Не хочешь учить русский? Уезжай! Следственный комитет наконец-то занялся детьми мигрантов

На модерации Отложенный

«Вы хотя бы старайтесь с ним дома говорить по-русски, он же на уроке не понимает даже, что я объясняю!» – «Ээээ, да, говорить, русский… Сложно говорить язык».

Это не сценка из телешоу, а очень характерный диалог учителя начальных классов обычной столичной школы с родителем ученика после уроков. Такими безрадостными наблюдениями поделилась автор одного из писем в мою интернет-приемную. И жалоба эта, к сожалению, отнюдь не единичная!

О том, что дети без знания русского языка повсеместно тормозят учебный процесс, фактов за последний годы собралось более чем достаточно. Отдельные прекраснодушные общественные деятели предпринимают попытки призвать учителей к «толерантности», мол, все «дети должны учиться дружно, интегрироваться в русскоязычную среду» и так далее.

Все бы отлично, но у всех ли прибывших из бывших среднеазиатских республик есть это желание «интегрироваться»?

На практике – игра в одни ворота.

Обычный учитель за свою копеечную зарплату должен не просто совладать с тремя десятками очень разных детей и дать им знания по программе – нет, это было бы слишком просто! Он должен еще и обучить русскому языку с полного нуля

Так и хочется предложить тем, кто слишком рьяно агитирует за «толерантность», самим поработать на месте этого педагога хотя бы недельку. Предполагаю, после подобного эксперимента от красивых слов ничего не останется!

Радует одно – огромный поток обращений и жалоб на всех уровнях, в том числе и заявления нашей партии о проблеме не говорящих по-русски учеников, тронул лед. Если раньше все ограничивалось переливанием из пустого в порожнее, то теперь, например, в Калининграде, за дело взялся Следственный комитет. Он начал проверку в местной школе, где из-за детей мигрантов, не владеющих русским, нарушается учебный процесс. Только в одном из классов сразу шесть (!!!) учеников вовсе не знают русский.

Такая ситуация встречается в разных регионах.

Возникает вопрос: что эти дети делают в России? Трудовая миграция – это приехал, поработал и уехал. Это не синоним переселения в страну целыми аулами!

Три человека на класс, не больше!

Детей, которые не знают русского языка, должно быть не больше 10% от всего класса! Это предложение партии СРЗП в адрес министра просвещения поддержали, очень рад этому факту. На сегодня доля детей мигрантов в российских школах может достигать даже 90%!

Кроме того, мы предлагаем организовать обязательные курсы русского языка для таких детей и дополнительные занятия для тех, кто уже учится. Не хочешь учить язык – возвращайся домой. Финансировать такое обучение должны или родители из своего кармана (а что они хотели?!), или страны-«поставщики» этой проблемы. К чему приводят аналогичные попытки, когда для мигрантов (но не для российских налогоплательщиков!) они бесплатны, расскажу ниже.

Минпросвещения уже направило в школы рекомендации по жесткому ограничению числа инородцев в классе. Безусловно, это шаг вперед.

Но сможет ли администрация обычной школы выполнить эти рекомендации на практике? Большой вопрос! Гимназии в столицах или областных центрах еще могут себе позволить проводить отбор учеников. А остальные? Один в поле не воин: без комплексного подхода к решению проблемы мигрантов указание министерства превратится в фикцию.

Мы сделали лишь первый шаг и не намерены на нем останавливаться.

Только по официальным данным около 12% учеников российских школ вовсе не владеют государственным языком страны, в которой они живут. Те, кто все же худо-бедно освоил русскую речь, все равно не торопятся углублять знания, а продолжают общаться внутри своих анклавов, используют в повседневной жизни родной язык.

Точную численность детей мигрантов никто даже не может назвать – ориентировочно она уже превышает 200 тысяч человек и продолжает расти.

В «лидерах» – Москва и Московская область, Калужская область, Санкт-Петербург и Ленинградская область, ХМАО, Владимирская область, Свердловская область и Красноярский край.

Как сообщают «Ведомости» со ссылкой на исследование Центра экономики непрерывного образования, почти 53% детей иностранцев, которые учатся сейчас в школах, испытывают проблемы со знанием русского языка.

Убедиться в таком раскладе может любой: попробуйте пройти мимо почти любой школы утром или в середине дня. Оцените, сколько учеников говорят явно не по-русски?

То-то же. И это совершенно не русское будущее ждет нас завтра, если мы не примем жесткие и незамедлительные меры прямо сейчас!

С неслыханной наглостью часть мигрантов свято убеждена, что если их много, то это не они должны выучить русский, а учителя обязаны подстроиться и по-быстрому освоить таджикские-узбекские наречия!

«Всё хорошо, прекрасная маркиза!»

«А у нас зато численность детей в классах выросла!» – цитируют в СМИ позитивный рапорт администрации Читы.

«Видимо, за счет миграции наши школы приросли…» – далее все же признают в мэрии.

«Видимо!» Не видимо, а наверняка: откуда еще могут взяться дети в регионах, где население сокращается год от года!

Но условия подушевого финансирования образовательных организаций, когда чем больше детей в классах – тем больше денег выделяют директору здесь и сейчас, застилают все остальное.

На местах выясняется, что принять побольше детей в классы – банально выгодно. Разбираться, как потом этих детей учить, к чему в итоге приведет подобная политика? Нет, не слышали!

Более того, семьи мигрантов нередко даже получают преимущества перед российскими. Почему? Очень просто – и, обратите внимание, даже в полном соответствии с действующим законодательством!

Часто это многодетные семьи – а значит, преимущество при зачислении в сад, частичная или полная отмена оплаты, бесплатные школьные завтраки и обеды вплоть до 11 класса им обеспечены.

Во-вторых, отсутствие препонов с документами. В дополнение к стандартному набору бумаг потребуют только миграционные карты, и всё – двери садов и школ открыты.

Кроме того, часто члены семей выходцев из Средней Азии сами устраиваются на работу в учебные организации – это еще один негласный, а где-то и официальный способ отдать своих детей учиться за счет российского бюджета.

Результат – полная экспансия на фоне радостных отчетов местных чиновников.

«Толерантно» не получится

Провал идей «толерантности» и «интеграции», попыток создать «дружественную среду» признала и Мария Львова-Белова – Уполномоченный по правам ребёнка при президенте РФ:

«Мы проводили эксперимент, когда предлагали в школе пройти мамам обучение русскому языку и набрали группу из 20 человек и через какое-то время осталось пять. То есть никакой мотивации, никакого интереса к получению знаний в этой сфере у них абсолютно нет. То есть, вот – «мы приехали, мы живём по своим правилам, нам, спасибо, дали работу, ну а дальше мы сами решим, что для нас нужно». Но это неправильно».

Пока мы будем думать о комфорте мигрантов, кто подумает о наших, российских детях? Об их праве на полноценное образование, доступные занятия спортом и так далее? Или будем вкладываться вместо этого в натужные заигрывания перед приезжими?

Думаю, ответ очевиден!

Если приезжие хотят большего, чем трудовая миграция по вахтовому принципу – извольте сами заговорить по-русски, перенять нашу культуру и выучить детей государственному языку за собственный счет!

Не хотят – прощайте! Нечего паразитировать целыми кланами на нашей стране, в том числе и пользоваться благами бесплатного образования в ущерб российским детям!

Сергей Миронов