем принуждению», было казнено четверть тысячи только евреев, — не считая около двух тысяч русских. Хотя, конечно, его преемник увеличил этот кровавый список в разы…

*** 

«Адвокаты» «Локотской республики» очень любят умиляться их флагом, «российским трикололом с изображением святого великомученика Георгия Победоносца». — Вот только при этом стыдливо умалчивается о том, рядом с чем соседствовали эти символы. Данный пробел заполнил в своих воспоминаниях Антон Босси-Федриготти, австрийский граф, писатель, в 30-е годы добровольно пошедший служить нацистам. В Локте он был в качестве сотрудника одного из управлений центрального аппарата НСДАП:

«Первое, что бросается в глаза — знамя со свастикой, которое развивается перед зданием штаба группы Каминского. Рядом с этим флагом — знамя с георгиевским крестом. На обратной стороне флага — крест святого Георгия, который занимает такую же площадь, как и свастика на передней стороне. Перед штаб-квартирой… личный состав — частью бывшие красноармейцы, частью добровольцы из деревень. В качестве опознавательных знаков они носят повязки с изображением Георгиевского креста. Над входом в штаб-квартиру висит доска с надписью: „Штаб русской национал-социалистической партии“. Справа изображена свастика, слева — Георгиевский крест. Поверх этой доски установлено большое изображение святого Георгия, убивающего дракона». 

Так что да — локотские нацисты были очень «верующими» людьми. Хотя их истинная вера отчего-то заставляет вспомнить сразу несколько метких образцов народного творчества. В духе «и Богу свечка — и черту кочерга» и «ты либо крестик сними — либо трусы одень». На самом деле, конечно, вопреки сладеньким мифам об «отсутствии антисемитизма» и вообще просто запредельной гуманности Воскобойника, Каминского и Ко их даже официальная идеология была вполне себе нацисткой. То есть — национал-социалистской. Вот весьма показательный отрывок из книги Бориса Вадимовича Соколова «Оккупация. Правда и мифы. — М.: АСТ, 2002». Автор которой, кстати, тоже не демонстрирует особых просоветских симпатий — но все же и не опускается до апологии коллаборационистов:

«Политика Локотской республики строилась по принципу “С Великой Германией — на вечные времена!” 10 октября 1942 года “Голос народа” сообщил, что 5 октября в городском театре им. Воскобойника состоялось торжественное собрание, посвященное первой годовщине освобождения Локотского округа от большевиков. На собрании присутствовало более 400 человек: немцы, мадьяры, бойцы милиции, работники учреждений и предприятий. С приветствием от германского командования выступил полковник Рюбзам — командир 17-й танковой дивизии, которая 4 октября 1941 года очистила поселок Локоть, а 6 октября 1941 года — город Брянск от большевиков.
 — В данный момент, — сказал полковник, — бойцы милиции рука об руку с победоносной германской армией идут к новым победам. Адольф Гитлер даст нам мир, свободу и счастье.
Майор фон Фельдгейм, приветствуя русский народ, особо отметил первого организатора национал-социалистической партии в России и лучшего из людей нашего округа К.П. Воскобойника. Майор благодарил господина Каминского за умелую организацию борьбы с партизанами. Затем Обер-Бургомистр Округа г-н Каминский выступил с ответным словом, передав полковнику Рюбзаму и германским солдатам спасибо от всего русского народа за освобождение населения от сталинского ига.
 — Идеи национал-социалистической Германии и идеи новой России едины, — сказал г-н Каминский. — Мы вместе с Германией и ее союзниками должны победить!..
Докладчик отметил лучших борцов с партизанами: Самсонова, Балашова, Белая и других, проявивших исключительное мужество в сражениях.
 — Только через труд, — сказал в заключение своего доклада г-н Каминский, — русский народ может подняться до уровня великого германского народа и построить новую жизнь на основе двух идей: народ и подлинный социализм». 

В марте 1943 года в Локотском округе была даже официально организована новая «партия».

Один из пунктов ее программы гласил без всяких двусмысленностей:

«Война с Германией с одной стороны и политика в этой войне сталинского правительства — с другой — привели страну к полному обнищанию, к полному уничтожению всех производительных сил страны... В такой тяжелой обстановке приходит к власти Русская Народная национал-социалистическая партия. Она берет на себя ответственность за судьбы Великого Русского Народа и Русского Государства. Она верит, что наша Родина воскреснет и станет цветущей... Она помнит помощь дружественного германского народа, освободившего Россию от варварского сталинского ига, и уверена в дальнейшей помощи великого германского народа с его испытанной в боях дружественной нам по духу и идеям Народной национал-социалистической партией и ее бессмертным руководителем Адольфом Гитлером».

***

Локотские нацисты ненадолго пережили крах своей псевдо-республики. Правда, когда 26 августа 1943 года всего лишь батальон Красной Армии — в ходе «зачистки» второстепенных направлений — после блестяще выигранной чуть раньше Курской битвы освободил от целой «освободительной армии» Каминского Локоть — ее основные «кадры» успели бежать вместе со своими хозяевами. Те даже поначалу выделили им «в кормление» почти такую же «республику», как ими потерянную — с центром в белорусском городке Лепель. В самом деле — не самим же «представителям высшей нордической расы» с партизанами сражаться? Для такого у них каратели из «унтерменшей» есть, — которые ни для чего больше, в общем, и не годятся.
С каждым новым «выпрямлением линии обороны» Вермахта на Запад откатывались и поредевшие части РОНА — вместе с теми членами их семей, что решили уйти с предателями. Пока, наконец, немцам не надоело играть в «русскую национальную автономию» — и они не преобразовали ее «армию» в самую обычную дивизию Ваффен-СС. В которой сам Каминский получил звание «бригаден-фюрера», — а его подельники стали «штандертенфюрерами», «штурмбанфюрерами» и так далее. И уже в новых черных мундирах участвовали в подавлении Варшавского восстания, начавшегося в августе 1944 года. 
Правда, до его разгрома сам Каминский с ближайшими обер-эсесовцами «иудина разлива» не дожили — будучи расстрелянными 23 августа по приказу командующего глав-карателя Варшавы обергруппенфюрера Эриха фон дем Бах-Зелевски. Который потом доказывал, что сделал это якобы из-за «запредельной жестокости» подчиненных новоиспеченного бригаденфюрера в отношении поляков — и случаев мародерства. На самом деле, куда более вероятной версией является та, что до эсэсовского начальства РОНА была доведена «деза» о том, что Бронислав Владиславович якобы являлся … «агентом НКВД»! 
Но в любом случае, хоть последнего с подельниками «выгнали из гестапо (пардон — СС) за жестокость», хоть за мнимое «предательство» идей национал-социализма, — но однозначно на тот свет, окончательно и бесповоротно. Увы, последнего не скажешь об идеях этих российских нацистов. Доселе воспеваемых в определенных кругах за то, что да, конечно, с Гитлером им брататься не следовало, — но зато ж и свободу торговли они разрешили, и с «колхозным рабством» они покончили, и вообще, «с проклятым большевизмом» тоже. Дошло до того, что 19 июня 2005 года Определением Священного Синода Катакомбной Церкви Истинно Православных Христиан (не РПЦ!) канонизировать в качестве Новомучеников Российских КОНСТАНТИНА ВОСКОБОЙНИКА и БРОНИСЛАВА (во Святом Крещении БОРИСА) КАМИНСКОГО — СВЯТЫЕ НОВОМУЧЕНИКИ КОНСТАНТИН И БОРИС СТРАТИЛАТЫ (то есть — «воеводы», «командующие»). Что тут сказать… Пожалуй, ничего, кроме хрестоматийного «какие «святые» — такая и «церковь».

***

Ну да ж — в Локте колхозную землю отдельным крестьянам раздали. А пахать ее чем?! Трактора и комбайны из МТС еще задолго до отступления Красной Армии эвакуировали в тыл — на чем же вожделенные «фермерские участки обрабатывать? На лошадиной тяге? Так к лошадке еще и плуг нужен, — а на каждого колхозника его и кусочка не получалось, для куда более производительных же тракторов ведь и плугов требовалось на порядки меньше, чем на каждого «единоличника», бывшего колхозника. 
И это «прогресс»?! Образца дореволюционных времен, когда «товарное зерно» (то есть для продажи) производили лишь помещичьи «латифундии» да «кулацкие» хозяйства. А 90 с лишним процентов русских крестьян жили «натуральным хозяйством» — вынужденные съедать почти все, что вырастили с помощью допотопной «сохи», а потому не могли и почти ничего купить из промышленных товаров. Кстати, накануне «антинародной сталинской коллективизации» ситуация в советской деревне была немногим лучше — разве что место изгнанных помещиков однозначно заняли «крепкие хозяева», те же «кулаки».
А после войны ж всех земледельцев завалили бы дешевыми кредитами на покупку сельхозтехники, удобрений, племенного скота и прочего? Но что должно было бы выступать в качестве залога для ссуды, банковского кредита? Земля? Так она в Локотской «республике» отдавалась в «вечную собственность» лишь для работы на ней, — но без права продажи. Так что ни один нормальный банкир бы таким «собственникам» деньги в долг бы не дал. Да и не предусматривалось в «Великой Германии» для порабощенной «большевистской России» ни коллективных, ни единоличных хозяйств. Вот «поместья со славянскими рабами» (ну, пусть даже только «батраками») во главе с «доблестными солдатами Рейха», награжденными за проявленную доблесть — это да. 
Просто загадка: почему вроде бы прекрасно шедший (для гитлеровцев, конечно) «локотский эксперимент» не был распространен не то что на всю оккупированную часть СССР, но даже и на мало-мальски крупный город? Да просто всерьез в Берлине своих «холуев» не принимали! И хотя и позволяли им играться в «незалежность» в своей «лоскутной республике», контролируемой их бандами, — но не больше. А чтобы разрешить что-то подобное в масштабе всей хотя бы России (не говоря уже о всем СССР) Гитлер сотоварищи не допускал даже в горячечном бреду.
Но что делать — несмотря на исторические свидетельства, всегда найдутся и те, кто будут презрительно говорить «если бы Гитлер тогда победил — мы бы счас пили баварское пиво». Отчего бы таким персонажам не помечать и о «хард-версии» пресловутого «пива» — в виде «новой России, освобожденной от большевизма, в братском союзе с Великим Рейхом»? — Увы, как говорится, — «в семье не без урода»…