Расстрел за неуборку снега, метод Френкеля в колхозах и крепостное право в 1961 году
На модерации
Отложенный
1. Революцию 1917 называют «рабоче-крестьянской», однако это не вполне верно. Рабочие среди революционеров были, но вот крестьян Ленин со Сталиным считали врагами: они называли их «последним буржуазным классом», то есть классом мелких собственников, с которым им следовало вести борьбу. Прикрепляю к посту характерный документ эпохи — советская власть решает вопрос очистки снега с железных дорог. Большевики приказывают исполнителям на местах брать заложников из числа крестьян, и если другие крестьяне будут чистить снег плохо, то расстреливать заложников.
2. Как известно, в ГУЛАГе в 1930-е годах практиковался так называемый метод Френкеля, названный по имени одного из начальников лагерной системы, Нафталия Френкеля (ссылка): норма пайка заключённых зависела от выполнения плана, и тех, кто план не выполнял, кормили на уровне ниже физического выживания. Менее известно, что этот «воспитательный приём» применяли не только в тюрьмах и лагерях, но и в колхозах. Историк Александр Дюков пишет (ссылка 1, ссылка 2, ссылка 3):
Оказывается, весной 1933 г. знаменитый метод Френкеля (дифференцированное питание в зависимости от выполнения плана) пытались внедрять в 1933 г. и в некоторых колхозах во время посевной – с тем же результатом. <…>
В 1933 г. в Еловатском колхозе "Заветы Ильича" Нижне-Волжского края во время весеннего сева ввели дифференцированную систему питания – не выполнил норму хотя бы на 10% — половину дневной выдачи сурогатного хлеба снимают (вместо 600-400 грамм в день получаешь 300-200).
Колхозники и без того голодали, а уж с такой системой работать совсем не могли. Плюс на время посевных работ их два месяца не отпускали из стана, если был дождь и день не работали – питание не выдавали. Потерявших трудоспособность исключали из колхоза как лодырей.
Дети колхозников, пока родители работали, находились в детяслях, где получали в день 100 грамм хлеба и 30 грамм крупы в день. Перед смертью их отправляли к родителям.
Колхоз почему-то стал вымирать. "За последние 10 дней в Еловатке умерло 45 чел. (в том числе 36 колхозников) в возрасте: от 1 до 10 лет — 16 чел., от 18 до 50 лет — 11 человек и старше 50 лет — 18 чел. Были случаи, когда трупы не убирались по нескольку дней ввиду беспомощного состояния остальных членов семьи умершего и в то время, как трудоспособные колхозники находятся в поле. Обнаружены факты погребения колхозников на своих усадьбах без гробов. Имел место случай, когда двое голодавших пошли в поле на охоту за сусликами и оттуда не вернулись умерли у суслиных нор". <…>
Что характерно — местное руководство колхоза с той же самой молочной фермы и птицефермы детям ничего не давало, да и свинью зарезать для того чтобы дети не умирали — как можно.
Председателем колхоза, морившим людей голодом, был двадцатипятитысячник с Ленинградского завода «Красный путиловец» П.С. Гжатский. <…>
Кстати, к вопросу о достижениях.
В 1917 г. в селе Еловатка (в котором в 1933 г. под руководством двадцатипятитысячника колхозники будут умирать с голоду) по переписи населения было:
757 хозяйств, лошадей — 1711, коров — 1046, плугов — 1430, сеялок — 879, косилок — 63, молотилок — 35, веялок — 244. Безкоровным было только 71 хозяйство.
3.
Читатели указали на грустную историю товарища Кузьминой, которую не выпустили из колхоза, хотя ей очень нужно было уехать (ссылка):
Кузьмина Е. П. (Дагестанская АССР, г. Кизляр, колхоз "Вперед"):
«Мой муж в январе 1961 г. уехал из колхоза и работает в г. Волжском электросварщиком. Я хочу переехать к нему с дочуркой. Но из колхоза меня не отпускают. Председатель говорит: «Живи здесь, он сам к тебе приедет». А председатель исполкома т. Шандыбин посоветовал выйти замуж за другого. Прокурор сказал, что колхоз сам хозяин. Помогите, чтобы мы жили семьей».
По сообщению председателя колхоза «Вперёд» товарища Фистова в колхозе 2500 человек. В текущем году до 30 человек, главным образом молодежи, самовольно уехали из колхоза. Более 15 человек отпущено на учебу. Сейчас человек 70 желают выехать на работу в город. Муж Кузьминой был отпущен колхозом на учебу, вместо этого он устроился на работу в городе Волжском. На общем собрании колхозников в выезде в город Кузьминой отказано.
Дело, как видите, происходит уже даже не при Сталине, а ближе к концу правления Хрущёва. Времена уже вегетарианские, голодом никого не морят. Но всё же же советское крепостное право ещё работает — отменят его окончательно только после 1974 года.
Комментарии