Непрямые поставки: Южная Корея задумалась над отправкой оружия Украине

На модерации Отложенный

Президент Южной Кореи Юн Сок Ёль назвал военное сотрудничество между Москвой и Пхеньяном значительной угрозой национальной безопасности. В республике опасаются, что Россия будет снабжать КНДР передовыми военными технологиями. Однако в РФ считают, что Киев и его западные союзники стремятся втянуть Сеул в конфликт на Украине. Подробности — в материале «Известий».

Сценарий контрмер

Президент Юн Сок Ёль пообщался по телефону с генсеком НАТО Марком Рютте. Этот разговор стал уже третьим за последний месяц. В ходе беседы южнокорейский лидер пообещал организовать визит специального представителя Украины в Сеул «для обмена информацией и координации совместных ответных мер».

Глава государства отметил, что Сеул не исключает поставок оружия Киеву на фоне якобы отправки северокорейских солдат в Россию для участия в украинском конфликте. Помимо этого, существует возможность того, что Южная Корея отправит мониторинговую миссию на Украину, если на территории страны «начнутся полноценные бои с участием военных из Северной Кореи». 

         

Президент Южной Кореи Юн Сок Ёль во время пресс-конференции в Сеуле

 Юн Сок Ëль пообещал поддерживать тесную связь с Североатлантическим альянсом по этому вопросу. Он подчеркнул, что возможное участие военных из КНДР в украинском конфликте «представляет значительную угрозу для национальной безопасности Южной Кореи», поскольку в таком случае они приобретут необходимый боевой опыт. Помимо этого, в республике опасаются, что Москва поделится с Северной Кореей передовыми военными технологиями.

«Мы тщательно рассмотрим все возможные сценарии контрмер», — пообещал глава государства. 

Он также призвал все политические силы в стране «отбросить разногласия» для того, чтобы обсудить ситуацию с возникновением новых угроз на полуострове и принять ключевые решения.

Первостепенными мерами в Южной Корее считают укрепление союзнических отношений с США, трехстороннего сотрудничества с Токио и Вашингтоном, а также усиление давления на КДНР.

Активизация контактов

В конце октября Юн Сок Ёль пообщался по телефону с украинским лидером Владимиром Зеленским. Политики договорились об «обмене разведданными и экспертизой, а также активизации контактов на всех уровнях».

Как впоследствии пояснили в Киеве, в ближайшее время стороны «обменяются делегациями для координации действий».

Генеральный секретарь Североатлантического альянса Марк Рютте заявил, что делегация из Сеула якобы предоставила «доказательства отправки северокорейских военных в Россию». При этом, в чем заключаются эти доказательства, он так и не пояснил.

Глава Пентагона Ллойд Остин также сообщил, что у США нет подтверждений каких-либо поставок из РФ в КНДР. Однако он считает, что Россия могла бы оказать финансовую и технологическую помощь Северной Корее в обмен на приписываемую Пхеньяну переброску войск.

         

Солдаты КНДР во время парада в Пхеньяне

 В середине июня во время визита президента Владимира Путина в Пхеньян Россия и КНДР заключили Договор о всеобъемлющем стратегическом партнерстве. Это соглашение предполагает, что в случае нападения на одну из сторон другая незамедлительно окажет военную и иную помощь всеми имеющимися в ее распоряжении средствами. 

Помимо этого, в соответствии со статьей 8, государства создают механизмы по проведению совместных мероприятий для укрепления обороноспособности.

Российский лидер пояснил, что вопрос оказания взаимной военной помощи — суверенное право РФ и КНДР, только Москве и Пхеньяну решать, ограничиться ли обменом опытом и учениями в рамках этой статьи или же «применять что-то».

         

Президент РФ Владимир Путин и председатель государственных дел Корейской Народно-Демократической Республики Ким Чен Ын во время подписания договора о всеобъемлющем стратегическом партнерстве между Российской Федерацией и Корейской Народно-Демократической Республикой. 19 июня 2024 года

Президент РФ Владимир Путин и председатель государственных дел Корейской Народно-Демократической Республики Ким Чен Ын во время подписания договора о всеобъемлющем стратегическом партнерстве между Российской Федерацией и Корейской Народно-Демократической Республикой.

19 июня 2024 года

 Официальный представитель российского МИДа Мария Захарова назвала заявления об отправке военных из Северной Кореи в Россию вбросами и шумихой. «Северокорейские военные, Вооруженные силы КНДР есть, а где они находятся — уточните, пожалуйста, в Пхеньяне. Это их вооруженные силы», — заявила дипломат, подчеркнув при этом, что взаимодействие Москвы и Пхеньяна в военной сфере соответствует принципам международного права.

В КНДР также назвали слухами и грязными маневрами США и их союзников заявления о планах отправить своих военных для помощи РФ. Как сообщил первый секретарь миссии КНДР при ООН Ил Ха Ким, западные государства делают это для того, чтобы «замаскировать собственные преступления и затянуть конфликт на Украине».

Что думают эксперты

В Сеуле подчеркнули, что решение о поставках оружия не исключается, всё будет зависеть от уровня сотрудничества РФ и КНДР в военно-технической области и от того, «какую услугу получит Пхеньян за возможное участие в украинском конфликте».

Республика до последнего времени ограничивалась предоставлением Киеву нелетальных средств, последовательно отклоняя просьбы украинских властей предоставить боеприпасы и оружие. Публично в отношении ситуации на Украине Южная Корея придерживается нейтральной позиции.

         

Председатель государственных дел Корейской Народно-Демократической Республики Ким Чен Ын во время посещения штаба 2-го корпуса армии КНДР

Председатель государственных дел Корейской Народно-Демократической Республики Ким Чен Ын во время посещения штаба 2-го корпуса армии КНДР

 Однако летом появились сообщения о том, что Южная Корея расширяет экспорт вооружения в Восточную Европу. Так что эксперты были уверены, что, хотя Сеул официально и не поставлял оружие Киеву, оно всё равно могло попасть на Украину через Польшу или Румынию. Также в СМИ просачивалась информация о том, что через косвенные поставки Сеул передал Киеву больше боеприпасов, чем вся Европа. В Южной Корее это заявление опровергли, поскольку, в соответствии с законодательством, республике нельзя отправлять вооружение в зоны боевых действий.

Как пояснил в беседе с «Известиями» военный эксперт, младший научный сотрудник ИМЭМО РАН Вадим Корощупов, Южная Корея может поставлять вооружение Украине через любое европейское государство, которое закупает оружие у Сеула.

— Существует уже отработанный вариант через Польшу, с логистической точки зрения это проще, — пояснил специалист.

         

Южнокорейская 155-мм самоходно-артиллерийская установка ВС Польши

 Оружие у республики, помимо Польши, покупали также Норвегия, Словакия, Финляндия, Эстония. По словам аналитика, оружейный рынок НАТО — давняя мечта Сеула.

— За последние несколько десятилетий Южная Корея добилась больших успехов в сфере экспорта вооружений в Европу. Учитывая необходимость боеприпасов, Сеул этим пользуется, но это краткосрочные контракты. Так что южнокорейцам нужно заходить с долгосрочными контрактами и рассчитывать на поставки тяжелого вооружения, а не снарядов, — подытожил Корощупов.

Директор Института международных политических и экономических стратегий — РУССТРАТ — Елена Панина полагает, что власти Южной Кореи лукавят, говоря о том, что Сеул «придерживается принципа отказа от прямой поставки летального оружия».

         

Производство 155-миллиметровых артиллерийских снарядов

 «Еще в декабре The Washington Post заявила: 155-миллиметровые снаряды начали поступать из Сеула на Украину в начале 2023 года, и на тот момент вклад Сеула был больше, чем у всей Европы вместе взятой. Точные цифры не назывались, но потенциал был озвучен в районе 330 тыс. гаубичных боеприпасов», — отметила политолог.

По ее словам, «США выдавали Киеву снаряды из своих арсеналов, восполняя недостачу поставками из Сеула».

«Теперь у Сеула разве что появился повод не скрывать очевидное. И, например, Киев теперь может получить от него танки К2, РСЗО, САУ и авиацию из Польши. Которая в 2022 году подписала с Южной Кореей оборонные контракты на $12,4 млрд на закупку танков K2, самоходных гаубиц K9, легких штурмовиков FA-50 и реактивных систем залпового огня «Чонму», — подытожила специалист.