Счастливые во ВНИИ Мощного Радиостроения

На модерации Отложенный

 

 

 

 «Со-

Ветские конструкторы

Создали самый мощный в мире

Синхрофазотрон,

И по

Орбите носится

И сбить мишени просится

Советский электрон…»,

 

- так с восторгом  в пригородных электричках горланили мы студентами в еженедельных турпоходах.

 

     И вот, когда  троице студентов Ленинградского института АвиаПриборостроения (ЛИАП) предложили писать диплом во ВНИИ МощногоРадиостроения им. Коминтерна по тематике разрабатываемых мощных генераторов для мощнейших ускорителей, причем, в духе того времени, - закончить ЛИАП на полгода раньше срока, мы с удовольствием согласились.

      Институт мне показался очень престижным и был воплощением мечтаний о будущности. Даже издевательские строгости режима воспринимались с религиозным пиететом, как ритуальное жертвоприношение.

      Руководителем  моего дипломного проекта назначили (ныне навсегда поуехавшего) Семена Ефимовича Лондона - монопольно ведущего специалиста по широкополосным усилителям высокой частоты – человека, фанатично увлеченного  синтезом широкополосных фильтров, умницу, во многом   не от мира сего, вечно углубленного в себя.

    Я тут же с головой ушел в поставленную им исследовательскую задачу разработки широкополосного фильтра (с аппроксимацией по Чебышеву) для одного из разрабатываемых мощных высокочастотных усилителей.

Все было азартно и интересно, да и (что говорить!) - в то время не зря были "физики в почете"... Единственно досадным оказался немыслимо большой объем расчетов необходимый для оптимизации. А ведь в то время обычный калькулятор  считался роскошью. Все на логарифмической линейке до рези в глазах.

     В "Коминтерне" я поработал с 65 по 76 годы, где совместно с талантливыми сотрудниками получил дюжину авторских свидетельств СССР и видел  много чрезвычайно незаурядных личностей. Разумеется, самыми интересными были ведущие специалисты, в том числе (в первое время) - начальники лабораторий. Это блестящие специалисты-фанаты-трудоголики-ишаки. Каждый из них безмерно во времени и по усилиям работал над своей узкой задачей электропреобразовательной техники (преимущественно для передатчиков и ускорителей частиц) на лампах или тиратронах (мощных полупроводниковых ключей тогда еще не было). И, как считали,  общие результаты были  мирового уровня!

      

      Откуда в то время бралась такая самоотдача, которую у нас сейчас, вероятно, можно встретить, пожалуй, только в бизнесе?

 

     По-моему, всех этих людей отличало счастливое сочетание честолюбия, работоспособности и профессионального таланта. По молодости мне их  трудно было понять, поскольку их внешне наблюдаемая часть личности была крайне мала, как у айсберга.

Петр Новыш

 Санкт-Петербург