Балашихинская рабовладелица
На модерации
Отложенный
Нет никакой официальной статистики попрошаек. Различные эксперты утверждают, что их десятки тысяч. Власть ввела штрафы за попрошайничество (максимально 2500 рублей), а некоторые депутаты предлагают даже сажать попрошаек в тюрьму за тунеядство и мошенничество. Например, в Норвегии закон о запрете попрошайничества действовал до 2005 года. Оригинальные способы борьбы с попрошайничеством применяются в столице Индонезии Джакарте – там того, кто даёт милостыню, могут оштрафовать на 5 тыс. долларов или даже арестовать на 6 месяцев. Для большинства зарубежных стран основной мерой воздействия на лиц, занимающихся попрошайничеством, является штраф. Вместе с тем армия попрошаек не уменьшается. В попрошайничество втягивают детей, инвалидов, мигрантов, беженцев и прочие социально незащищённые слои. Многие правозащитники и общественные деятели попрекают рядовых граждан тем, что подаяниями те буквально спонсируют мошеннические схемы.
Так сложилось, что в современном мире довольно прибыльным бизнесом стало попрошайничество. Стариков, инвалидов, женщин с детьми можно встретить у торговых центров, метро, остановок общественного транспорта, храмов и в других многолюдных местах. Мало кто интересуется, почему ребёнок, который сидит на руках у женщины-попрошайки, не плачет, а всё время спит, или сколько лет надо старику, чтобы действительно собрать себе на операцию. Люди, преимущественно не задумываясь, просто дают деньги или продукты и спокойно идут по своим делам.
Согласно подсчётам различных правозащитных организаций, среди попрошаек истинных нуждающихся – до 15%, остальные – участники различных мошеннических схем. Люди идут «на паперть» или по своей инициативе, или же их заставляют. В последнем варианте попрошайничество тесно переплетается с работорговлей – попрошаек попросту «приобретают». Существует настоящая «нищенская мафия». Это и немудрено, ведь в многолюдных местах больших городов попрошайки могут зарабатывать по несколько десятков тысяч рублей в день! Существуют целые категории попрошаек: это и инвалиды, и «мадонны» (женщины с детьми), «чемоданщики» (люди, которые сидят у вокзалов и просят на билет), «православные» (старики и старухи, стоящие у храмов) и прочие. В ноябре 2018 г. в Тольятти двое неизвестных похитили безногого мужчину, чтобы использовать его для попрошайничества. В 2021 г. в Подмосковье правоохранители задержали нескольких мигрантов, которые принуждали к попрошайничеству двух женщин. В марте 2021 г. в Подольске задержали двух мужчин, которые в частном доме удерживали четырёх мужчин-инвалидов, заставляя просить милостыню. Чудовищный случай произошёл в 2022 г. в городе Краснослободске Волгоградской области – злоумышленники заставляли заниматься попрошайничеством 16-летнего парня-инвалида, выставляя того у трассы – у него из родных была только бабушка. Всё продолжалось до того момента, пока не произошёл несчастный случай и бедолага не погиб. Такие случаи не единичны – общественности становится известна лишь малая часть реальной статистики. В апреле 2024 г. благодаря сотрудникам из движения «Альтернатива» удалось разоблачить украинку, организовавшую целую группу стариков-попрошаек, которые собирали в Подмосковье милостыню и приносили ей немалые барыши. Интересным оказался и тот факт, что стариков женщина покупала у цыган… из Беларуси.
ПОДЗАРАБОТАТЬ И ИЗБАВИТЬСЯ ОТ ОДИНОЧЕСТВА
Об организаторе криминальной «бизнес-схемы» Натальи Бутенко из открытых источников известно очень немного. Женщина утверждает, что является беженкой с Украины. У неё есть дочь, внуки. Несколько раз её штрафовали за попрошайничество, поскольку изначально занималась этим «бизнесом» она сама.
Информацией о том, кто придумал схему «покупки» стариков в соседней Беларуси, располагают лишь следственные органы. Работала она так: Наталья договорилась с цыганами из Гомеля, чтобы те находили ей одиноких стариков, у которых нет родственников (или те не поддерживают со стариками контакты), у которых проблемы с деньгами и жильём. Непосредственно в Беларуси цыгане подходили к потенциальным жертвам и предлагали подзаработать в Москве и Подмосковье. Работу обещали физически нетяжёлую, с хорошей оплатой – в сфере рекламы. Мужчины соглашались, мотивируя своё решение тем, что хотели улучшить своё финансовое положение и избавиться от одиночества – побыть среди людей, посмотреть другие города. Наталья даже устраивала им по видеосвязи кастинг – осматривала внешний вид, проводила собеседование. По результатам кастинга, если мужчина получал одобрение, его ожидала поездка в Москву.
Арина Файрушина, представитель движения «Альтернатива»: «Точной информации о том, откуда у неё связь с белорусскими цыганами, нет. Но, как сама Наталья говорила (видео публиковали), она годами попрошайничала сама, видимо, за это время нашла подельников».
Среди опрошенных журналистами мужчин не было маргиналов. Один из пенсионеров был плотником, который более 40 лет проработал на стройках. В числе попрошаек был и ветеран Афганистана, и дедушка, который отбыл ранее небольшой срок (10 месяцев) за воровство коляски. Все пенсионного возраста. Мужчин объединяло то, что все они или редко общались со своими родственниками, или вообще не общались. Теоретически пенсионеры могли дать Наталье отпор, поскольку пребывали не в худшей физической форме, но не делали этого. Возможно, их сдерживал страх расправы со стороны «крыши» Бутенко, а возможно, условия были сносными, и люди надеялись, что пробудут там недолго и даже что-то заработают.
Адвокат Анастасия Тюняева, Москва: «26 апреля 2024 г. возбуждено уголовное дело по статье «Использование рабского труда» в Балашихе. Женщина, украинка, находясь на территории Москвы, имея связи, действуя в составе организованной группы, находила через своих посредников в Республике Беларусь социально незащищённых людей (тех, у кого нет денег, крова, родственников). В основном это люди за шестьдесят. К таким людям подходили цыгане и предлагали заработки в Москве – стоять с рекламными плакатами. Люди соглашались и их перевозили из Гомеля в Москву».
ВМЕСТО РЕКЛАМЫ – ПАПЕРТЬ
Пенсионеров привозили на одну из квартир в городе Балашихе, где просили паспорта, чтобы якобы сделать ксерокопии. Получив паспорта, Наталья, естественно, не собиралась их возвращать владельцам документам. Более того – женщина прибегала к угрозам и запугиваниям, требовала отработать долг – деньги, которые она заплатила за их проезд и «трудоустройство». Одному из мужчин женщина прямо заявила, что… купила его за 60 тыс. рублей.
Наталья грозилась расправой (вывезти в лес), угрожала связями в правоохранительных органах. У Бутенко были сообщники: её бывший муж Анатолий, который преимущественно развозил попрошаек, и молодая женщина Ирина, которая присматривала за пенсионерами. В балашихинской квартире пенсионеры получали и обещанную «рекламу» – таблички, с просьбой дать денег на содержание внуков, родители которых умерли. Мужчины получали также документы якобы на внуков (фальшивые или утерянные) и «непонятные» свидетельства о смерти. Своим «рабочим» украинка даже купила «рабочую» одежду.
ДЛИТЕЛЬНЫЙ РАБОЧИЙ ДЕНЬ, ПОБОИ И РАЗЛИЧНЫЕ УЛОВКИ
Интересный момент – Бутенко проживала в той же квартире, где и её «рабочие». Пенсионеров нормально кормили, не было антисанитарных условий, пьянок и скандалов. Рабочий день начинался примерно в 8–9 часов утра, когда пенсионеров развозили по точкам, и заканчивался примерно через 10–12 часов. Каждый из попрошаек получал телефон, по которому связывался с «работодателем», давал отчёт о заработанных деньгах, говорил о возникших проблемах (дождь, полиция и так далее). Пенсионерам было строго запрещено разговаривать на «рабочем месте» с людьми – молча стоять с табличкой, показать в случае надобности документы на фиктивных внуков. Если люди давали продукты питания, всё нужно было относить в «общак». Наталья запрещала употреблять продукты и утверждала, что один из ослушавшихся был избит скалкой и «долго ходил синий».
Евгения – жительница дома, в которой находилась «нищенская квартира»: «Я видела, что там живёт много мужчин, но думала, что гастарбайтеры. Вели себя тихо, никаких пьянок и драк. Их целыми днями практически не было дома. У соседей они не вызывали никаких подозрений. Живут – пускай живут, никому же не мешают, не развели клопов и тараканов».
По утверждению мужчин, украинка требовала у них заработки в размере 10–15 тыс. рублей в день, хотя чаще всего удавалось приносить 6–8 тыс. руб. Если они приносили маленькие сумы, их могли лишить выходных, или даже избить – Наталья использовала для этого деревянную обмотанную скотчем палку. По словам одного из её «работников», она отлупила его так, что на теле остались синяки и борозды. К старикам на «точки» регулярно наведывалась подручная предприимчивой украинки Ирина, которая забирала «заработок», интересовалась ситуацией и прочим. По словам обитателей «нищенской квартиры», в среднем каждый из них зарабатывал более 200 тыс. рублей в месяц.
Адвокат Анастасия Тюняева, Москва: «Людям угрожали, некоторых даже побили. Многие из стариков хотели получить деньги и уехать, но женщина им не давала денег».
Бутенко могла прибегнуть и к различным уловкам и хитростям: угостить спиртным, пообещать, что вскоре отпустит да ещё и даст денег. Например, на день рождения внучки одного из своих «работников», она купила им бутылку водки, чтобы выпили за здоровье девочки. На глазах у пенсионеров женщина действительно отпустила одного старика, у которого были проблемы со зрением, и утверждала, что выплатила ему сумму, которую он заработал за полгода – несколько сотен тысяч рублей. Естественно, деньги старик не увидел.
«Выходной день» у её работников также был выходным весьма условно – они помогали Наталье убирать квартиру. Иногда женщина позволяла им позвонить своим родственникам, но под её надзором, чтобы те не бросились на поиски своих стариков.
ПОМОЩЬ «АЛЬТЕРНАТИВЫ»
В балашихинской квартире, по разным данным, проживало более шести пенсионеров. Мужчины практически не общались между собой и ждали только того момента, когда Бутенко попросту отдаст их паспорта. Некоторые старики занимались попрошайничеством несколько недель, у других счёт шёл на месяцы. Неизвестно, сколько бы ещё эта украинка занималась своим «бизнесом», если бы одного из пенсионеров не заметила у ТЦ «Галерея» (г. Подольск) одна небезразличная женщина.
Она его разговорила. Виктор Чикунов рассказал женщине, что занимается попрошайничеством не по своей воле. Та сразу же сообщила эту информацию на горячую линию движения «Альтернатива» – там помогают людям, которые попали в рабство и в другие сложные обстоятельства. Сотрудники «Альтернативы» прибыли на место, проверили информацию и обратились в полицию.
Далее совместно с полицией сотрудники «Альтернативы» наведались в злополучную квартиру, где и застали саму Бутенко. Поначалу женщина всё отрицала, но потом отдала сотрудникам правоохранительных органов паспорта своих «работников». Украинка не только не признала свою вину, но и утверждала, что помогала старикам – одевала, кормила, давала кров.
Интересен и тот факт, что часть пенсионеров подтвердила, будто бы занималась попрошайничеством по собственному желанию, без принуждения. Тем не менее, Бутенко задержали, и она содержится в следственном изоляторе. Ей инкриминируют статью 172 УК РФ – «Использование рабского труда». Статья довольно редкая в юридической практике, и по ней возбуждаются единицы уголовных дел.
Адвокат Анастасия Тюняева, Москва: «Если эти люди пошли бы вот так просто в полицию и сообщили, что нас удерживают в рабстве, то их бы скорей всего развернули попросту и сказали: «Все мы трудимся, не сочиняйте». Люди были попросту запуганы».
Во-первых, пенсионеры боялись обращаться в правоохранительные органы, поскольку подозревали, что там у Бутенко есть связи. Во-вторых, они опасались, что их, как жителей другой страны, привлекут к ответственности за попрошайничество. Некоторые боялись того, что украинка и её сообщники смогут на них «повесить» разные преступления, например, кражи.
Но вмешались правоохранительные органы, пенсионерам возвратили их паспорта. Часть мужчин вернулась на Родину, встретились с родственниками. Некоторые ещё остаются в Москве/Подмосковье, нашли временное жильё и работу.
ОЧЕНЬ МНОГО ВОПРОСОВ ОСТАЛОСЬ БЕЗ ОТВЕТОВ
Несмотря на то, что Наталья Бутенко задержана, её подельники: бывший муж Анатолий и некая Ирина – сбежали, и об их местоположении нет никакой информации. Скорей всего Бутенко лишь звено преступной цепочки, ОПГ. С трудом верится, что эта женщина могла самостоятельно наладить сотрудничество с белорусскими цыганами, переправлять людей в Москву. Сами потерпевшие утверждают, что женщина имела связи в правоохранительных органах. Возникает также вопрос, как цыгане вычисляли потенциальных жертв в самой Гомельской области. Могли ли они цепляться к первому попавшемуся старику или же знали, к кому подойти?
Юристы, которые защищают права пострадавших пенсионеров, жалуются на то, что правоохранительные органы отказывались возбуждать дело о торговле людьми, хотя все факты говорят об обратном. Если женщине предъявят обвинение по статье «Торговля людьми», то она может получить до десяти лет лишения свободы, если же останется одна статья «Использование рабского труда», Бутенко ждёт незначительное наказание – от 3 до 5 лет.
Файрушина Арина, представитель движения «Альтернатива»: «Сразу скажу, что уголовное дело возбудили и по использованию рабского труда, и позже по торговле людьми. Мы об этом писали. Знаем, что со статьёй «Торговля людьми» были заминки, дело возбуждали, потом отказывали, потом опять возбуждали. На данный момент, насколько мне известно, всё в порядке по обеим статьям».
Остаётся надеяться, что правоохранительные органы не будут игнорировать предоставленные движением «Альтернатива» и юристами доказательства и смогут наказать всех виновных в этом деле.
Автор: Алексей СТАЦЕНКО
Комментарии