"Катастрофа, которой не было".
На модерации
Отложенный
Отстаивая южноамериканское происхождение предков рапануйцев, Тур Хейердал указывал на то, что на острове Пасхи имеются виды растений, родиной которых является Южная Америка. Соответственно, завезти их на остров могли лишь южноамериканские индейцы, а вовсе не полинезийцы.
«По мнению Хейердала, эти первые южноамериканские поселенцы привезли на остров ряд растений, включая батат, торомиро, тростник, чилийский перец, хлопок и бутылочную тыкву. Он всегда был уверен, что тростник (Scirpus riparius) – растение, преобладающее во всех трех кратерных болотах, – идентичен своему собрату в Перу; он заявлял, что анализ Олафа Селлинга (до сих пор не опубликованный) определил, что пыльца этого растения вдруг начала осаждаться во время раннего периода появления на острове людей и соединилась с частичками сажи. Он также заявлял, что тростник и таваи (Polygonum acuminatum, другое водяное растение) должны были быть привезены людьми, потому что они вырастают не из семян, а из новых побегов на корневых отпрысках» (Н.Непомнящий, «Остров Пасхи»).
Почти тысяча каменных фигур, каждая весом в тонны, находятся на маленьком острове Пасхи, известном также как Рапа-Нуи, посреди Тихого океана. Эти древние скульптуры, называемые моаи, озадачивали поколения западных антропологов на протяжении последних двух столетий: как они были созданы, и как они были перемещены из мест добычи камня в места на острове, где они находятся сегодня?
И как, если на то пошло, они оказались в шляпах, шириной шесть футов (около 1,8 м), сделанных из другого вида камня, чем сами статуи?
Новое исследование группы американских ученых, некоторые из которых изучают моаи в течение почти двух десятилетий, дает ответ на этот последний вопрос. Физики и антропологи использовали трехмерные модели шляп, которые называются «пукао» (пучок волос), и существующие антропологические данные, которые включают в себя шляпы и статуи, найденные на острове в наше время. Основываясь на их моделировании и существующих доказательствах, они продемонстрировали, что шляпы были установлены до того, как статуи были завершены и расставлены, в то время когда моаи были наклонены вперед.
В предыдущем исследовании, Липо и другой автор исследования нашли что люди транспортировали статуи из карьера подобно тому, как мы двигаем тяжелый шкаф — раскачивая его из стороны в сторону. В случае шляп они искали, по словам исследователя, «особенности пукао, которые могут быть объяснены только одним или другим способом их перемещения».
Шляпы немного трудно изучать, так как большинство из них упали с оставшихся статуй и, будучи сделаны из относительно мягкой вулканической базальтовой пемзы, находясь на земле, они были повреждены людьми и лошадьми, говорит Липо. Они же не все одинакового размера или формы. Но есть некоторые последовательности: углубления в основании шляпы, округлые формы и тот факт, что статуи, на которых они были размещены, имеют общую базовую форму. Учитывая эти сходства, исследователи обнаружили, что, скорее всего, шляпы перемещались, когда статуи были наклонены вперед под углом 17 градусов, как часть процесса перемещения статуи.
"Катастрофа, которой не было". Одна из загадок человечества раскрытаУченые выяснили, как погибла цивилизация острова Пасхи.
До недавнего времени никто не сомневался, что народ, населявший знаменитый остров Пасхи, постигла злая участь. Процветающий клочок земли быстро превратился в выжженную гражданской войной пустыню. Однако ученые выяснили: на самом деле все было не так.
Массовое самоубийство
Рапануи — "пуп мира", как называют его местные — вызывает у исследователей не меньше вопросов, чем пирамиды майя или Стоунхендж. Даже визитная карточка острова— каменные истуканы моаи — до сих пор предмет споров и дискуссий.
Что уж говорить о здешней древней цивилизации. Непонятно, кто, когда, а главное, как сумел добраться до Рапануи — ведь для этого надо было преодолеть огромные расстояния. Например, до соседнего Питкерна — целых две тысячи километров, а до материка — на полторы тысячи больше.До недавнего времени считалось, что Рапануи заселили полинезийцы, прибывшие с запада приблизительно в IX-XII столетиях. Остров тогда покрывали густые пальмовые леса и недостатка в продовольствии не было.Но постепенно популяция росла и к XVII веку достигла невероятных размеров для столь маленькой территории — 15 тысяч человек. Разумеется, потребности населения тоже увеличились. Кладовая ресурсов постепенно скудела. Рапануйцы переживали не лучшие дни: голод, внутриплеменные стычки, случаи каннибализма. И как результат — демографический и культурный крах. В научном сообществе эта теория называется "экоцид", или экологическое самоубийство.
Она объясняет, почему причаливший к этим берегам в пасхальное воскресенье 1722-го голландский путешественник Якоб Роггевен увидел депрессивный пустынный пейзаж вместо пальмовых кущ. А аборигенов насчитал не более трех тысяч.
Однако новое исследование международной команды ученых из университетов Дании, Австралии, Швейцарии и США бросило вызов привычному взгляду на судьбу цивилизации Рапануи.
"Мы можем у них поучиться"
Генетик Копенгагенского университета Виктор Морено-Майар вместе с коллегами взялся изучить останки 15 аборигенов, живших приблизительно в 1670-1950 годах.Ученые ожидали найти какие-либо следы коллапса популяции — например, внезапное падение генетического разнообразия. Удивительно, но биоматериал не содержал ничего подобного."Напротив, наш анализ показал стабильный рост популяции начиная с XIII века и до контакта с европейцами. Это <…> напрямую противоречит идее резкого сокращения населения", — говорит соавтор проекта научный сотрудник факультета биологии и медицины Лозаннского университета Барбара Соуза да Мота.
Выводы команды Морено-Майара полностью согласуются с теми, что несколькими месяцами ранее сделал сотрудник Колумбийского университета палеоэколог Дилан Дэйвис. Он и его коллеги составили карту рапануйских каменистых садов — при таком сельскохозяйственном методе почва перемешивается вместе с валунами. Как результат, влага и питательные вещества сохраняются гораздо дольше и урожай бывает обильнее.Ранее считалось, что площадь каменистых садов достигала 21 квадратного километра (примерно 12 процентов от площади острова). Именно столько требовалось, чтобы прокормить 15 тысяч человек.Однако Дейвис установил: угодья охватывали лишь 0,76 квадратного километра. Урожай с таких площадей собирали небольшой. Но его вполне хватало, чтобы прокормить две-три тысячи аборигенов — именно столько голландец Роггевен насчитал в 1722-м."Рапануйцам удалось выжить в одном из самых отдаленных мест на Земле. И сделали они это достаточно успешно, — констатировал Дилан Дейвис. — Мы можем кое-чему у них поучиться, по крайней мере по части управления ограниченными ресурсами".
Строго говоря, тростник тотора, заросли которого можно видеть на озере в кратере вулкана Рано-Рараку на острове Пасхи, не идентичен южноамериканскому тростнику, но все-таки является его весьма близким родственником. Этот «близкий родственник» растет, например, на озере Титикака – в регионе, который считали своей прародиной знаменитые инки. Инки использовали этот тростник для строительства лодок, на которых они плавали по озеру.
Рапануйцы использовали связки тростника тотора тоже в качестве плавательного средства. Первые экспедиции европейцев на остров Пасхи упоминают, что аборигены подплывали на таких связках к кораблям, а также использовали их в соревнованиях за звание «человеко-птицы года».
Но доказывает ли это, что тотора была сюда завезена на остров Пасхи инками или другими южноамериканскими индейцами?.. Однозначно на этот вопрос ответить нельзя.
Так, например, Непомнящий с аргументами Хейердала не согласен, хотя предлагает в качестве альтернативы еще более длинный и странный путь.
Нынешнее исследование проливает свет на еще одно темное пятно, которое не давало историкам и археологам спокойно спать. Путешествовали ли аборигены острова Пасхи по океану? Ходили ли в гости к своим восточным соседям?
Теоретически такое возможно. Во времена расцвета Рапануи, когда кругом бушевал густой лес, можно было без особого труда соорудить плот или лодку. Практически это доказал в 1950-х норвежский археолог и путешественник Тур Хейердал —построил плавсредство из пальмовых стволов и на нем добрался до побережья Южной Америки.Однако уже в XXI веке специалисты, основываясь на анализе ДНК древних полинезийцев, отвергли гипотезу о "хождении за море". Генетик Морено-Майар решил поступить чисто по-научному — увеличил репрезентативную выборку. И статистика заиграла совсем иначе.Путем генерации генома он установил: приблизительно у десяти процентов генофонда Рапануи — коренное американское происхождение. Но что еще важнее, ученый сделал вывод о том, что обе популяции встречались до прибытия европейцев на остров и в Америку.
"Такое распределение, — заключил Морено-Майар, — согласуется с версией о межэтническом контакте. Скорее всего, произошел он между XIII и XV веками. Хотя с точностью сказать, где именно, пока невозможно".И действительно, в записках испанского мореплавателя XVI столетия Педро Сармьенто де Гамбоа есть рассказы индейцев о могущественном флоте правителя инков Тупака Юпанки. Некогда на нем владыка отправился к далеким островам.В свою очередь, у рапануйцев есть легенда о заморском вожде по имени… Тупа, который однажды нанес на остров дружеский визит. Так что, кто к кому ходил в гости, ученым еще предстоит выяснить.
Когда испанские конкистадоры в начале XVI века пересекли Панамский перешеек и впервые вышли в Тихий океан, им встретилось странное судно. Это был большой плот под парусом, перевозивший груз почти в 30 тонн весом. Им управляли индейцы кечуа, подданные таинственной империи Инков, что раскинулась далеко на юге. Плот был сделан из бальсы, или пробкового дерева. Он уверенно рассекал бурные воды Тихого океана.
Вскоре Франциско Писарро завоевал Перу и сверг Великого инку Атауальпу. Испанцы стали интересоваться историей и легендами покоренного народа. Согласно одной из них, за два поколения до прибытия конкистадоров, Тупак Инка Юпанки, кстати, дед Атауальпы, якобы плавал далеко на запад, в океан, и достигал населенных островов.
Комментарии