Дерусификация Киева большевиками, народовольцы за расчленение России, малороссы в переписи 1897 года

На модерации Отложенный


1. По ссылке грустная история принудительной украинизации русского и русскоязычного города Киева. Это большая подборка вырезок из советских газет в 1920-х годов. Украинский язык насаждался силой, за его незнание киевлян увольняли, на некоторых заводили уголовные дела. Цитирую, например, из газеты Киевский Пролетарий за 1926 год (ссылка):

Во время проверки знаний украинского языка выяснилось, что некоторые служащие враждебно относятся к украинизации. Это враждебное отношение сказывалось в насмешках над украинским языком, в отрицательном их отношении к вопросу об изучении языка и в отрицательном же влиянии на других служащих, желавших изучить язык. Таких служащих, проявивших враждебное отношение к украинизации, в процессе проверки выявлено двое.

Оргкомиссия по украинизации передала дела этих служащих в прокуратуру.

Прошло 100 лет, и, кажется, украинизаторы поставленную Лениным-Сталиным задачу выполнили (ссылка).

Некоторые говорят: «Сталин не виноват, он принял у Ленина страну в 1924 только формально, но реальную власть получил только в 1936». Интересно, что эта логика немедленно перестаёт работать при обсуждении давки на Ходынском поле. Николай II, коронованный всего лишь за несколько дней до давки, несёт по мнению тех же людей полную ответственность за трагедию.


2. Историк Александр Дюков указывает, что революционеры в России действовали в связке с теми, кто пытался развалить нашу страну (ссылка 1, ссылка 2, ссылка 3):

-2


Расчленение России (в том числе отторжение Малороссии) было прямо прописано в окончательной редакции программы "Земли и воли" (май 1878 г.). <…>
<…> …общество "Земля и воля" в 1878 г. прямо прописало в своей программе расчленение России и отделение Малороссии.

Из истории «Земли и Воли» и «Народной воли». Споры о тактике. Сборник документов / Отв. ред. В. Н. Гинев. М.; СПб., 2012. С. 35. <…>

Волны советской историографии о народовольцах четко совпадает с динамикой государственного строительства: о народовольцах активно писали до начала 1930-х, когда государство было ещё революционным, при Хрущеве, когда потомки комиссаров в пыльных шлемах стали брать идеологический реванш, и в перестройку, когда МихалСергеич решил делать всё как при дедушке и раскрепостить революционную активность масс. Напротив, там, где государство было далеко от революционной активности – при Сталине с середины 1930-х, при Брежневе – изучение народовольческого террора не поощряли, ощущая экзистенциальную угрозу темы.

Напоминаю, что немало улиц и прочих объектов в Росси до сих пор носят имена, данные в честь «Народной воли», народовольцев и прочих революционеров-террористов и сепаратистов.



Вот в честь Игнатия Гриневицкого, народовольца, террориста-смертника и убийцы Александра II, объектов почему-то нет, даже в советское время, кажется, назвали только один мост рядом с местом убийства. Гриневицкий, которого с почина советских пропагандистов незаслуженно называют белорусом, в действительности был поляком, а польские революционеры работали тогда на отделение Польши, Белоруссии и Малороссии от России.

А вот в честь Софьи Перовской, которая была организатором и руководителем покушения, всё ещё названы улицы «в городах Шебекино, Нижнем Новгороде, Егорьевске, Иркутске, Твери, Армавире, Астрахани, Таганроге, Воронеже, Новочеркасске, Ярославле, Рыбинске, Туле, Туапсе, Свердловске, Симферополе, Мурманске, Курске, Уфе, Луге, Старой Руссе, Вязьме и Брянске» (ссылка).

Кстати, хорошая новость. В городе Ржев переименовали улицы Карла Маркса и Моисея Урицкого (ссылка).


3. Мифологизаторы часто ссылаются на результаты переписи 1897 года, которая якобы зафиксировала, сколько в Российской Империи было украинцев и где они жили. На самом деле, в переписи шла речь о малороссах, которые однозначно были и считались русскими. Ещё точнее, речь шла о русских, которые говорили на малорусском (ссылка):

На самом деле перепись 1897 г. во всех регионах Российской империи проводилась по одному принципу и единая формулировка при распределении населения по родному языку (по принадлежности к этносу или народностям вопросы не задавались) выглядела следующим образом:

«Русские, в том числе:
— великорусский [язык]
— малорусский [язык]
— белорусский [язык]»