«На одни и те же грабли»: 1812, 1914, 1941 - возможно ли повторение большой войны
На модерации
Отложенный
«На одни и те же грабли»: 1812, 1914, 1941 - возможно ли повторение большой войны
9 октября 2024
«Европа объединялась: с Наполеоном один раз, второй раз — с Гитлером... Сегодня они объединились в третий раз. Надо отдать им должное... Они объединились тотально... Ситуация, в которой мы находимся, напоминает период перед Второй мировой войной. Политика нашего руководства в принципе примерно та же самая... — максимально оттянуть прямую конфронтацию...». Карен Шахназаров, 2021.
Повторение истории
СВО иногда пытаются сравнивать с событиями ВОВ, но аналога ВОВ в нашем времени еще не было. История часто повторяется, особенно когда есть невыученные уроки. Царская Россия не выиграла войну – СССР выиграл. Германия не извлекла уроков из нашествия Наполеона – и в 1945 капитулировала. Не усвоение уроков ведет к новым войнам: и Запад, опьянённый распадом СССР и нерешительностью Москвы, не хочет вспоминать о судьбе Гитлера, а мы по-прежнему «клепаем» свои предвоенные просчеты.
События СВО частично повторяют ход советско-финской войны 1939-1940, после которой Гитлер увидел наши военные проблемы и сделал роковой шаг. Но прежде у нас был предупреждающий «звонок истории» — война в Испании (1936-39), роль которого сейчас исполнила военная операция в Сирии. Так как это было — и может ли повториться большая война?
Уроки советско-финской войны как исторического аналога СВО
1. Финляндия, как и Украина, перед революцией была в составе Российской империи, и, как у украинцев, у финнов развился национализм. Вспомним репрессии против русского населения во время Гражданской войны в Финляндии и что происходило во время антирусского путча на Украине в 2014.
2. Как и тогда, мы до последнего пытались решить вопрос путем мирных переговоров, даже предлагая размен территориями. Причины были разными: СССР хотел создать буфер перед Ленинградом, Россия — обеспечить права русских, но не суть.
3 Как при СВО, в начале войны мы недооценили противника. В обоих случаях мы имели перевес по военному потенциалу, но отставали в отдельных видах вооружений. И если у финнов были автоматы, то у нас только скорострельные винтовки. Сколько проблем доставили нам финские лыжники? Не то же происходит сейчас в отношении БПЛА, средств связи, воздушной и космической разведки, по которым противник, с учетом ресурсов НАТО, имеет преимущество?
4. У финнов была неприступная линия Маннергейма. Ее аналог на Донбассе был возведен ВСУ за 8 лет после Минских соглашений в местах нашего предполагаемого наступления.
5. Как и Россия, СССР получил санкции, дружный отпор Запада и обвинения в агрессии: СССР был исключен из Лиги Наций. А западные страны — Англия, Франция и пр., как и сейчас, начали поставки всех видов вооружений и отправку наёмников и добровольцев в «свободную и демократическую Финляндию».
6. СССР пришлось срочно модернизировать армию, менять стратегию, увеличивать численность, делать автоматы, создавать отряды лыжников, производить качественную зимнюю одежду, обретать слаженность, боевой опыт и отодвигать границу. В итоге мы подтянули силы и победили за 3,5 месяца. Аналогичные меры предпринимаются и сейчас, весь вопрос в скорости.
7. Та же пропаганда, «перемога» у хохлов и полная уверенность в победе у финнов, которая кончилась обломом – отдачей СССР больших территорий.
Но есть большая разница – если Финляндия была относительно самостоятельной страной, с которой можно было решать вопросы, то Украина – прокси Запада, посему с ней никаких соглашений, кроме полной капитуляции, заключить нельзя.
«Позиционный тупик»: отсутствие четких целей и опасение эскалации
СССР, движимый абсолютным лидерством Сталина, преодолевавшего любые препятствия, имел конкретные цели и, в основном, достигал их. Россия после 90-х двинулась на Запад, изменив себе, и отказалась от лидерства, уступив его Западу и Китаю. Как следствие — внутренний раскол: элита, вовлеченная в мировую торговлю, не хочет идти на конфликт с Западом. Хотя начало СВО было (в отличие от начала финской войны) крайне успешным, но мы, держа Киев за горло, «обманулись», отступив после Стамбула. И СССР в 1940-м, в итоге разбив финнов, не стал брать Хельсинки. В обоих случаях причина одна: опасение вмешательства Запада. Впрочем, отказ от социалистического проекта в Финляндии с учетом антирусских настроений финнов был мудрым решением.
Причина Минских соглашений, вызвавших 8-летний тупик с обстрелами на Донбассе, проста – уступка Западу и боязнь санкций. В ответ мы получили море санкций, ВСУ, накачанных оружием, постоянные обстрелы ДНР и ЛНР, мощные линии обороны на Донбассе и прогнозируемую войну. Хотя сейчас мы успешно наступаем, опасение эскалации ведет нас в новый тройной «позиционный» тупик, не имеющий выхода:
1. ВСУ стали бомбить Курск и Белгород — в ответ ничего, кроме наступления в сторону Харькова. Но это не меняет картину: обстрелы идут. Потом мы получили «нарыв» в Курске, удары по Торопцу и Тихорецку. Никаких «красных линий»: мы просто не можем решиться прихлопнуть укрофашизм, опасаясь полного и окончательного разрыва с Западом: страшной истерики, новых суперсанкций, полного отлучения от доллара и всей мировой торговли. И рано или поздно это произойдет все равно.
2. Как мы мыслим конец СВО: выход на административные границы Донбасса и «новых территорий»? Это второй тупик, потому что остатки Украины будут снова накачивать оружием, если там не будет российских войск. Задумка «денацифицировать и демилитаризировать» Украину без освобождения и присоединения всей ее части к России, кроме Западной, не имеет логического решения. А как насчет неизбежной дерусификации и уничтожения православия на оставшейся Зеленскому территории до серой, злобной, однородной антирусской массы?
3. Идея о заключении с Украиной мира – третий тупик. Срок Зеленского закончен, подпись не имеет силы. Кто будет гарантировать его выполнение?
В 1941 г. Сталин также опасался эскалации, стремясь избежать большой войны, но война все равно пришла. Так чему нас учат уроки истории?
«Нерешительность» России: Запад снова готов к атаке?
Победа СССР над финнами далась большой ценой, вскрыв все «болевые точки» советской армии в глазах Германии и возможности успеха войны с ней. Хотя по нынешним меркам победа была быстрой: 30 ноября 1939 года — 12 марта 1940 года, но потери Финляндии — 22 839, а СССР — около 126 875 человек. Сейчас, напротив, потери ВСУ больше, но не суть.
По свидетельству Черчилля, картину начала войны в Англии оценили так: «Финны к тому моменту вышли победителями из схватки со своим могущественным противником. Для Красной Армии это оказалось довольно плохой рекламой… Можно не сомневаться, что Гитлер со всем своим генералитетом глубоко задумался над финским уроком и что это сыграло большую роль в формировании его намерений».
При этом Гитлер был еще более резок: «Нам требуется лишь пнуть ногой в парадную дверь, и все это гнилое русское здание развалится и рухнет».
Гитлер увидел, что у нас не хватает современного оружия, слаженности и опыта, что де-факто и произошло после сокрушительного поражения 1941 года, когда немцы уже осенью были под Москвой. Однако он не смог оценить гениальность Сталина и упорство русских.
Не то ли идет и сейчас? Как считает начальник штаба обороны Великобритании адмирал сэр Тони Радакин: «Главная причина, по которой Путин не хочет конфликта с НАТО, заключается в том, что Россия проиграет. И быстро проиграет». Откуда такая уверенность? Опять недооценка?
Ну что же, Гитлер, как и Наполеон, ошибся, подписав себе смертный приговор. Ошибся и Черчилль – СССР еще придется спасать армии союзников и взять Берлин. И сэр Радакин тоже ошибается!
Но каждое поколение западных вояк думает, что этот «исторический момент» удачи наконец вот-вот настанет! Недаром «русский» немец Миних сказал: «Русское государство имеет то преимущество перед другими, что оно управляется непосредственно Самим Господом Богом. Иначе невозможно объяснить, как оно существует…» Действительно, со времен Мамая нас пытаются завоевать, но Россия всегда выходит победителем!
Как сейчас могут рассуждать на Западе? Россия не СССР — не зря же мы с 1985 целенаправленно уменьшали военный потенциал РФ руками пятой колонны? Сокращение и ущерб армии в 1990-е, превращение части наших бывших республик и союзников в членов НАТО, окружение нас по периметру, ущерб от реформ «гражданского» министра обороны 2007–2012, дефицит численности армии для покрытия границ и ведения СВО.
НАТО отлично видит, что Россия — вторая армия мира (2024 Military Strength Ranking), Украина — 18-я, а наш общий потенциал кратно выше, и пусть за спиной ВСУ НАТО, но на 965-й день (2,6 года) мы так и не можем «денацифицировать» противника. Так почему не попробовать?
За последние два месяца произошло два сверхважных события, которых не было, начиная с 1945 г., – атака на Курскую область и крупные военные склады. ВСУ сменили стратегию, переместив акцент своих действий со своей на нашу территорию. Происходящее показывает фундаментальный ущерб обороноспособности России, нанесенный губительными либеральными реформами. И закрыть всё сразу никак не получится, предстоит системная работа и огромные расходы.
Запад по-прежнему не верит в наши красные линии, продолжая делать руками ВСУ свою мерзкую работу. По мнению уходящего генсека НАТО Столтенберга, высказанному как раз накануне (!) удара по Торопцу 17.09.2024 в интервью газете Times: «Он (Столтенберг) отверг предупреждение… о том, что использование ракеты станет «красной чертой», после которой Россия окажется «в войне» с НАТО», — сказано в статье. Т. е. удары не станут красной чертой, влекущей за собой эскалацию.
Они полагают, что будут накачивать Украину оружием и наемниками, а русские будут смотреть и терпеть. Но, как и Гитлер, НАТО совершенно не понимает, на что способны русские, когда их снова «припрут».
Почему НАТО все-таки готовит удар: от Крымского моста до элементов триады
Мы видим, что в последнее время активизировалась разведывательная авиация НАТО в Черном море, в том числе БПЛА, с территории Польши работают самолеты AWACS. НАТО активно «прощупывает» возможности нашего ПВО.
23 июня 2024 года ВСУ нанесли удар по Крыму пятью ракетами ATACMS, заряженными кассетными боеприпасами. Четыре ракеты были сбиты ПВО, пятая сдетонировала недалеко от пляжа в Севастополе. Погибли 4 человека, пострадали 144 человека.
Были удары по элементам ядерной триады — отдельным узлам системы предупреждения о ракетном нападении (СПРН). 23 мая 2024 года ВСУ была атакована РЛС «Воронеж-ДМ» в Армавире, а 17 апреля — загоризонтная РЛС «Контейнер» в Мордовии.
25 мая ВСУ нанесла удар по объекту российской системы предупреждения о ракетном нападении в Краснодарском крае, есть повреждения. По мнению бывшего главы «Роскосмоса», этот объект является ключевым элементом системы боевого управления стратегическими ядерными силами. 26 мая была атакована радиолокационная станция дальнего обнаружения целей «Воронеж-М» в окрестностях Орска.
6.08.2024 – ВСУ перешли границу РФ, вошли в Курскую область и захватили территории, которые удерживают до сих пор.
18.09.2024 – ВСУ атаковали крупный военный склад в Торопце, были сильные взрывы, жителей эвакуировали.
21.09.2024 – БПЛА атаковал склад в Тихорецке, эвакуированы два поселка.
7.10.2024 – атакована нефтебаза в Феодосии, крупнейшая в Крыму. По данным Telegram-канала Baza, в объект попали две ракеты.
У европейских стран на границе с Беларусью сосредоточены около 20 тысяч человек военнослужащих НАТО.
10 сентября стало известно, что Североатлантический альянс начал серию учений у границ России, которые продлятся до конца осени, в т. ч. в Германии, Турции и Финляндии.
Как пишет Welt am Sonntag, Альянс увеличит число корпусов с 6 до 15, а дивизий с 24 до 38, численность войск — на 250 тысяч человек. Количество зенитных ракетных комплексов увеличится с 293 до 1467, включая такие системы вооружения, как Patriot, Iris T-SLM, Skyranger.
В Европе развёртываются американские ракеты средней дальности.
Перед Таллином поставлена задача подготовиться к потенциальному военному конфликту между Россией и НАТО. Как сказал глава генштаба Эстонии: «Сегодня наши ударные средства большой дальности полностью учитываются в планах НАТО, альянс говорит нам, что мы должны позаботиться об определенных целях на территории России. Именно тогда они [НАТО] смогут прибыть в Эстонию и предпринять следующие шаги».
По информации РИА Новости, Запад потребовал от Киева предоставить перечень целей на территории России.
Зачем всё это? Ответ очевиден: НАТО готовит удар. Повторяется ситуация, которая предшествовала СВО, повторяется канун 1941 года, и фронт может «расшириться».
Европа до сих пор не извлекла уроки из Второй мировой, кому-то нужен реванш за поражение в войне против СССР в 1945-м. Чтобы спасти свою экономику, им остро нужны наши дешевые ресурсы. И, как в 1812, 1914, 1941, они вновь хотят завладеть нашей землей и поработить русский народ.
Возможна ли большая война?
Исторический анализ нынешней ситуации дал еще в 2021 наш кинорежиссер Карен Шахназаров:
Европа объединялась: с Наполеоном один раз, второй раз — с Гитлером... Сегодня они объединились в третий раз. Надо отдать им должное... Они объединились тотально. И Югославию, и Грецию, и всё они под себя подобрали... Возглавили это все США, которые часть Западной цивилизации... Ситуация, в которой мы находимся, напоминает период перед Второй мировой войной. Политика нашего руководства в принципе примерно та же самая... — максимально оттянуть прямую конфронтацию...
В мае 2024 г. министр Чехии Мартин Дворжак заявил, что ситуация в мире напоминает происходящее в преддверии Второй мировой войны.
По мнению депутата бундестага Севим Дагделен: [«План победы» Зеленского над ядерной державой Россией – это план мировой войны].
Как заявил участник СВО, публицист Танай Чолханов: «В конечном счёте они готовят вторжение. Это очевидно. Дело в том, что многие во власти делают вид, что ничего не происходит. Что всё пройдёт само. Не пройдёт. Всё уже слишком далеко зашло».
Сравним это с загадками 1941 года. Как указывает историк В.Попов:
Большинство историков полагают, что Сталин был убежден: если Германию не провоцировать, она на СССР не нападет. Поэтому он скептически относился к разведданным о ведущейся полным ходом подготовке немецкой агрессии против Советского Союза.
Главное, Сталин понимал, что советская армия не готова, и оттягивал время. И он, бывший семинарист, безусловно, не хотел войти в историю как агрессор. В 1965 г. Жуков говорил: «...Сталин не хотел воевать. Мы были не готовы».
Но нам пока не нужен упреждающий удар по НАТО, нам нужен нейтрализующий удар по украинской военной машине: для завершения СВО и «отрезвления» НАТО.
Мы по-настоящему не готовились к войне с 2014 года, адекватны ли наши меры в ВПК вызовам с 2022? А ведь президент произнес свою Мюнхенскую речь еще в 2007. Но либералам было жалко денег.
Неужели за все это время нельзя было создать дроновую и антидроновую индустрию, производство комплектующих, чипов, запустить достаточную группировку спутников космической разведки, наладить производство средств военной связи, наконец, увеличить армию до реальных потребностей? «Мир меняется очень быстро. Теперь не большой побеждает маленького, а быстрый побеждает медленного» (Стивен Кови).
СССР перед войной делал гигантские шаги для военного строительства: просто не хватило времени, опыта и кадров, довлели «традиции гражданской войны».
Юрий Емельянов:
К сожалению, к 22 июня 1941 года выводы из уроков советско-финляндской войны не были полностью воплощены в жизнь. Отчасти это объяснялось отчаянной нехваткой времени для основательной подготовки… Красная Армия заметно отставала от германской по качеству некоторых видов вооружений, а также по обеспечению автотранспортом и радиосвязью..
Войны – катастрофические события истории, испытывающие как отдельные страны, так и их руководителей, выявляя все изъяны и недостатки.
Затягивание СВО выгодно Западу
Мы «перемалываем» ВСУ, но также истощаем свой военный и человеческий потенциал, и как только это будет критичным, НАТО скажет «фас»! Еще пару лет такой «маленькой войны», и количество перейдет в качество. России надо положить конец западному сценарию уничтожения русско-славянской цивилизации.
Последние удары по Торопцу, Тихорецку, Феодосии в полной мере раскрывают стратегию-минимум НАТО. Противник продолжит искать слабые места в нашей военной инфраструктуре и выводить их из строя, «склоняя нас к миру».
Если стратегия-минимум не сработает, НАТО может пойти дальше, решившись на нанесение руками ВСУ ограниченного нейтрализующего удара с территории Украины крылатыми ракетами под прикрытием БПЛА. Иначе говоря, НАТО может сделать то, что никак не можем сделать мы. При этом США не рискуют совсем ничем. Украина, как и Европа, — прокладка. России нельзя и невозможно ждать, пока НАТО и ВСУ в очередной раз накопят на Украине потенциал поражения.
Комментарии