Саммит БРИКС: новый миропорядок утвердится не скоро
На модерации
Отложенный
Проходивший 22–24 октября XVI саммит БРИКС зафиксировал рост авторитета объединения, члены которого ориентируются на равноправное экономическое сотрудничество, уважение суверенитета друг друга и отказ от конфронтации. Такое целеполагание привлекает активно развивающиеся государства Глобального Юга, которые устали от доминирования Запада и заинтересованы в формировании нового, более справедливого, миропорядка, но не готовы форсировать события. Россия, являющаяся в этом году председателем БРИКС, попыталась сдвинуть процесс с мёртвой точки, но никаких существенных подвижек в Казани не произошло.
Объединение, которое не хочет быть организацией
БРИКС существует уже 18 лет, но у него нет ни устава, ни чёткого регламента. Решения принимаются коллегиально, члены содружества по очереди исполняют роль председателя. Подведение итогов и обсуждение дальнейших планов происходит на ежегодных саммитах, а содержательной работой занимаются создаваемые по мере необходимости институты: Консультативная группа по вопросам Новой промышленной революции, Институт БРИКС по изучению сетей будущего и другие. Система выглядит аморфной, но она работает.
Созданный в 2015 году Новый банк развития (НБР) БРИКС профинансировал за последние шесть лет около 100 проектов на 33 млрд долларов, и вложения идут по нарастающей. По словам главы НБР Дилмы Руссефф, в 2024 году объём инвестиций приблизится к 10 млрд долларов, около 30 процентов из которых – в национальных валютах. Та же тенденция отмечена при расчётах между членами объединения: например, 95 процентов торгового оборота между Россией и Китаем оплачиваются в рублях и юанях. При этом никто не заявляет об отказе от доллара – он естественным образом постепенно вытесняется из оборота.
Ползучая смена мировой парадигмы
Есть мнение, что БРИКС стагнирует и «упускает возможность превратиться в ведущую мировую группу». Этот вопрос поднял на встрече Владимира Путина с руководителями СМИ стран – членов объединения представитель ЮАР Икбаль Сурве. В ответ российский президент пояснил, что создание многополярного мира началось давно, и члены БРИКС стараются способствовать тому, чтобы эти изменения не привели к разрушениям: «Чтобы всё спокойно выстраивалось в новом нарастающем формате... Спешить не будем, но будем двигаться как можно быстрее».
Председатель правления The Independent Media (ЮАР) Икбаль Сурве поднял вопрос о стагнации БРИКС. Фото: Вячеслав Прокофьев/ТАСС
Де-факто это означает, что новая система отношений между государствами, практикуемая членами БРИКС, постепенно замещает разрушающийся мировой порядок, основанный на гегемонии США. Такая схема резко контрастирует с традицией последних веков, когда новые политические системы возникали по итогам войн и конструировались победителями.
Сегодня действующий миропорядок рушится, а планета снова оказалась на грани большой войны, по итогам которой, следуя логике истории, должна быть создана некая другая система. БРИКС же предлагает альтернативу – мирный вариант постепенного перехода к новой парадигме мироустройства. Но никто не знает, что произойдёт раньше – начнётся очередная мировая война или старый мировой порядок окончательно обанкротится, а его место займёт новый.
Казанская декларация как стратегия мирного перехода
В декларации, которая была подготовлена Россией и принята по итогам саммита в Казани, отражены практически все темы международной повестки, а также предложения участников встречи – от экономики и финансов до прав женщин и «сохранения больших кошек» (предложение Индии). Это придаёт документу некоторую эклектичность, что стало поводом для насмешек ряда комментаторов, проигнорировавших его главное содержание.
Принятый документ интересен прежде всего тем, что фиксирует появление в мире новых центров силы, работающих над закладыванием основ «более справедливого, демократического и сбалансированного многополярного миропорядка». Многие из его 134 пунктов начинаются с признания правомочности существующих международных организаций (ООН, ВТО, ВОЗ, МВФ и другим) и реализуемых ими программам и заканчиваются критикой несовершенства действующих механизмов, а также предложениями по их реформированию и проработкой конкретных шагов БРИКС в этом направлении.
Генеральный секретарь ООН Антониу Гутерриш во время пленарного заседания XVI саммита БРИКС в Казани.
Фото: Александр Щербак/ТАСС
Если речь идёт об ООН, авторы декларации настаивают на расширении состава постоянных представителей Совета безопасности за счёт государств Азии, Африки и Латинской Америки. Если о борьбе с изменением климата, категорически отвергаются «односторонние меры, вводимые под предлогом защиты окружающей среды», и предлагается собственная версия климатической повестки. Также в зоне критики находятся санкции (в том числе и вторичные), протекционистские меры и другие перекосы в финансовой и экономической сферах.
Кроме того, в документе подчёркивается «определяющая роль БРИКС в процессе усовершенствования международной валютно-финансовой системы» и всей финансово-экономической сферы. Для решения этих проблем в дополнение к уже действующим институтам предложено создать рабочие группы по семи направлениям экономики (от химической промышленности до робототехники и фармацевтики), новую инвестиционную платформу и трансграничную расчётно-депозитарную систему BRICS Clear (альтернатива злоупотребляющей своими полномочиями Euroclear).
О единой валюте БРИКС и анонсированном перед началом саммита аналоге SWIFT никаких упоминаний в документе нет.
Один из четырёх разделов итоговой декларации посвящён вопросам глобальной и региональной безопасности. В нём среди прочего заявлены поддержка суверенитета Сирии и осуждение Израиля за удар по дипломатическому представительству Ирана в Дамаске, пейджерную атаку на Хезболлу, действия в Газе и Ливане. Также в документе затронуты такие темы, как борьба с терроризмом в Африке и ситуация в Южном Судане.
Урегулированию конфликта на Украине отведён отдельный пункт с крайне невнятными формулировками («напоминаем о национальных позициях», «с удовлетворением отмечаем предложения» миротворцев). В общем, как выразился один сетевой эксперт, «тема “Друзей мира” не взлетела»), что неудивительно, поскольку итоговый документ готовила российская сторона.
Можно ли считать саммит победой России
Накануне саммита была развёрнута масштабная кампания по дискредитации России как принимающей стороны. В первую очередь говорилось о том, что многие из приглашённых первых лиц якобы не прилетят в Казань, а приехавшие будут вместе с Китаем и Бразилией требовать от Москвы заключить мир на предлагаемых ими условиях (всё те же «Друзья мира»).
Особенно усердствовали западные медиа, которые, когда предсказания об изоляции не оправдались, начали прокачивать тему «победы России и Путина».
На самом деле Си Цзиньпин дважды (на заседании членов БРИКС и на встрече в расширенном формате) поднимал вопрос о необходимости деэскалации конфликта на Украине. Однако он призывал не к давлению на Россию, а к прекращению поставок оружия и разжигания вражды. Эта тема не доминировала в выступлениях китайского лидера, который гораздо больше говорил о необходимости вовлечения государств Глобального Юга в работу БРИКС, о его «направляющей роли» в реформировании мировой системы экономического управления и многом другом. Более того, китайская сторона наконец согласилась, что БРИКС – это не только про экономику (на чём она настаивала долгое время), но и про безопасность. То есть про большую политику.
Слева направо на первом плане: председатель КНР Си Цзиньпин, президент России Владимир Путин, президент ЮАР Сирил Рамафоса и президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган во время совместной фотосессии участников пленарного заседания саммита БРИКС. Фото: Maxim Shipenkov/AP/TASS
На саммите не было принято никаких прорывных решений. Расширение объединения приостановлено. Курс на постепенное отстранение Запада от управления мировой экономикой и финансами подтверждён, но переходный период затянется, судя по всему, надолго. Всё это время США и их партнёры будут играть против БРИКС и его членов. Они уже плохо справляются с управлением миром, но все ещё сильны в подрывной работе: на саммит в Казань не приехали семь ожидавшихся глав государств, а 14 стран-кандидатов, в том числе Алжир, считавшийся союзником России, и Сирия, правящий режим которой уцелел благодаря российским ВКС, не прислали свои делегации.
Вера Зелендинова
Комментарии