Ворваться в бой: в США готовятся к протестам после выборов президента
На модерации
Отложенный
В США 5 ноября проходят президентские выборы — вокруг административных зданий, включая Белый дом, Капитолий, министерство финансов и резиденцию вице-президента Камалы Харрис, установили защитные сооружения. Это связано с опасениями властей по поводу возможных массовых протестов и беспорядков после выборов. Владельцы бизнеса заколотили окна и двери ввиду вероятной дестабилизации. Некоторые американцы уже высказали публичное недовольство процедурой голосования. Так, в Калифорнии, люди возмущены тем, что у них не проверяют документы на избирательных участках. Чего ждать от главного дня года в США — в материале «Известий».
В США проходят выборы президента
Утром 5 ноября (в 15:00 мск) в США открылись участки для голосования в более чем 25 штатах. Большинство из них закроется 6 ноября, когда по московскому времени будет три-четыре часа утра. Постепенно начнут появляться и первые экзит-поллы. Есть вероятность и того, что уже в течение дня 6 ноября станет известен победитель президентской гонки. Иногда процесс подсчета голосов и определения победителей затягивается, как это было в 2020 году, когда имя следующего президента узнали лишь через четыре дня после выборов.
Фото: ТАСС/Сергей Юматов
На участках с самого утра формируются длинные очереди. Так, к открытию избирательного пункта в одном из городов Северной Каролины собрались 30–40 человек, сообщил CNN. На участках в других штатах избиратели насмехаются над наблюдателями, высказывая недовольство процедурой голосования. В частности, американцы в Калифорнии негодуют из-за того, что на выборах можно проголосовать без документов. Одна жительница Калифорнии высказала недоумение тем фактом, что для получения читательского билета в библиотеку ей нужно было показывать два удостоверения личности, а на выборах — ничего. Это связано с принятым в штате в сентябре законом о запрете требования паспорта у избирателя. Миллиардер Илон Маск заявил, что власти Калифорнии фактически сделали противозаконным предотвращение фальсификаций на выборах.
По мере ожидания результатов растут и опасения касательно возможной дестабилизации ситуации в некоторых регионах страны. Объявление победителя или даже фаворита гонки может спровоцировать протестную активность и беспорядки. В столице США — Вашингтоне — установили целый ряд защитных сооружений. Секретная служба возвела высокие металлические ограждения вокруг Белого дома, Капитолия, министерства финансов, а также прилегающих частей площади Лафайет. Установлена защита за пределами Военно-морской обсерватории. Кольца защитных ограждений возвели и вокруг резиденции вице-президента Камалы Харрис, которая участвует в выборах в качестве одного из основных кандидатов. Опасаются беспорядков и частные собственники. Владельцы бизнеса повышают меры безопасности разными способами. Кто-то усиливают частную охрану, а кто-то и вовсе заколачивает окна и входы на улице деревянными плитами и фанерой.
Опасения могут быть связаны с беспорядками, которые произошли по итогам президентских выборов 2020 года. Тогда после объявления Джо Байдена победителем по нескольким городам США прокатились стихийные митинги с призывами отменить результат «украденных выборов», так как в ходе голосования было зафиксировано множество нарушений и вбросов, включая неконтролируемое голосование по почте, которое использовалось особенно активно ввиду разгара пандемии COVID-19. 6 января 2021 года, когда Трамп выступал на митинге своих сторонников в Вашингтоне перед заседанием конгресса, где должны были официально объявить об избрании Байдена президентом, республиканец отказался признавать поражение. Тот митинг перерос в массовые беспорядки, в ходе которых демонстранты ворвались в здание Капитолия и сорвали заседание. Погибли пять человек.
— Я думаю, что какие-то мелкие протесты будут, но элита их подавит. Потому что в результате возможной дестабилизации, дезинтеграции или, как иногда преподносится, чуть ли не гражданской войны, эта элита потеряет всё, и республиканцы и демократы, и американский ВПК, и глубинное государство, и доноры и так далее. Поэтому стабильность будет поддерживаться. Серьезный раскол в США никому не выгоден, — говорит «Известиям» ведущий научный сотрудник Центра исследований проблем безопасности РАН Константин Блохин.
По его мнению, общество в США стало еще более поляризованным, чем в 2020 году, так как эти выборы негласно рассматриваются как «последний шанс Америки». Об этом, кстати, часто заявлял Дональд Трамп, намекая на узурпацию власти демократическим истеблишментом. На своем финальном перед выборами митинге в колеблющемся Мичигане Трамп ассоциировал демократов с «системой зла».
— Я борюсь не против Камалы, я борюсь против демократической системы зла. Я также не боролся против Байдена, ведь он был заперт в подвале [этой системы], я боролся против самой системы зла, — сказал он своим сторонникам.
Предвыборная борьба Трампа и Харрис — равно как и их сторонников и кандидатов в сенат и палату представителей — при всём риторическом накале парадоксальным образом характеризуется и близостью, центричностью политических позиций республиканцев и демократов, говорит «Известиям» американист, сотрудник НИУ ВШЭ Егор Торопов.
— Номинанты обеих партий удивительно схожи в наиболее важных для избирателей вопросах, которые, казалось бы, должны идеологически разделять и противопоставлять друг другу американское общество — в сохранении налоговых льгот для среднего класса и расширении социальных программ; необходимости усиления границы; экономическом изоляционизме и протекционизме, — уточнил он.
Фото: REUTERS/Fatih Aktas
По его словам, внутриполитический курс американского правительства и общества не претерпит глобальных перемен от победы Трампа или Харрис, а накал предвыборных страстей останется в законных рамках американской судебной системы и быстро сойдет на нет.
Президентская гонка и шансы кандидатов
Оба кандидата предстали перед днем выборов в равном положении, согласно опросам общественного мнения. Трамп сократил свое отставание от Харрис до минимума (1–2%) или вовсе сравнялся со своей оппоненткой. Опросы NBC News и The Economist говорят о равенстве, хотя еще несколько недель назад демократка опережала республиканца на 2–6% по разным опросам. Платформы предсказаний, как например Polymarket, видят фаворитом Трампа, и, несмотря на постоянные изменения в рейтинге, он всё еще имеет более 60% вероятности победы. Некоторые издания заявляют о преимуществе республиканца во всех семи ключевых штатах, некоторые — о частичном лидерстве в пяти из них. Более продемократические СМИ сигнализируют о лидерстве в колеблющихся штатах Харрис. Так или иначе, учитывая статистическую погрешность, оба кандидата имеют примерно одинаковые шансы на победу. Делать прогнозы в такой ситуации затруднительно.
Губернатор Флориды республиканец Рон Десантис, рассказывая о предвыборной ситуации в своем штате, заявил, что выбор Камалы Харрис означает переизбрание Джо Байдена.
— Это первые выборы в этом столетии и скорее всего очень давно такого не было, что Флорида — не колеблющийся штат.
Мы опережаем демократов во Флориде на 1,1 млн голосов, поэтому чувства нервозности здесь, в солнечном штате, гораздо меньше, чем четыре, восемь и даже больше лет назад. Если вы выбираете Харрис — вы своего рода переизбираете Байдена. Но вы выбираете ту версию Байдена, которая более бессодержательна, либеральна и гораздо менее опытна. Зачем многим это делать, если они видят, что страна сейчас идет не в том направлении, — отметил Рон Десантис в эфире Fox News.
Тем не менее и представители демократов, и мейнстримные СМИ, которые традиционно выставляют Харрис в позитивном ключе, а Трампа в негативном, высказываются о том, что приход к власти экс-президента будет катастрофой для США. Всему виной «радикальные» взгляды республиканца. В частности, предвыборный митинг Трампа в Нью-Йорке вызвал бурную реакцию в американском обществе из-за неоднозначных выступлений сторонников политика. К примеру, комик Тони Хинчклифф сказал, что «латиноамериканцы любят делать детей», а также обозвал территорию США Пуэрто-Рико плавучим островом мусора. Друг Трампа Дэвид Рем назвал Харрис дьяволом, а бизнесмен Грант Кардон намекнул, что у нее есть «сутенеры-кураторы».
Однако вероятность того, что демократы могут не признать результатов выборов, даже если они будут не в их пользу, крайне низкая. То же самое касается и республиканского лагеря.
Фото: REUTERS/Faith Ninivaggi
— Потому что диктатуры одной партии в США никогда не было. Американская система и население привыкли к сменяемости власти. Джордж Буш, Билл Клинтон, Джордж Буш – младший, Барак Обама, Дональд Трамп, Джо Байден — эти качели — устоявшаяся традиция. Здесь нет никакой катастрофы, если Трамп вернется в Белый дом. Хотя это и преподносится как катастрофа в СМИ, — считает Константин Блохин.
Тем не менее демократический электорат пытается представить Трампа как несистемного кандидата, против которого заведены судебные дела. Впрочем, это скорее стремление «синих» повлиять таким образом на избирателей в колеблющихся штатах — а их в этом году семь: Аризона, Висконсин, Джорджия, Мичиган, Невада, Пенсильвания и Северная Каролина.
— У него прекрасные отношения с американским бизнесом. Илон Маск — чуть ли не ближайший друг, а он самый богатый человек в мире. Прекрасные отношения с израильским лобби. Его даже называют элементом этого лобби. Прекрасные отношения с американским ВПК. Это демократы там какие-то копейки со всего мира собирают на поддержку Украины, а Трамп будет собирать триллионы на сдерживание Китая, — рассуждает Константин Блохин.
Генеральный директор Tesla и владелец X Илон Маск
Фото: REUTERS/Rachel Wisniewski
Впрочем, о том, что шансы кандидатов равны, свидетельствуют не только опросы. К примеру, американские СМИ обратили внимание на первые результаты голосования в одном из городов Нью-Гэмпшира (Диксвилл-Нотч) — голоса первых шести избирателей поделились поровну — три на три.
Последствия выборов для мировой экономики
Впрочем, американские выборы важныс точки зрения не только политики, но и экономики. И именно этот аспект во многом был в центре внимания предвыборной гонки в США.
При этом в случае победы Дональда Трампа предполагается снижение налогов на бизнес для стимулирования роста экономики, что может привести к краткосрочному увеличению ВВП и повышению корпоративной прибыли, отметил директор Центра стратегических исследований экономического факультета РУДН Максим Черняев. Однако, по его словам, это увеличит бюджетный дефицит страны.
В свою очередь, при победе Камалы Харрис не исключен рост инфляции, которая при президентстве Байдена достигла максимальных значений за последние несколько десятилетий (свыше 9% в год в июне 2022-го), продолжил эксперт. Он считает, что повышению цен будет способствовать увеличение государственных расходов на социальные программы, здравоохранение и образование — а их станут финансировать за счет поднятия налогов для корпораций и состоятельных граждан.
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Дмитрий Коротаев
В случае победы республиканцев скорее всего будут сокращаться бюджетные расходы, что подразумевает ужесточение экономической политики и снижение уровня жизни граждан, полагает декан факультета международных экономических отношений Финансового университета при правительстве РФ Павел Селезнев. Если же выберут демократов, вероятен курс на дальнейшую эмиссию доллара, что может отсрочить кризис, но усугубить его масштабы. По словам эксперта, обе стратегии несут риски для экономики США и мира, учитывая взаимозависимость Америки с другими странами.
Кроме того, есть вероятность, что Дональд Трамп начнет выходить из альянсов, которые не приносят США ощутимой экономической выгоды, добавил Павел Селезнев. При этом не исключены даже резкие шаги по отношению к НАТО, который Трамп ранее неоднократно критиковал. Республиканец также может начать демонтаж долларовой системы, что приведет к превращению этой валюты в региональную. Харрис, наоборот, постарается сохранить позиции доллара в качестве мировой валюты, считает эксперт.
— В любом случае весь мир почувствует на себе последствия кризиса США. Россия же может остаться «тихой гаванью», которую не затронут эти шоки. Но при условии, если мы обеспечим финансовый суверенитет и должную денежно-кредитную, бюджетную и макроэкономическую политику, — уверен Павел Селезнев.
Фото: REUTERS/Brian Snyder/File Photo
У России нет однозначного предпочтения между кандидатами, отметил основатель Anderida Financial Group Алексей Тараповский. По его словам, Дональд Трамп может принести больше предсказуемости в вопросах СВО и содействовать скорейшему завершению конфликта. Это было бы положительным фактором для экономики России и мира, так как ускоренное снятие санкций приведет к оживлению международного товарооборота, полагает эксперт. В то же время республиканец настроен на увеличение добычи нефти в США и снижение цен на сырье, что негативно отразится на доходах РФ.
При этом политика Камалы Харрис может привести к продлению санкций в отношении РФ, однако, будучи сторонницей «зеленого перехода», она поддержит ограничения на добычу нефти в Штатах, добавил Алексей Тараповский. Таким образом, победа каждого кандидата несет как потенциальные плюсы, так и минусы для российской экономики, резюмировал эксперт.
Напомним, что Дональд Трамп пообещал в случае победы снизить ставку налога для производителей до 15%; ввести тарифы в 10–20% на импорт и 100% — на товары из стран, отказывающихся от доллара; повысить обязательные платежи до 60% на китайскую продукцию, отменить двойное налогообложение.
Фото: REUTERS/Megan Jelinger
Камала Харрис же заявила, что нацелена на повышение корпоративного налога с 21 до 28%, увеличение сбора на долгосрочный прирост капитала до 28% для зарабатывающих свыше $1 млн, введение выплат в сумме $25 тыс. на покупку первого жилья, рост минимальной зарплаты, отмену налога на чаевые и борьбу с инфляцией, в частности в фармацевтике.
Комментарии