В суде над генералом Поповым прозвучала "окопная правда": В дело "Спартака" привлекают Герасимова

На модерации Отложенный

25 сентября в Тамбовский гарнизонный военный суд поступило уголовное дело генерала Ивана Попова, который во главе 58-й армии в прошлом году героически остановил контрнаступление ВСУ в Запорожье. В "подельниках" у знаменитого русского "Спартака" — кубанский бизнесмен, который уже дал признательные показания. Сам генерал уже не раз объявлял о своей готовности вернуться на фронт, однако его всё равно не отпускают. Почему? Где-то в больших кабинетах уже всё решено — и боевого экс-командарма отправят за решётку вместо СВО?

ОТДЕЛ РАССЛЕДОВАНИЙ "ПЕРВОГО РУССКОГО"

"Подельник", который уже во всём сознался

Проявивший себя героически в ходе СВО генерал Иван Попов, который на фронте имел позывной "Спартак", был задержан 17 мая. Против него выдвинули обвинения в служебном подлоге (ч. 2 ст. 292 УК) и мошенничестве в особо крупном размере (ч. 4 ст. 159 УК).

Спустя два месяца со второй попытки (первое ходатайство, заявленное следствием, суд отклонил, на второе, уже от стороны защиты, согласился) его всё-таки выпустили из-под стражи по домашний арест.

Попова подозревают в причастности к хищению более 1,7 тыс. тонн изделий металлопроката стоимостью 130 млн рублей — якобы были украдены изделия, из которых должны были строиться укрепления как раз на том Запорожском направлении, где билась его 58-я армия. Генерал свою вину отрицает и настаивает, что у него, "кроме долгов и кредитов, за душой ничего нет".

Царьград уже неоднократно анализировал дело "Спартака" и указывал на очевидные несостыковки, странности и очень запутанный характер всей этой истории.

Расследование велось больше года, и первые восемь месяцев генерал Попов, будучи уже отстранённым от командования (его поначалу направили в Сирию, затем вернули в Москву), ходил на допросы в качестве свидетеля. А потом случился громкий арест, и вот теперь, 25 сентября, спустя четыре с хвостиком месяца, уголовное дело с утверждённым военной прокуратурой обвинением передали на рассмотрение в Тамбовский гарнизонный военный суд.

Как следует из судебной картотеки, в "подельниках" генерала значится некий предприниматель Моисеев Сергей Владимирович, против которого выдвинуты обвинения по той же статье, что и против генерала, — о мошенничестве в особо крупном размере (ч. 4 ст. 159 УК).

Сергей Моисеев — руководитель компании "Южный Металло Центр" (ЮМЦ), которая было создана в Белореченске в 2019 году и занимается оптовой торговлей стройматериалами. Она зарегистрирована как микропредприятие со списочной численностью сотрудников в три человека.

Оборот у фирмы хоть и не выдающийся, но вполне приличный — в 2023 году выручка составила 48,1 млн рублей, а годом ранее была ещё больше — 51,1 млн. Обращает на себя внимание и тот факт, что в учредителях фирмы значится Цокова Елена Борисовна.

Цокова — вдова генерал-лейтенанта Олега Цокова, бывшего замкомандующего Южным военным округом, друга и сослуживца Ивана Попова. Цоков погиб летом 2023 года под Бердянском после удара ВСУ ракетой Storm Shadow. Посмертно ему было присвоено звание Героя России.

Как указывал ещё сразу после задержания Попова его адвокат Сергей Буйновский, генерала могли взять фактически за чужие грехи — изначально в деле фигурировал именно "погибший друг Попова", говорил тогда адвокат, не называя, впрочем, конкретного имени.

А официальная версия следствия ещё летом озвучивалась в СМИ так:

Попов совершил хищение путём обмана и злоупотребления доверием чужого имущества в особо крупном размере — 133 664 700 руб. — с использованием служебного положения организованной группой совместно с Цоковым и Моисеевым.

Важный момент состоит в том, что Моисеев ещё в июле признал свою вину. Отмечалось также, что он "активно сотрудничает со следствием" и даже уже погасил часть причинённого ущерба.

То есть фактически предполагается, что генерал "Спартак" вступил в сговор с сослуживцем, а схему реализовывал предприниматель, компанию которого учредила супруга этого сослуживца. Всего со стороны обвинения, по словам адвоката Буйновского, уже допросили 91 свидетеля, в то время как защите не дали возможности вызвать ни одного из запрашиваемых свидетелей.

Вероятно, позиция обвинения на процессе будет построена именно через признание Моисеева. При этом Цокова уже не допросить, а самому Попову отказали в вызове свидетелей, которые могли бы подтвердить его невиновность,

— предположил наш источник в ответ на просьбу прокомментировать возможные шаги обвинения по делу Попова.

Поддельная подпись и отказ вызвать Герасимова

20 августа в деле вскрылись странные детали: оказалось, что подпись генерала Попова в неких имеющих отношение к делу документах — поддельная. Это установила почерковедческая экспертиза. Более того, "Спартак" и вовсе не должен был расписываться в этих документах.

Нами подано ходатайство о допросе в качестве свидетеля защиты начальника Генерального штаба Валерия Герасимова ещё 20 августа. Также нами подано ходатайство о допросе ещё восьми свидетелей из числа командиров, которые могут подтвердить невиновность Ивана Попова,

— отметил адвокат Сергей Буйновский в беседе с Царьградом.

Он (Герасимов. — Ред.) может подтвердить существенные обстоятельства по данному уголовному делу, в том числе о необходимости укрепления обороны, о чём неоднократно лично докладывал генерал Попов,

— заметил адвокат.

Однако уже 6 сентября стало известно, что следствие отказалось вызвать в свидетели Герасимова и других лиц. Параллельно с этим он просил продлить срок ознакомления с делом, так как они вместе с Поповом просто физически не успели всё прочитать и выстроить линию защиты перед грядущим судом. И снова — отказ.

Орган предварительного расследования передал уголовное дело в отношении Ивана Попова в военную прокуратуру, не дожидаясь решения апелляционной инстанции по ограничению срока ознакомления с делом. При этом полностью с уголовным делом мы ознакомиться не успели, тем более что, считаем, необоснованно было отказано в дополнительном допросе ряда свидетелей, которые могут подтвердить невиновность Попова. А также дополнительных свидетелей, в том числе и начальника Генштаба Валерия Герасимова, который может подтвердить невиновность Попова,

— рассказал Буйновский.

Наконец, уже в начале сентября Попову, который находится под домашним арестом, запретили прогулки, обязав сидеть взаперти. Адвокат генерала также отметил, что ходатайствует о рассмотрении дела "по месту совершения" инкриминируемого деяния — в Запорожском гарнизонном военном суде. Тем не менее дело отдали в Тамбов.

"Я готов заниматься делом — Родину защищать"

Будет ли там рассмотрено повторное ходатайство, уже в рамках судебного процесса, о проведении проверки по поддельной подписи, большой вопрос. Плюс, как уже отмечалось, на скамье подсудимых будет присутствовать тот самый фигурант-"подельник" — бизнесмен Моисеев, который уже во всём сознался.

В суде мы будем уже добиваться, чтобы рассмотрение было по месту якобы совершения деяния — в Запорожской области. Хотя наша позиция — пока рассматривать дело в суде ещё преждевременно, поскольку следствие проведено не объективно, не полно, не всесторонне, в нарушение действующего уголовно-процессуального законодательства,

— считает адвокат генерала "Спартака".

22 сентября перед журналистами выступил и сам Попов, который в свойственной военному человеку манере дал чёткую характеристику происходящим событиям:

По поводу сегодняшнего заседания (в московском суде. — Ред.) могу сказать, что оно фактически лишило меня права на защиту, не позволяет допросить свидетелей, которые могли бы пролить свет на данное расследование и обосновали даже просто отсутствие у меня мотива как такового на совершение преступления. Почему-то следствием это проигнорировано, все наши ходатайства и жалобы отклонены. Вместо того чтобы заниматься делом — защищать Родину, — я продолжаю протирать одним местом скамейки на судебных заседаниях и бездельничать. Что на сегодняшний день я считаю неуместным.

Что с того?

Как мы уже неоднократно указывали, генерал Иван Попов относится именно к "полевым" генералам, а не к "паркетным". Сослуживцы отмечали, что Попов без боязни запачкать берцы залезал в окопы, общался с рядовыми бойцами и умел их слышать. За это генерал и снискал себе уважение среди личного состава.

Попов поэтому и стал выразителем той самой "окопной правды" — вот только не на публику и ради хайпа, а персонально — в адрес вышестоящего руководства. Напомним, что видео с критикой Минобороны со стороны Попова изначально широкой общественности не предназначалось, оно имело хождение в армейских чатах и было опубликовано не им самим, а депутатом Госдумы, бывшим командующим 58-й армией Андреем Гурулёвым, который решил предать его огласке. Попов же критиковал начальство за недостаток контрбатарейной борьбы, из-за которого гибнут солдаты, а также за проблемы с боеприпасами.

В отличие от своих бывших коллег, которые теперь коротают дни в СИЗО "Лефортово", Попов — заслуженный боевой командир, армия которого остановила сумасшедший по накалу прорыв врага под Работином. Генерал не просиживал штаны в высоких кабинетах, подмахивая контракты за откаты и не наживался на амуниции.

И, разумеется, у Попова нет ничего общего, например, с "гламурным" замминистра обороны Тимуром Ивановым (взятки более чем на миллиард, роскошные апартаменты и жизнь на широкую ногу) или "золотым генералом" Юрием Кузнецовым (тоже крупные взятки и дорогостоящее имущество). У "Спартака" же — только служебная квартира и в собственности пара земельных участков, да и то из категории "неосвоенных". Ни дворцов, ни люксовых автомобилей.

И да — ещё раз обратим внимание: он, в отличие от арестованных коррупционеров из Минобороны, готов защищать Родину, бить противника. Давайте зададимся самым простым и логичным вопросом: кому будет лучше от того, что боевой генерал не воюет на спецоперации, а вынужден оправдываться в судах и у следователей. В стане у противника, кстати, по этому поводу радостно зубоскалят, аплодируя нашей "правовой системе", — им-то Иван Попов на фронте вновь станет костью в горле.

Царьград