Замначальника Уральского ГУ ЦБ РФ: «Самый главный выбор сейчас – потреблять или сберегать»
На модерации
Отложенный
За ростом ключевой ставки в наше время не следит только ленивый, и большинство граждан хватается за сердце, когда ЦБ РФ повышает ее на очередной пункт. Россияне сетуют на баснословно взлетевшие ставки по кредитам. Ждать ли дальнейшего их роста? Когда начнется снижение? Когда замедлится рост инфляции? Как грамотно распорядиться сбережениями в текущей ситуации? На эти вопросы в интервью «ФедералПресс» ответил заместитель начальника Уральского главного управления Банка России Сергей Коровин.
Вырастет ли ключевая ставка
Сергей Владимирович, все россияне – и уральцы не исключение – с замиранием сердца следят за ростом ключевой ставки. Некоторые эксперты дают прогноз роста ставки до 20,25% и выше. Каковы ваши прогнозы – будет ставка расти или снижаться?
— Центральный банк принимает решение по ключевой ставке, чтобы вернуть инфляцию к 4%. Это уровень, который Центральный банк заявил в качестве своей главной цели денежно-кредитной политики. Последнее решение о повышении ключевой ставки было обусловлено тем, что инфляционное давление в российской экономике остается достаточно высоким и инфляция существенно превышает целевой уровень. В августе годовая инфляция в целом по стране составила 9,1%. И что особенно важно – продолжают расти инфляционные ожидания и населения, и бизнеса.
Поэтому Банк России на очередном заседании Cовета директоров, которое состоится в октябре, будет вынужден пересмотреть свой прогноз по инфляции. В июле мы прогнозировали, что инфляция на конец года составит 6,5–7%, но, по всей видимости, она будет повыше.
Сохранение высокой инфляции – это отражение того, что спрос в экономике существенно опережает возможности производства и предложения. В этих условиях Центральный банк видит необходимость ужесточения своей денежно-кредитной политики, чтобы сохранить сбережения граждан, защитить их от обесценивания и создать условия для стабильного развития экономики.
Да, действительно, Центральный банк дал жесткий сигнал о возможности повышения ключевой ставки, возможно даже на ближайшем заседании Совета директоров. Средний диапазон ключевой ставки на текущий год предполагает ее возможное увеличение до 20%. Но это не значит, что оно обязательно произойдет.
Кредитное ярмо
Собственно, тревоги сограждан связаны с ростом процентов по кредитам – та же ипотека, а также автокредитование становятся всё более недоступными для широких масс населения. Снизятся ли ставки с понижением ключевой?
— В целом я согласен с вашим тезисом о том, что рост инфляции приводит к росту процентных ставок по кредитам. Именно в такой логике, а не в том, что ключевая ставка влечет за собой повышение ставок по кредитам. Дело в том, что если бы даже ключевая ставка не повышалась, но повысились темпы инфляции, то, соответственно, банки вынуждены были бы повысить ставки, потому что никто бы не захотел размещать свои средства в банках ниже инфляции. Ну и, соответственно, появился бы массовый спрос на кредиты, который они просто не смогли бы удовлетворить.
Поэтому да, действительно, инфляция – это один из определяющих параметров с точки зрения ставок, в том числе по кредитам. Центральный банк, повысив ключевую ставку, пытается за счет охлаждения кредитной активности снизить потребительский спрос и тем самым привести его в соответствие с производственными возможностями экономики.
Из-за высоких ставок сейчас не самое выгодное время для оформления кредита, в том числе на приобретение жилья. Возможно, более рациональная стратегия сейчас – это размещение своих сбережений на вкладах, ставки по ним растут одновременно с повышением ставок по кредитам. Причем доходность по депозитам сейчас существенно выше текущей инфляции, таким образом, есть возможность не только сохранить свои сбережения от обесценивания, но еще и приумножить.
По мере того как инфляция будет замедляться, появятся условия для снижения ключевой ставки и для снижения ставок по кредитам. Мы такое наблюдали в периоде после 2015 года – тогда Центральный банк тоже сильно повышал ключевую ставку. Результатом этого стала снизившаяся инфляция: в 2017–2020 годах среднегодовое значение инфляции было близко к 4%. И в тот же период мы наблюдали исторический минимум по кредитным ставкам.
Как вы оцениваете закредитованность жителей Урала? Какие регионы наиболее закредитованы?
— Если брать в расчет общий объем задолженности населения перед банками, то это Тюменская, Свердловская и Челябинская области. Можно еще посмотреть, как выглядит отношение задолженности по кредитам на одного гражданина к среднемесячной зарплате. В целом по Уральскому федеральному округу на протяжении последнего года оно стабильно находится на уровне трех зарплат. То есть три текущих зарплаты в среднем житель Урала должен банкам. И тут регионы Урала мало друг от друга отличаются. Что касается просрочек по кредитам, то уже 5 лет этот показатель в УрФО держится на уровне 3%. Пять лет назад был 4%. То есть в целом картина в регионе выглядит достаточно благополучно.
Помнится, Центробанк выступал одним из инициаторов принятия закона о самозапрете кредитов: он поможет снизить закредитованность граждан?
— Этот закон направлен не на борьбу с увеличением долговой нагрузки, а на снижение потерь от мошенничества, когда люди берут кредиты под психологическим воздействием и отдают их преступникам. Или когда из-за утечки персональных данных мошенники оформляют на кого-то кредиты. Оформив самозапрет на получение кредитов, можно будет застраховать себя от таких рисков.
Помогают ли людям справиться с долгами кредитные каникулы? Насколько активно ими пользуются?
— Механизм кредитных каникул впервые был опробован в пандемию и показал свою эффективность. 70% заемщиков, оформившие рассрочку, успешно возвращались в графики платежей. Сейчас по закону у гражданина есть возможность получить кредитные каникулы, если он столкнется со снижением своего среднемесячного дохода на 30 и более процентов по сравнению с предыдущим годом или пострадает от чрезвычайной ситуации.
Последний пример – это наводнение в Оренбурге.
Там как раз был высокий спрос на кредитные каникулы. Ну и помимо кредитных каникул есть еще собственные программы банков, которые готовы пойти навстречу своим заемщикам, если они столкнулись с определенными сложностями.
Всего с начала 2024 года по Уральскому федеральному округу банки реструктурировали и по закону о кредитных каникулах, и по собственным программам почти 40 тысяч кредитов на сумму около 20 млрд рублей. Наверное, в сравнении с общим долгом граждан, который составляет 3,5 триллиона, это не особо значимая сумма, но тем не менее для каждого заемщика это, безусловно, важно.
Заместитель начальника Уральского главного управления Банка России Сергей Коровин
Рычаги лояльности для банков
Вы все время закручиваете гайки для банков: вводите ограничения по выдаче кредитов. Есть ли какой-то эффект от этих мер?
— С 2023 года мы вводим для банков и МФО лимиты на выдачу кредитов заемщикам с высоким показателем долговой нагрузки. Лимиты нужны, чтобы ограничить риски в экономике, связанные с ростом закредитованности граждан. До введения лимитов более трети потребительских кредитов предоставлялось людям с ПДН более 80% и более половины – людям с ПДН более 50%.
И да, каждый квартал лимиты ужесточаются. Например, с III квартала 2024 года потребительские кредиты без лимита кредитования, предоставленные заемщикам с ПДН выше 80%, должны составлять не более 5% в общем объеме выдач у банков и не более 10% – у микрофинансовых организаций.
Также мы используем надбавки к капиталу для того, чтобы банки имели дополнительный запас капитала на случай роста потерь по кредитам. В пределах лимитов мы разрешаем банкам кредитовать рискованных заемщиков с высокой долговой нагрузкой, но за это банки должны больше денег зарезервировать, увеличив собственный капитал. В случае кризиса он покроет возможные убытки. То есть впрямую это не запрет на кредитование таких заемщиков – банки вправе такие решения принимать, но экономически делать это им становится невыгодно.
Помогут ли ваши меры снизить закредитованность? Или люди, которым отказали в кредите банки, пойдут искать возможность занять деньги куда-то еще?
— Да, в целом они работают. Эти меры позволили заметно оздоровить ситуацию с потребительским кредитованием: доля кредитов заемщикам с большими долгами снизилась.
Кстати, с 1 января 2024 года банки и МФО обязаны уведомлять заемщика о рассчитанном показателе долговой нагрузки, а если он превысит 50% от его дохода, то сообщать о рисках. В конце года посмотрим, как практика таких уведомлений влияет на поведение клиентов.
Если банк сознательно идет на превышение макропруденциальных лимитов, Центральный банк применяет меры воздействия, вплоть до того, что мы можем вообще запретить банку выдавать те или иные виды кредитов таким заемщикам. Если говорить о займах в МФО как альтернативе кредитам, то микрофинансовые организации также обязаны следовать нашим предписаниям.
Предпосылок для паники нет
Эксперты полагают, что сегодня главным риском, который может привести к массовому банкротству компаний – как мелких, так и крупных – стала недоступность дешевых заемных денег. Не начнут ли разоряться строительные фирмы, не появятся ли вновь обманутые дольщики?
— Вспомним 2014 и 2008 годы, когда в кризис в целом охватывал всю экономику. Тогда не только в жилищном строительстве наблюдалось охлаждение, а вся экономика испытывала проблемы. Отсюда в строительной сфере, например, возникала проблема обманутых дольщиков.
Но сейчас-то в отношении всей экономики мы таких проблем не наблюдаем. Есть заказы со стороны, прежде всего, бюджета, в том числе в части, касающейся инфраструктуры, грузоперевозок, необходимости создания дополнительных складских помещений, различных промышленных объектов, от предприятий машиностроения, которые строят новые объекты и так далее. Поэтому сейчас не существует условий, чтобы в какой-то отрасли было все плохо, в том числе в строительстве. Ну, и для глобального кризиса предпосылок не наблюдаем.
Когда ждать снижения ставки?
Ключевая ставка продолжает расти, инфляция тоже растет. Ваши меры по снижению инфляции не помогают? Есть ли другие способы замедлить рост цен?
— Торможение инфляции происходит постепенно, у инфляционных процессов большая инерция. Требуется значительное время, чтобы новый уровень процентных ставок повлиял на решения потребителей и бизнеса, на кредит и спрос, и как результат – на инфляцию. Этот срок Банк России оценивает в 3–6 кварталов.
Насчет других способов замедлить рост цен… Мы часто слышим предложение просто административно «заморозить» цены. Но искусственно заниженные фиксированные цены неизбежно и очень быстро сделают невыгодными производство и продажу товаров. Это приведет к дефициту товаров в стране и возникновению черного рынка с еще более высокими ценами. Динамика рыночных цен показывают бизнесу, на что есть спрос, что и в каких объемах надо производить.
Ключевая ставка – это действенный инструмент влияния на инфляцию, который не нарушает рыночные механизмы.
По нашему прогнозу, в следующем году инфляция должна снизиться до 4–4,5% и будет находиться вблизи 4% в дальнейшем. Этот тот временной интервал, в течение которого Центральный банк планирует стабилизировать инфляцию, приблизить к целевому уровню.
Соответственно, в данном случае для населения самая простая развилка – это решить для себя, что сейчас выгоднее: потреблять или сберегать? Взять кредит или лучше отложить и накопить средства, а потом уже на более комфортных условиях заключить кредитные договоры, если это понадобится.
Комментарии