ПРИЗРАК ФУРЦЕВОЙ БРОДИТ ПО КРЫМУ

На модерации Отложенный

 Министр культуры АР Крым Алёна Плакида планирует перевести Крымскую филармонию на хозрасчет

 Республиканская организация "Крымская филармония" основана 1 января 1939 г. в г. Ялта.  В настоящий момент "Крымская филармония" - это крупнейшая концертная организация не только в Крыму, но и в Украине. В штате учреждения - 327 сотрудников, из которых более 200 - артистический и художественный персонал. 

Коллективы и артисты Крымской филармонии - постоянные участники Международных, Всеукраинских и Всекрымских фестивалей, торжественных концертов, посвященных знаменательным датам и государственным праздникам. Ни одно праздничное мероприятие в Крыму не обходится без участия артистов филармонии.

Казалось бы – всё в порядке, 72 года искусство в Крыму процветает, все довольны. Но…

 

Всё не то и не так

Как оказалось, все эти годы Крымская филармония делала всё не то и не так.

Артисты и музыканты занимались пением, танцами, игрой на музыкальных инструментах, фестивалями – в общем, чем угодно, кроме зарабатывания денег для державы.  Люди пели и плясали за казённый счет – то бишь, сидели на шее у государства, не принося ему дохода, как, например, «Криворожсталь» или донецкие угольные шахты.

Пришла пора положить конец этому беспределу. Филармония из бюджетного предприятия должна превратиться в хозрасчетное и начать наполнять крымскую казну живыми деньгами.

Примерно такую позицию заняла Министр культуры АРК Алена Плакида.

«Сегодня мы анализируем все те показатели, которые свидетельствуют об эффективной работе, прежде всего, филармоний (!) и театров. Наша задача, проанализировав их деятельность, увидеть, как они будут развиваться в дальнейшем, потому что наша задача – вдохнуть жизнь в те учреждения культуры, которые находились в застойном состоянии» - заявляет свежеиспеченный министр культуры, ранее занимавшаяся вопросами регуляторной политики и предпринимательства и окончившая политех по специальности экономист-менеджер.

Далее Алена Плакида сообщает, что намерена перевести Крымскую филармонию на хозрасчет. То есть, филармония должна будет не только зарабатывать деньги на своё существование, но и пополнять крымский бюджет налогами.

На сегодня вся бюджетная дотация Крымской филармонии покрывает только фонд заработной платы. Все прочие расходы на свою деятельность покрывает сама филармония - костюмы, транспорт, на изготовление и расклейку афиш,  аренду залов, рекламу.

Однако в одночасье превратиться в предпринимателей и начать зарабатывать деньги еще и на зарплату и налоги артисты уже не смогут. Задача работников культуры – нести в массы искусство, а не содержать государство.  Это понимают во всем мире, и во всем мире академическая культура дотируется государством – без вопросов и без надрывных стенаний о тяжести культурного бремени.

СПРАВКА:

Плакида Алена Александровна родилась 1 апреля 1979 года в пгт. Константиновка Арбузинского района Николаевской области.

В 2001 году окончила Национальный технический университет «Харьковский политехнический институт» по специальности «менеджмент организаций».

С 2009 года является слушателем Крымского юридического института Одесского государственного университета внутренних дел.

Начала свою трудовую деятельность в сентябре 2001 года экономистом электрических сетей Феодосии ОАО «Крымэнерго».

Работала старшим экономистом операционного отдела феодосийского филиала ЗАО «Приват банк», заместителем директора Крымского регионального центра инновационного развития (Симферополь).

С июня 2009 по сентябрь 2010 года – глава Представительства Государственного комитета Украины по вопросам регуляторной политики и предпринимательства в АРК.

С сентября 2010 года по ноябрь 2010 года – начальник отдела представительства в АРК, Одесской, Николаевской, Херсонской областях Госкомитета по вопросам регуляторной политики и предпринимательства.

С ноября 2010 по февраль 2011 возглавляла министерство по делам семьи, молодежи и спорта АРК.

С февраля 2011 года  переведена на должность заместителя министра по делам семьи, молодежи и спорта АРК.

С апреля 2011 по июль 2011 года занимала должность первого замминистра культуры АРК.

С 14 июля 2011 года – занимает должность министра культуры АРК.

 

Алену Плакиду понять можно – менеджер-экономист привык, что предприятие должно приносить прибыль. Она знает, что такое хозрасчет, она знает, что такое доходная и расходная часть, она имеет понятия о диверсификации производства и прочих тонкостях производственно-инженерного менеджмента.

Проблема в том, что филармония – не завод, а учреждение культуры в уставных целях не ставит задачей получение прибыли.

Так же, как не ставит задачей получение прибыли школа, детский сад, приют для бездомных и многие другие организации, главной задачей которых является не погоня за деньгами, а сохранение в обществе человечности – понятия, отделяющего людей от животных. Да, в школах собирают с родителей деньги – но не ради прибыли, а ради выживания школы, которая не получает должного финансирования от государства. Да, филармония зарабатывает деньги – но не в том объеме, который позволяет достойно существовать её работникам.

Как вы думаете, сколько денег заработает министр культуры АРК Алена Плакида, если возьмёт в руки скрипку  и выйдет с ней на улицу? Наверное, не очень много – раз она этого до сих пор не сделала и довольствуется скромной зарплатой министра культуры. Но именно это – скрипку в зубы и на тротуар - она предлагает сделать артистам Крымской филармонии, предлагая перевести её на хозрасчёт.

 

Немного философии

Поп-культура и культура академическая – разные культуры. Соответственно – разные цели, задачи. Соответственно – и разные деньги.  

Поп-культура – это чистой воды бизнес. Производство быстро- и много продаваемого продукта – песенного, танцевального, игрового.

Для продажи больших объемов нужно много потребителей.  Поэтому поп-культура идёт на поводу у животных инстинктов – стадности, сексе, агрессии – дающих максимальный «выхлоп» в плане привлечения толп народа. Поэтому она проста,  бездумна и популярна. Для игры на базовых инстинктах - и «блестящая жизнь» отдельных  поп-звезд и ансамблей, поражающая воображение невежественных обывателей, не понимающих, что весь этот напускной блеск – обычная рекламная мишура.

 Культура академическая призвана развивать и совершенствовать не инстинкты. Задача академической культуры – вырастить человека в духовном плане,  поднять его на качественно иной уровень. Уровень духа, уровень восприятия, уровень осознания – музыки, вокала, игры, себя, мира…

«Когда поэзия есть, многие её не замечают. Но когда поэзии нет – люди начинают задыхаться» - сказано о поэзии, но с полным на то основанием может быть отнесено и к опере, и к классической музыке и к академической культуре в целом.

Это сложно. Это не всем доступно. Это трудно понять. Поэтому толп обезумевших фанатов академическое искусство не имеет.

Соответственно – не имеет и такого объема финансовых потоков, как массовые поп-шоу, единственной целью которых является сбор денег у населения.

В этом заключается разница между поп-культурой и культурой академической.

Эту разницу  следует понимать. Эту разницу следует чувствовать. Этой разницей следует руководствоваться, развивая обе эти культуры, которые востребованы обществом в разной степени – но очень большой вопрос, какая из них для общества важнее.

 

Новые направления деятельности

 «Пока мы не видим принципиально новых направлений, которые могут быть у филармонии, но я надеюсь, что к концу года будут сформированы новые предложения» - заявила журналистам Алена Плакида.

Это заявление – заявление менеджера-производственника. Завод, выпускающий гайки, легко может выпускать шайбы. Деревообрабатывающий цех  сегодня может выпускать столы, а завтра – стулья. Или штакетник, если на него пойдет спрос. 

На музыкальных инструментах, в принципе, тоже можно играть разную музыку. Барабан одинаково востребован как в симфоническом оркестре, так и на поп-сцене. И труба, и скрипка…

Проблема не в инструментах, а в людях. Академический вокалист не поёт попсу, если его фамилия не Басков. Симфонические оркестры не играют на свадьбах. На сценах академических театров не исполняют стриптиз.

Какие же новые направления могут быть у филармонии, если сама министр культуры этих направлений не видит, но бодро обещает запустить их в дело к концу года?

Можно пофантазировать насчет выступлений симфонического оркестра топлесс, обслуживания корпоративов пьесами Шекспира, приватным балетом с последующей игрой на чьём-нибудь «гобое» в ночных клубах… но это уже не будет филармонией. Это будет называться другим словом. Как называется другим словом любой предмет, исполняющий несвойственные ему функции. Молоток, которым проломили голову, из орудия труда превращается в орудие убийства. И в такое же орудие убийства может превратиться перевод на хозрасчет – если вместо производственного предприятия его применить к учреждению культуры.

Нет и не может быть у филармонии иных направлений деятельности, кроме как возвышать людей искусством.

«Основной целью создания и деятельности Филармонии является организация и проведение культурно-массовых зрелищных мероприятий, осуществление музыкально просветительской  деятельности с целью повышения культурно-эстетического уровня населения и, в первую очередь – молодого поколения, проведение выступлений художественных коллективов, исполнителей» - сказано в уставных документах Республиканской организации «Крымская филармония». Но в этих документах не сказано, что филармония должна делать это за свой счет. Иначе – зачем тогда нужно государство? Исключительно для содержания чиновников?

Весь прогрессивный мир знает, что без истинного искусства, духовного академического воспитания, любая нация, любой народ, любой социум  достаточно скоро превращается в орущее, жрущее и пускающее слюни  быдло. Без вариантов. 

Пропаганду классической музыки, в первую и единственную очередь, осуществляет в Крыму Академический симфонический оркестр Республиканской организации «Крымская филармония», который в этом году отметит свое 75-летие. Но высокая музыка и академическое искусство несовместимы даже со словами «креативненько» и «смекалисто», которые так  любит повторять крымский министр культуры.

При этом Алена Плакида почему-то не озвучивает, что главной задачей Министерства культуры АРК, является поддержка и развитие искусства, которое поддерживалось даже в период Великой Отечественной войны – а вовсе «хозрасчётное» решение финансирования Республиканской организации «Крымская филармония».

Уже упомянутая статья 26 Закона Украины «О культуре» предусматривает следующие источники финансирования учреждений культуры:

«1. Расходами на содержание учреждений культуры являются:

            - средства государственного и местных бюджетов;

            - средства, получаемые от ведения хозяйственной деятельности  оказания платных услуг;

            - гранты, благотворительные взносы, добровольные пожертвования физических и юридических лиц, в том числе и иностранных;

- другие не запрещенные законодательством источники.

2. Учреждения культуры общегосударственного и местного уровня базовой сети в зависимости от формы собственности содержатся или получают финансовую поддержку соответственно за счет средств Государственного бюджета Украины, бюджета Автономной Республики Крым, других местных бюджетов, а также средств учреждений, организаций, граждан и их объединений.

Частные учреждения культуры финансируются их учредителями».

Крымская филармония – не частное предприятие, поэтому не может финансироваться за счет учредителей.  Но, как видно из положений закона, для содержания учреждений культуры можно использовать достаточно много источников, первыми из которых названы государственный и местный бюджеты. 

А раз так…

Почему вся «забота» о Крымской филармонии сводится к урезанию зарплат артистов и упорным попыткам перевести филармонию на хозрасчет – вопреки всем положениям и нормам законодательства?

Если содержание филармонии непосильно для бюджета АРК – почему бы министру культуры АРК не пробить дополнительное финансирование из Госбюджета Украины?

Если закон позволяет привлекать для финансирования учреждений культуры благотворительные взносы и гранты – почему бы Министерству культуры АРК не разработать и не реализовать программу по привлечению спонсоров для филармонии?

Почему бы не сделать еще много чего, что позволило бы обеспечить нормальное финансирование филармонии – как это было в течение 72-х лет до Алены Плакиды?

То есть – почему бы не начать выполнять обязанности Министра культуры АРК, а кризис-менеджера?

Ответ на эти вопросы прост: для этого нужно работать. И работать в поте лица.

А зачем трудиться, когда можно просто отписать бумажку с приказом о хозрасчете и умыть руки? Мол, хочешь выжить – учись делать деньги.

А как же высокое искусство?

Да не переживайте вы за искусство! Шо, не знайдеться, кому на скрипці попілікати?..

 

Кадры решают всё

Бывали времена, когда финансовые возможности государства  было не в пример слабее, нежели сейчас.  Например, в 1944 году, когда шла ещё война, но в освобождённом Крыму нашли средства на возобновление деятельности филармонии. Были 90-е годы прошлого века, когда рушился Советский Союз и рождалась Украина – но даже в неразберихе и безденежье юного  государства находили средства на искусство.

Почему ТОГДА финансы были, а СЕГОДНЯ их вдруг не стало? Украина сегодня живёт хуже, чем в 1944-м? Вряд ли…

Дело не в финансах. История с Крымской филармонией – проблема не столько финансовая, сколько кадровая. «Беда, коль пироги начнёт печи сапожник…» - сказано еще в позапрошлом веке.

Кухарка не может управлять государством. История это доказала.

Рыба должна жить в воде. Менеджер-экономист должен управлять производством. Культурой должен заведовать  специалист в области культуры. Это – аксиомы. Их нарушение возможно – но тогда не будет результата, или результаты будут плачевными. Что мы и наблюдаем в конфликте между Крымской филармонией и Министерством культуры АРК.

История Крымской филармонии показывает, что это учреждение культуры заслужило право на существование и финансирование в той форме, в которой оно осуществлялось в течение более чем семи десятков лет. В свою очередь, 4-хмесячный срок пребывания менеджера-экономиста Алены Плакиды в сфере культуры вряд ли позволил ей стать столь крупным специалистом в этой области, чтобы лихо ломать многолетние традиции и рассчитывать при этом на положительный результат.

Спору нет – новые времена, новые веяния. Но хочется вспомнить генералиссимуса Суворова, который во время военных походов жил, ел и пил вместе с солдатами, перенося наравне с подчиненными все тяготы армейской жизни. Это позволяло ему точно знать реальные возможности людей и соотносить с ними свои стратегические планы. Такая тактика позволяла генералиссимусу выигрывать самые безнадежные баталии.

Так может быть, следуя примеру графа Суворова, министру культуры АРК стоит вначале перевести на хозрасчет своё министерство и себя лично – а уже потом тиражировать удачный опыт на подведомственные учреждения культуры?

Ринат Шаймарданов

СПРАВКА:

Республиканская организация "Крымская филармония" была основана 1 января 1939 г. в г. Ялте под названием Филармония на Южном Берегу Крыма. В ее состав вошел симфонический оркестр, созданный двумя годами ранее. В 1941 г. концертная организация курортного города временно прекратила свою деятельность в связи с оккупацией.

1 мая 1944г., когда немецко-фашистские захватчики еще находились в Севастополе, Крымская концертная организация была вновь открыта. Ежегодно проводя до 6 тысяч концертов мастеров искусств и художественных коллективов страны, Крымская государственная филармония стала центром пропаганды музыкального искусства народов Советского Союза.

Долгие годы основной деятельностью филармонии была организация концертных выступлений артистов и коллективов самых разных жанров. 

Самые именитые советские артисты гастролировали в Крыму. Это народные артисты СССР: И. Козловский, С. Лемешев, М. Максакова, В. Барсова, М. Обухова, З. Анджапаридзе, З. Бабий, Д. Ойстрах, С. Рихтер, Л. Коган, Д. Башкиров, В. Крайнев, И. Поторжинский, С. Гмыря, Е. Мирошниченко, Б. Руденко, Д. Гнатюк, В. Нарейка, Е. Саркибаев. 

Симфоническим оркестром Крымской государственной филармонии дирижировали самые выдающиеся дирижеры с мировым именем: Н. Рахлин, Н. Голованов, П. Сауль, М. Кажлаев, Ниязи и другие. С 1966 г. по 2004 г. художественным руководителем и главным дирижером оркестра был Народный артист Украины А. Ф. Гуляницкий. 

Постоянно в Крыму выступали выдающиеся мастера эстрады: А. Вертинский, А. Райкин, Л. Утесов, К. Шульженко, Л. Русланова, М. Эсамбаев. 

В 1972 г. директором филармонии был назначен А. С. Чернышов, с чьим именем связано реформирование филармонии. 14 апреля 1972 г. управление Крымской государственной филармонии было переведено из Ялты в Симферополь. В последующие несколько лет значительно укрепляется материальная база филармонии, расширяется география концертной деятельности, появляются новые солисты и творческие коллективы. 

В начале 70-х при филармонии создаются вокально-инструментальные ансамбли "Чайки", "Крымские зори" с солисткой - народной артисткой Украины Зоей Рудник.

На долгие годы связал с Крымской госфилармонией свою творческую жизнь народный артист СССР Юрий Богатиков.

В 1977 году в Крымскую государственную филармонию пришла работать народная артистка СССР София Ротару вместе с ансамблем "Червона рута" во главе с Анатолием Евдокименко. 

Главной заслугой А. С. Чернышова явилось то, что Крым стал основной музыкальной площадкой СССР. 

В 1973 году в Крыму был организован летний Всесоюзный фестиваль искусств "Крымские зори". Жители и гости Крыма из всех уголков страны получили возможность украсить свой отдых встречами с мастерами искусств. На праздниках, которые начинались в Ялте, а затем были продолжены в Симферополе, Алуште, Севастополе, Джанкое, Керчи, пели М. Магомаев и Ю. Гуляев, Л. Зыкина и Н. Гнатюк, С. Ротару и Ю. Богатиков, Э. Пьеха и В. Толкунова, Е. Серкебаев и Р. Рымбаева. "Крымские зори" познакомили слушателей с творчеством блестящих армейских ансамблей, оркестров, оперных исполнителей, академических и народных хоров, хореографических коллективов, популярных чтецов. 

С 1979 г. в рамках фестиваля стал проводиться конкурс на лучшее исполнение песен стран социалистического содружества. Благодаря конкурсу страна узнала новые имена исполнителей, которым предстояло звездами разгореться на песенном небосклоне: Валерий Леонтьев и Александр Серов, Николай Мозговой и Азиза, Леонид Агутин и Марина Хлебникова, Филипп Киркоров и Таисия Повалий. 

В 1980-е годы в Евпатории родился Детский музыкальный фестиваль. На встречу с юными зрителями приезжали композиторы Е. Крылатов, В. Шаинский, В. Быстряков. Для них танцевал Марис Лиепа. Перед ними выступали известные детские поэты. 

В настоящее событие культурной жизни Крыма превратились Дни А. П. Чехова в Ялте. В апреле в Крым съезжались театральные коллективы, в репертуаре которых значились чеховские постановки. В нем участвовали театры России, Венгрии, Польши, Норвегии, США, Великобритании. В концертах, посвященных Чехову, играли "Виртуозы Москвы", произведения писателя читали мастера художественного слова Василий Лановой, Алла Демидова, Ада Роговцева. 

Невозможно перечислить все праздники, в организации и проведении которых принимала участие Крымская филармония.

Юрий Богатиков собирал своих коллег на фестиваль "Песни моря".

Николай Мозговой приглашал исполнителей на фестиваль "Море друзей".

 Олег Рыжов организовал в Ялте блестящий музыкальный фестиваль "Звезды планеты", который привлек самых одаренных детей и молодых исполнителей классического жанра. Многие из этих встреч с мастерами искусств останутся в благодарной памяти зрителей. 

С 1987 г. директором, а с 1991 г. - генеральным директором филармонии является заслуженный работник культуры Украины, лауреат государственной премии Крыма, почетный гражданин АРК Э. З. Юдицкий. 

В настоящий момент Республиканская организация "Крымская филармония" - это крупнейшая концертная организация не только в Крыму, но и в Украине. В ней 327 штатных единиц. Из них более 200 - артистический и художественный персонал. 

В состав организации входят 8 отделений: Евпаторийское, Симфонический оркестр, Ялтинское, Феодосийское, Керченское, Алуштинское, Севастопольское и Управление в г. Симферополь. 

В состав филармонии входят профессиональные коллективы и мастера искусств, работающие в различных творческих направлениях: классика, культово-духовная музыка, эстрада, фольклор, художественное слово.

В их числе: Симфонический оркестр, ансамбль русских народных инструментов "Калинка", фортепианный дуэт заслуженные артисты Украины Наталья и Игорь Шоренко.

Солисты: Народная артистка Украины Зоя Рудник, заслуженные артисты Украины Нина Козлова, Елена Басаргина, Марина Семенова, Эльмира Налбантова, Елена Рязанова, Татьяна Маркина и многие другие. 

Творческий состав Крымской филармонии постоянно пополняется. В 1992 г. в состав филармонии влился крымско-татарский ансамбль песни и танца "Хайтарма", в 1995 г. - камерный хор "Таврический благовест".

В 2003 г. из числа артистов филармонии были созданы два коллектива: вокальный ансамбль "Джаз-Рандеву" и концертно-фольклорная группа "Славяночка".

В 2006 году в Крымской госфилармонии начал свою деятельность вокальный дуэт "Анжелика и Дионисий" (ныне - "Анжелика и Роландас"). В 2007 году в состав филармонии влился вокальный дуэт заслуженные артистки АРК Анна и Мария Опанасюк.

С 2003 г. в Белом зале Крымгосфилармонии проводятся творческие встречи, концерты, фестивали в рамках проекта "Музыкальная гостиная". 

Большое внимание руководство филармонии уделяет подрастающему поколению.

С 1998 г. начала свою деятельность при филармонии Детская хоровая студия "Таврический благовест", через насколько лет выросшая в самостоятельный высокопрофессиональный коллектив "Молодежный Таврический хор".

В 2007 г. в состав филармонии принята Оперная студия "Волшебное очарование классики". 

Коллективы и артисты Крымской филармонии - постоянные участники Международных, Всеукраинских и Всекрымских фестивалей, торжественных концертов, посвященных знаменательным датам и государственным праздникам. 

Крымская филармония является организатором ряда фестивалей профессионального классического музыкального искусства.

Это Всекрымский фестиваль искусств "Пасхальные певческие ассамблеи", Международный фестиваль камерной музыки "Крымская осень", Международный фестиваль классической гитары "Серебряные струны", Международный фестиваль симфонической музыки им. Н. Рахлина.

Филармония ежегодно, начиная с 2000 г. организует и проводит два международных конкурса – Международный конкурс молодых композиторов "Маэстро" и Международный музыкальный конкурс "Синяя птица", проходящий одновременно в нескольких городах Крыма и собирающий ежегодно более 200 конкурсантов.

Крымская филармония является соавтором городской Программы по художественно - эстетическому воспитанию учащихся школ г. Симферополя "Симферополь - культурная столица".